Ломановы – знаковая фамилия русского хоккея!

Ломановы – знаковая фамилия русского хоккея!

Не каждый из любителей спорта знает, что хоккей с мячом в нашей стране, который раньше называли русским хоккеем, был популярен еще в довоенный период, задолго до хоккея с шайбой, который у нас именовали тогда «канадским хоккеем».

В истории российского спорта есть уникальные случаи, когда близкие родственники  становились значимыми фигурами в развитии отдельных видов спорта. Вспомним легкоатлетов  братьев Знаменских, красноярских альпинистов Абалаковых, хоккеистов-близнецов Бобровых и Рогулиных, олимпийских чемпионов борцов-вольников братьев Сайтиевых, теннисистов брата и сестру Сафиных. А в русском хоккее – это, конечно же, отец и сын Ломановы, старшему из которых в мае 2022 года исполнилось 65 лет!

Сергей Ломанов-старший – человек уникальной удачливости. Так он сам считает. В разговоре то и дело слышишь – «мне повезло с тренером», «с родителями», «с друзьями», «с командой», «родиться в этом дворе»…

Но красноярцы знают, что везение – это только 5 % успеха, еще 5 % — талант, а все остальное – неимоверный каждодневный труд!  Городской легендой он стал почти сразу после появления в хоккейном клубе «Енисей».  И на стадион шли именно «на Ломанова». После очередного мяча восхищенно скандировали: «Против Лома нет приема!».

Сергей Ломанов после окончания матча VIII международного турнира на призы газеты «Советская Россия» СССР — Швеция. Иркутск, 1986 год.

Сергей Иванович Ломанов родился 22 мая 1957 года в г. Красноярске. Засл. мастер спорта СССР, засл. тренер России.

В чемпионатах СССР и России сыграл 332 матча, забил 582 мяча. За сборную сыграл 131 матч, забил 180 мячей. В составе ХК «Енисей» (г. Красноярск) завоевывал первенство страны (10 раз), кубок СССР (1), кубок европейских чемпионов (5), кубок мира (3).

С 1989 по 1995 год играл за клуб «Сириус» (г. Уппсала, Швеция). По опросу шведских журналистов, признан лучшим игроком XX века. Под его руководством и при участии сборная России 6 раз становилась чемпионом мира. За 20 лет его тренерской работы клуб «Енисей» неоднократно выигрывал чемпионат и Кубок России, дважды — Суперкубок России, а также Кубок европейских чемпионов и дважды Кубок мира.

Награжден орденом Почета и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Отмечен благодарностью президента России. Почетный гражданин Красноярска  (2001).

Стадион — двор

С Сергеем Ивановичем мы беседуем в новом здании стадиона «Енисей», построенном к Универсиаде-2019 в том числе благодаря его заслугам, имени и настойчивости.

Через панорамные окна кабинета прекрасно видна ледовая площадка. Там уже начинают раскатываться перед тренировкой игроки.

Во время разговора Сергей Ломанов часто посматривает на лед и иногда морщится, увидев ошибку молодых спортсменов.

Сам он встал на коньки лет в пять-шесть. Надевал 30 (!) пар носков, чтобы коньки, доставшиеся от брата Виктора, который старше на 4 года, не слетали с ног – и на лед. Наверное, благодаря этому и ноги такие мощные развились, смеется он сейчас.

Брат часто подсказывал приемы, просил друзей, чтобы Сергея взяли в команду – тем более что тот всё ловил с полуслова и быстро стал полезен на площадке.

Мне повезло, что я родился здесь, в Ленинском районе, где был хоккей с мячом. Вот в Северо-Западном тогда развивали футбол – там бы я стал футболистом. На Металлургов, в Роще – хоккей с шайбой – там Саня Сёмин родился. Он в шайбу играл, а я — в мяч. Кто где родился, тот там и пригодился, — резюмирует размышления о влиянии городской «географии» на развитие спорта в Красноярске Сергей Иванович.

Стадион в те годы стоял на этом же месте. Нынешний – по сути своей, ледовый дворец – уже третье поколение. Крытый – с кровлей, возведенной по уникальной технологии.  С ярким освещением, комфортными раздевалками, трибунами на 5 тысяч мест.

В его детстве комфорта было намного меньше, но то время Сергей Ломанов вспоминает с огромной благодарностью.

Тогда в каждом дворе был детский спортивный клуб. Отремонтированный подвал, несколько раздевалок, бильярдная, настольный теннис.

