Я помню, как все начиналось
– Есть такая шутка про начинающего
репортера, который задавал всем собеседникам один и тот же вопрос: что вы сейчас
чувствуете? Если позволите, с него и начнем. Авторитетное издание назвало вас «Министром
года». Как вам в новом качестве?
репортера, который задавал всем собеседникам один и тот же вопрос: что вы сейчас
чувствуете? Если позволите, с него и начнем. Авторитетное издание назвало вас «Министром
года». Как вам в новом качестве?
– Я
отвечу так же тривиально. Я не считаю, что это звание я заслужил единолично.
То, что в списке появилась номинация, которая отмечает руководителей органов
исполнительной власти, которые занимаются реализацией культурной политики, –
это, конечно же, справедливо.Но важно
и понимать:в одиночку министр
ничего сделать не может. И все наши культурные достижения и прорывы – не
результат работы одного человека. Мы находимся в системе
общественно-государственного управления культурными процессами в Красноярском
крае. И все, что у нас происходит в этой области, – следствие целенаправленной
политики, которая инициируется как министерством культуры, так и сообществом
экспертов, педагогов, исполнителей. Ничего из этого было бы невозможно без
постоянной помощи со стороны губернатора, членов правительства, депутатов
Законодательного собрания Красноярского края. Это коллективная награда. Я уже
не в том возрасте, чтобы упиваться тем или иным званием, хотя, конечно, всегда приятно,
когда тебя отмечают. Самое главное то, что Красноярский край сейчас
рассматривается как один из центров музыкальной жизни страны. В этом отношении
мы стали в один ряд с Москвой, Петербургом, Самарой, Екатеринбургом, Нижним
Новгородом, Казанью. Особенно важно, что такой вывод сделало самое авторитетное
российское издание, посвященное академической музыке.
отвечу так же тривиально. Я не считаю, что это звание я заслужил единолично.
То, что в списке появилась номинация, которая отмечает руководителей органов
исполнительной власти, которые занимаются реализацией культурной политики, –
это, конечно же, справедливо.Но важно
и понимать:в одиночку министр
ничего сделать не может. И все наши культурные достижения и прорывы – не
результат работы одного человека. Мы находимся в системе
общественно-государственного управления культурными процессами в Красноярском
крае. И все, что у нас происходит в этой области, – следствие целенаправленной
политики, которая инициируется как министерством культуры, так и сообществом
экспертов, педагогов, исполнителей. Ничего из этого было бы невозможно без
постоянной помощи со стороны губернатора, членов правительства, депутатов
Законодательного собрания Красноярского края. Это коллективная награда. Я уже
не в том возрасте, чтобы упиваться тем или иным званием, хотя, конечно, всегда приятно,
когда тебя отмечают. Самое главное то, что Красноярский край сейчас
рассматривается как один из центров музыкальной жизни страны. В этом отношении
мы стали в один ряд с Москвой, Петербургом, Самарой, Екатеринбургом, Нижним
Новгородом, Казанью. Особенно важно, что такой вывод сделало самое авторитетное
российское издание, посвященное академической музыке.
Основным фактором,
определяющим культурную инициативу, становится общественная и культурная
значимость проекта, а не личные предпочтения спонсора-миллионера
определяющим культурную инициативу, становится общественная и культурная
значимость проекта, а не личные предпочтения спонсора-миллионера
– Какое событие в культурной жизни края
в 2010 году вы считаете самым знаковым?
в 2010 году вы считаете самым знаковым?
– Событий
хватало. Условия музыкальной жизни в Красноярском крае и в краевом центре
значительно улучшились, но мне бы не хотелось ограничиваться только лишь
вопросами развития материальной базы. Мы закончили ремонт Норильского
музыкального колледжа, который стоит рассматривать не только как структуру,
занимающуюся подготовкой кадров, но и как активный социально-культурный
институт. Наконец-то полностью завершилась реконструкция комплекса Красноярской
краевой филармонии. Благодаря этому уже в прошлом году в Красноярск приехали коллективы
очень высокого уровня: Национальный филармонический оркестр России под
управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова, Государственная
академическая капелла под управлением Владимира Минина, Российский национальный
оркестр под управлением Михаила Плетнева… Все это – знаковые личности, которые
уже при жизни принадлежат истории.
хватало. Условия музыкальной жизни в Красноярском крае и в краевом центре
значительно улучшились, но мне бы не хотелось ограничиваться только лишь
вопросами развития материальной базы. Мы закончили ремонт Норильского
музыкального колледжа, который стоит рассматривать не только как структуру,
занимающуюся подготовкой кадров, но и как активный социально-культурный
институт. Наконец-то полностью завершилась реконструкция комплекса Красноярской
краевой филармонии. Благодаря этому уже в прошлом году в Красноярск приехали коллективы
очень высокого уровня: Национальный филармонический оркестр России под
управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова, Государственная
академическая капелла под управлением Владимира Минина, Российский национальный
оркестр под управлением Михаила Плетнева… Все это – знаковые личности, которые
уже при жизни принадлежат истории.
Не
менее важный момент – тщательная подготовка и проведение в Красноярске Второго
всероссийского балетного форума. После этого события в целом ряде федеральных
изданий известнейшие критики в области хореографии, пользующиеся международным
авторитетом, назвали Красноярск балетным городом.
менее важный момент – тщательная подготовка и проведение в Красноярске Второго
всероссийского балетного форума. После этого события в целом ряде федеральных
изданий известнейшие критики в области хореографии, пользующиеся международным
авторитетом, назвали Красноярск балетным городом.
Я сидел в зале во время
первого концерта Красноярского симфонического оркестра. И видел, как выросла
музыкальная грамотность публики – сегодня почти все концерты классической
музыки проходят с аншлагом. Это показатель интеллектуального уровня города
первого концерта Красноярского симфонического оркестра. И видел, как выросла
музыкальная грамотность публики – сегодня почти все концерты классической
музыки проходят с аншлагом. Это показатель интеллектуального уровня города
– То есть культура Красноярья не
застаивается и развивается по новым направлениям?
застаивается и развивается по новым направлениям?
– Безусловно. Культурная палитра Красноярского края
еще не сформирована окончательно, но основные ее направления сегодня уже
обозначены. И все культурные достижения в крае получат свое дальнейшее
развитие. Смотреть, как меняется в лучшую сторону музыкальная среда города
Красноярска, мне особенно приятно, потому что я помню, как все это начиналось.
Я сидел в зале во время первого концерта Красноярского симфонического оркестра.
Я вижу, как выросла музыкальная грамотность публики – сегодня почти все
концерты классической музыки проходят с аншлагом. Я считаю, что это показатель
интеллектуального уровня города. Выросла загрузка театра оперы и балета на его
репертуарных спектаклях. Впервые Красноярский хореографический колледж получил
приглашение за рубеж и успешно выступил на различных конкурсах. Отчего-то в череде
событий культурной жизни на фоне соревнования произведений того или иного жанра
в погоне за популярностью для широкой публики почти незамеченным оказалось еще
одно знаковое событие. В Пекин на традиционный хоровой фестиваль ездил
Красноярский хор мальчиков и юношей «Каприччио». Более ста стран представило
там свои коллективы. В своей группе наши ребята заняли второе место. Это тоже
определяет уровень культуры города.
еще не сформирована окончательно, но основные ее направления сегодня уже
обозначены. И все культурные достижения в крае получат свое дальнейшее
развитие. Смотреть, как меняется в лучшую сторону музыкальная среда города
Красноярска, мне особенно приятно, потому что я помню, как все это начиналось.
Я сидел в зале во время первого концерта Красноярского симфонического оркестра.