Клубом руководили инструкторы. Собирали дворовые команды – летом футбольные, зимой – хоккейные — и играли на первенство района. Мальчишки жили этим.

Те, у кого получалось получше, переходили в спортивную школу, где бесплатно тренировались и получали экипировку.

В детстве я удачно попал в компанию, — уверен Сергей Ломанов.

Среди его дворовых друзей встречались не только хорошие мальчики, были и хулиганы.

Вот это дворовое братство и воспитывало – и хорошим примером, и плохим: всё было на виду, и сразу становилось ясно, как надо поступать, как нет. Нельзя обижать человека неуважением, предавать, подхалимничать, задирать голову – кем бы ты ни был.

Росли рядом дети разных национальностей, совершенно не задумываясь, кто из какой республики попал в Красноярский край.

С родителями, считает Сергей Ломанов, ему тоже повезло. И отец, и мама работали на Красмаше. Воспитывали как-то подспудно, где-то примером, где-то жестким, коротким разговором – без морализаторства, но так, что по два раза повторять не приходилось. И не напрягались из-за того, что Сергей и Виктор всё время проводили во дворе и на стадионе, – видели, что дети заняты делом.

И дома парни то клюшку клеили, то мяч – были такие, кожаные со шнуровкой, а внутри камера. Вот эта-то камера и лопалась периодически. Приходилось ее доставать, клеить, снова засовывать в кожаную оболочку. Мальчишкам советского времени многое приходилось делать своими руками — рассчитывать было больше не на кого.

Когда сыновья стали ездить на соревнования, сборы, и начались пропуски в школе, отец всё равно не ругался – даже если вызывали в школу.

Учила жизни и команда, для которой не имели значения ни происхождение, ни национальность, – только человеческие и игровые качества.

Мне, конечно, легче было – старший брат подсказал. Когда поехал впервые с «Енисеем» на тренировку, я выждал, когда все сядут, — у каждого, кто давно в команде, есть свое место в автобусе — и только тогда зашел. Всё! Первый экзамен прошел! — с благодарностью вспоминает Сергей Ломанов о напутствии брата.

Тренер

Чего Сергей опасался, так это вызовов в школу тренера.

 Конечно, мне повезло, что я попал к Позднякову Валерию Филипповичу. Он только закончил карьеру хоккеиста и сразу набрал группу. Он такой характерный, неуступчивый к власти. И мы такие же все с ним выросли.  Он нам как второй папа – очень жесткий был, требовательный. А если его вызывали в школу, заставлял потом дневники показывать, отчитывал, наказывал — мы ему вечно что-то сдавали. Он жил нами.

Самого Ломанова Валерий Поздняков несколько раз выгонял из команды. Юный хоккеист, взращенный улицей, и сам с характером, то прослушает указания тренера, то просто по-своему сделает, то фыркнет. И сразу прилетало: пробежаться, отжаться. Раз, другой, третий. «Не побегу!» — «Тогда вон отсюда!».

И уходил. А через месяц возвращался, смирив гордыню, — без хоккея просто не мог.

В те годы, когда Поздняков набрал своих первых мальчишек, красноярская команда занимала последние места в высшей лиге. А он убеждал ребят: через 10—15 лет будете чемпионами Советского Союза!

Мы такие между собой: «Да, ладно, что ты гонишь-то?!». А потом стали чемпионами, как он и обещал! — до сих пор восхищается установками своего тренера Сергей Ломанов.

Сборная СССР — чемпион мира среди юниоров 1976 года. Сергей Ломанов — четвертый слева в верхнем ряду

В спортивной школе он проводил по 5—6 часов в день. Тренировался по очереди со всеми возрастными группами.

После ДЮСШ бежал в хоккейную коробку во дворе. Вечером на ней собирались молодежь с Красмаша и студенты ВТУЗа. Кто-нибудь из них обязательно приглашал Сергея в команду, ведь влюбленного в хоккей толкового парнишку уже хорошо знали.

В итоге зимой каждый день набиралось по 8—10 часов тренировок. Откуда только и сил хватало? А ведь в раннем детстве ему поставили страшный диагноз — порок сердца. Мать пыталась ограничить активность бегучего сына, да куда там – не привязывать же.

Наверное, диагноз все-таки был ошибочный, — предполагает сегодня прославленный хоккеист.

Ходят легенды о том, что Ломанов в годы юности мог сдать мастерский норматив по десяти видам спорта. Но он не считает такой уровень подготовки уникальным:

Это не только я. Любой хоккеист, футболист мог стать хорошим легкоатлетом или конькобежцем.

Мама на игры не ходила. В первый раз пришла неудачно: сына ударили, уронили, каска слетела… И она с тех пор переживала за него дома.

А отец сначала приходил на матчи, чтобы поболеть за ребенка, а потом втянулся и сам по-настоящему полюбил русский хоккей.

Родители полностью доверяли тренеру. Выгнал? Заслужил! Наказал?! За дело! Другого подхода к отношениям между тренером и сыном они не признавали.

От тренера зависит всё: и уровень подготовки спортсмена, и его волевые качества, и здоровье, считает Сергей Ломанов.

Я терпеть не могу тренеров, которые кричат на мальчиков: «Пас! Пас! Пас!». Они убивают в ребенке талант. Он напугается и начнет пас искать, чего еще не умеет в силу возраста и характера. Маленький человек не может обладать хорошим пасом. Он индивидуально играет. Только индивидуально сильный игрок может научиться хорошо играть в пас. Хороший тренер мальчишек и физически раньше времени не будет нагружать, он будет учить их технике, обогащать знаниями. В итоге в 18 лет, когда парни выросли уже и всё умеют делать, они мощность подкачают и всё – становятся игроками сборной.

Шведский период

Проведенные в шведском хоккейном клубе «Сириус» (г. Уппсала) шесть лет, по его мнению, мало чем смогли обогатить его игру.

Это они от нас понабрали! Они не могли меня ни догнать, ни отобрать мяч.  Я издевался над ними. Говорил им: «Вы играете, как мы живем!», — вспоминает он, хотя отдает должное умению шведов играть в защите.

В Швецию его пригласили в 1989 году, когда в СССР жизнь действительно становилась тяжелее с каждым днем.

За рубежом ему сначала и любовь окружающих, и улыбки, и слова показались искренними. Но быстро понял, что продавщица обязана ему улыбаться, иначе ее просто уволят.

 Я же приехал из мрачной страны. А там тебя магазины приглашают, знакомятся, дарят какие-то подарки. Сначала все казались таким классными. А потом стало понятно, что всё это обманчиво.

Сергей Ломанов-старший с сыном, Москва, 1989 год

Зато он стал намного больше времени проводить с сыном Сергеем, которому тогда исполнилось 9 лет. Возил его в школу при посольстве – час туда, час обратно, потом на тренировки. Больше времени проводил дома – на многодневные сборы, как в Союзе, уезжать не приходилось. И всё время разговаривал, разговаривал с сыном.

 Я ему всё рассказывал: как с ребятами общаться, как относиться к людям. Вообще с ним был везде: и на сборах, и на соревнованиях. Теперь даже взгляд мой понимает. Я пройду мимо, только взгляну, Сергей уже всё понял: «Лучше бы ты ударил…».

Ломанову-младшему очень не нравились уроки истории в шведской школе, куда его все-таки перевели из посольской – поближе к дому. Сделали это после того, как он упал в обморок от недосыпа и перегрузок.

Особенно возмущали подростка интерпретация событий Великой Отечественной войны и рассказы об успехах германской коалиции. «Папа, они ведь убивали наших солдат!» — возмущался он. Сын оказался настоящим патриотом.

Но остался от шведской школы и положительный результат: Сергей сейчас разговаривает на шведском, как на родном. А ещё свободно владеет английским, потому что в шведских школах его хорошо преподают.

Специально для сына купили в Швеции хорошую телекамеру. И жена Татьяна записывала матчи и тренировки – она ходила и на все игры «Енисея», пока не стала бабушкой.

А потом отец с сыном смотрели и разбирали видео: вот здесь так надо было сделать, здесь такая ошибка.

А одну игру посмотрел: «Серега, у тебя здесь 10 ошибок!» — «Какие?!» — «Иди, ищи!». И вот он сидит в своей комнате: «Пап, иди сюда! Вот здесь я шаг неправильно сделал, вот здесь мяч не закрыл…».  Девять нашел, одну найти не может. «Ищи!». Он смотрел, смотрел: перематывает, отматывает, злится. Наконец: «Па-а-па, я нашел её! Вот здесь в центре поля я во время обводки встал на две ноги…».

Дочку Лену, он считает, просмотрел – пошел на поводу у желания жены сделать из девочки танцовщицу. Поздно понял, что по своим данным и характеру дочь – спортсменка и тоже могла бы многого достичь.

Домой! На Родину!