Я вижу, как выросла музыкальная грамотность публики – сегодня почти все
концерты классической музыки проходят с аншлагом. Я считаю, что это показатель
интеллектуального уровня города. Выросла загрузка театра оперы и балета на его
репертуарных спектаклях. Впервые Красноярский хореографический колледж получил
приглашение за рубеж и успешно выступил на различных конкурсах. Отчего-то в череде
событий культурной жизни на фоне соревнования произведений того или иного жанра
в погоне за популярностью для широкой публики почти незамеченным оказалось еще
одно знаковое событие. В Пекин на традиционный хоровой фестиваль ездил
Красноярский хор мальчиков и юношей «Каприччио». Более ста стран представило
там свои коллективы. В своей группе наши ребята заняли второе место. Это тоже
определяет уровень культуры города.
Диалог направлений
– А насколько сильна в Красноярском крае
культурная инициатива снизу? Есть ведь множество разных методик управления
культурой. В США, к примеру, государственная поддержка культуры минимальна и
даже нет такого министерства…
культурная инициатива снизу? Есть ведь множество разных методик управления
культурой. В США, к примеру, государственная поддержка культуры минимальна и
даже нет такого министерства…
– Я
знаком со всеми теориями и моделями культурной политики. Благополучие той
модели заключается в том, что те или иные процессы культурной жизни в основном инициируются
богатыми людьми – меценатами. При минимальном участии государства и
муниципалитетов. И основным определяющим фактором становится общественная и
культурная значимость того или иного проекта, а не личные предпочтения
спонсора-миллионера. Американская модель вряд ли нам подходит – слишком далека
от российского менталитета. Мы находимся еще в начале пути. Но очень важно, что
некоторые ее элементы у нас уже появились и успешно о себе заявляют. Трудно
представить себе культурную жизнь Красноярского края без Фонда Михаила Прохорова.
Его влияние на культурный процесс огромно – Книжная ярмарка, Фестиваль
мультфильмов, в конце концов, все приезды к нам оркестра Плетнева оплачивает
фонд. Во многих больших проектах участвует СУЭК, благодаря которому красноярцы
смогли увидеть спектакль «Пролетный гусь» по мотивам повести Виктора Астафьева.
Таких инициатив пока, к сожалению, не очень много, однако со временем, я думаю,
их число возрастет. Благо, что тенденция уже существует. Другое дело, ее
позитивное развитие зависит от множества факторов, в том числе экономических –
не стоит забывать, что мы живем в постоянно меняющемся мире.
знаком со всеми теориями и моделями культурной политики. Благополучие той
модели заключается в том, что те или иные процессы культурной жизни в основном инициируются
богатыми людьми – меценатами. При минимальном участии государства и
муниципалитетов. И основным определяющим фактором становится общественная и
культурная значимость того или иного проекта, а не личные предпочтения
спонсора-миллионера. Американская модель вряд ли нам подходит – слишком далека
от российского менталитета. Мы находимся еще в начале пути. Но очень важно, что
некоторые ее элементы у нас уже появились и успешно о себе заявляют. Трудно
представить себе культурную жизнь Красноярского края без Фонда Михаила Прохорова.
Его влияние на культурный процесс огромно – Книжная ярмарка, Фестиваль
мультфильмов, в конце концов, все приезды к нам оркестра Плетнева оплачивает
фонд. Во многих больших проектах участвует СУЭК, благодаря которому красноярцы
смогли увидеть спектакль «Пролетный гусь» по мотивам повести Виктора Астафьева.
Таких инициатив пока, к сожалению, не очень много, однако со временем, я думаю,
их число возрастет. Благо, что тенденция уже существует. Другое дело, ее
позитивное развитие зависит от множества факторов, в том числе экономических –
не стоит забывать, что мы живем в постоянно меняющемся мире.
После Второго всероссийского балетного
форума известные критики назвали Красноярск балетным городом
форума известные критики назвали Красноярск балетным городом
– Кроме того, прошедший год был
обозначен масштабной дискуссией по вопросу сохранения в Красноярском крае
исторического архитектурного наследия.
обозначен масштабной дискуссией по вопросу сохранения в Красноярском крае
исторического архитектурного наследия.
– Эта
тема одна из самых сложных для нас. С тех пор, как было создано министерство
культуры, мы очень пристально следим за тем, чтобы не нарушалось действующее
законодательство относительно архитектурных памятников. Мы занимаемся
разработкой нормативных документов, которые должны быть приняты на краевом
уровне, организацией и финансированием реставрационных работ. Мы продолжаем
разрабатывать чрезвычайно сложную программу реставрации центра города
Красноярска совместно с министерством экономики, министерством строительства и
архитектуры и администрацией Красноярска. Уже определен перечень памятников, и
в скором времени он будет обнародован, которые будут подвержены ремонтно-реставрационным
работам.
тема одна из самых сложных для нас. С тех пор, как было создано министерство
культуры, мы очень пристально следим за тем, чтобы не нарушалось действующее
законодательство относительно архитектурных памятников. Мы занимаемся
разработкой нормативных документов, которые должны быть приняты на краевом
уровне, организацией и финансированием реставрационных работ. Мы продолжаем
разрабатывать чрезвычайно сложную программу реставрации центра города
Красноярска совместно с министерством экономики, министерством строительства и
архитектуры и администрацией Красноярска. Уже определен перечень памятников, и
в скором времени он будет обнародован, которые будут подвержены ремонтно-реставрационным
работам.
Закончена
реставрация Успенской церкви в городе Енисейске, продолжается работа над
Юдинской библиотекой, мы отреставрировали пароход-музей «Святитель Николай», закончили
работы в доме Севастьянова на улице Горького. Начали работу на доме Кузнецова
на проспекте Мира и на Архиерейском доме на пресечении проспекта Мира с улицей
Горького.
реставрация Успенской церкви в городе Енисейске, продолжается работа над
Юдинской библиотекой, мы отреставрировали пароход-музей «Святитель Николай», закончили
работы в доме Севастьянова на улице Горького. Начали работу на доме Кузнецова
на проспекте Мира и на Архиерейском доме на пресечении проспекта Мира с улицей
Горького.
– И последнее. Сегодня одной из
обсуждаемых тем краевой культуры является вопрос об изменении статуса культурно-исторического
музейного комплекса…
обсуждаемых тем краевой культуры является вопрос об изменении статуса культурно-исторического
музейного комплекса…
– В
прессе то и дело появляются сообщения на эту тему. Руководители музея внесли
предложение учредителю об изменении статуса. Руководство комплекса считает, что
это должен быть музей современного искусства. Существует и другая точка зрения,
согласно которой политика комплекса должна оставаться столь же
сбалансированной, а музейное пространство столь же многофункциональным, как в
настоящее время. Сейчас идет дискуссия по этому вопросу и рано говорить о ее
результатах. Хочу подчеркнуть – это нормальный культурологический разговор,
дискуссия, которые ведутся во всем мире и всегда существовали в истории культуры.
Ситуацию я бы не стал драматизировать, более того, хорошо, что край становится
площадкой для дискуссий не только экономического и инвестиционного, но и
культурного плана.
прессе то и дело появляются сообщения на эту тему. Руководители музея внесли
предложение учредителю об изменении статуса. Руководство комплекса считает, что
это должен быть музей современного искусства. Существует и другая точка зрения,
согласно которой политика комплекса должна оставаться столь же
сбалансированной, а музейное пространство столь же многофункциональным, как в
настоящее время. Сейчас идет дискуссия по этому вопросу и рано говорить о ее
результатах. Хочу подчеркнуть – это нормальный культурологический разговор,
дискуссия, которые ведутся во всем мире и всегда существовали в истории культуры.
Ситуацию я бы не стал драматизировать, более того, хорошо, что край становится
площадкой для дискуссий не только экономического и инвестиционного, но и
культурного плана.