Из Швеции решил уехать, когда понял, что не ему одному там плохо. По непонятным причинам – врачи после осмотра сказали, что организм полностью здоров – стала падать в обморок жена. Друзья, у жен которых тоже были похожие проблемы, подсказали: это из-за отсутствия эмоциональной разрядки. Сами-то хоккеисты выплескивали их в игре.

С будущей женой он познакомился как раз, когда Татьяну пригласил в знаменитый красноярский ансамбль танца Сибири лично Михаил Годенко. Встретив Сергея, девушка отказалась от этого заманчивого предложения – предпочла семью гастрольной жизни.

В Красноярске без дела, выйдя замуж и родив детей, конечно, не сидела: руководила ансамблем «Енисейские зори». А в Швеции пришлось стать домохозяйкой.

Последней каплей в пользу возвращения на родину стала дочка. Как-то заметил, что она играет с куклами и разговаривает с ними на шведском. Понял, всё – дети начали терять язык, культуру.

А когда вернулся в Красноярск, почувствовал, насколько правильно сделал.

 Там ты приходишь в гости и всё время про себя переводишь. Когда домой вернулся, первое время в компаниях балдел просто от того, что всех всегда понимаю. Мне так легко стало! А сколько друзей рядом искренних – с которыми жизнь прошел!

Многие до сих пор не понимают, как можно было уехать из благополучной Швеции. А он также искренне не понимает, как можно жить в стране, где ты никому не нужен.

Красноярск – это моя родина. И этим всё сказано. Здесь я просто кайфую. От всего. Родина – это всё вместе: и люди, и город, и двор. И это – не пафос, я просто не могу больше нигде жить и чувствовать себя счастливым.

Быть главным

Работа главным тренером «Енисея» началась со своеобразных экзаменов. Один из лидеров команды, к которому прислушивались и другие, первым делом заявил: «Если мне завтра квартиру не дадите, я уйду…». Ломанов попросил время подумать.

Ну и подумал: как это он может главному тренеру условия ставить? Прихожу на следующий день: «Зайди!» Заходит, улыбается… «Так, с сегодняшнего дня ты  не игрок «Енисея». Форму сдай администратору, чтобы я здесь тебя больше не видел!

Трудно сказать, как такой крутой поворот тогда обсуждали в команде, однако подобных заявлений Сергею Ивановичу больше не делали.

Но были другие попытки хоккеистов взять роль лидера на себя, отодвинув главного тренера. Кто-то действовал в лоб, кто-то исподтишка, настраивая других. И в ответ приходилось кого-то просто выгонять, кому-то помогать заключать выгодные контракты.

Если видишь, что кто-то начинает мутить, – лучше избавиться от него. Но чтобы во всем этом разбираться, вовремя заметить, надо жить в коллективе. И ты должен быть авторитетом – а не каким-нибудь Пупкиным, который и играть-то не умеет.

В 2018 году Сергей Ломанов оставил пост главного тренера команды «Енисей»

А еще Сергей Иванович, несмотря на богатейший жизненный опыт, всё время стремится к новым знаниям. Это стремление он старается привить и своим ученикам.

Тут собрание с юношами провел, свою историю рассказал. Я знал многих великих спортсменов: Льва Яшина, Александра Тарханова, обладателей Кубка Стенли. Общался с ними и всё время искал, что можно почерпнуть у них, чему научиться. У каждого человека я чему-то учился.

Вот Овечкин к вам придет. Вам есть, что у него спросить, чтоб получить совет для своей жизни? Этому тоже надо учиться: видеть и понимать.

В работе с командой, с людьми Сергей Иванович очень похож на своего первого тренера Валерия Позднякова, которого по сей день считает образцом, — такой же неуступчивый в главном, даже колкий, если надо отстаивать своих. И также внимателен к воспитанникам, детям. И от их родителей ждет того же.

Тренер должен объяснить родителям: «Я не смогу вырастить из вашего ребенка хоккеиста, если вы мне не поможете». И объяснить, чем помочь, — уверен Сергей Ломанов. — У нас же по всему городу есть катки, и просто надо своему ребенку уделить 3—4 часа в день. Не надо его тренировать. Просто поехал на массовые катания: покружился, побегал. Потом папа может поиграть с сыном в теннис – в Красноярске есть и такая возможность. А вечером вместе посмотреть настоящий футбол, например, игру Барселоны, и рассказать, что хорошо получилось, что плохо.

И еще немного о везении

Конечно, Сергею Ломанову повезло родиться в нужном месте, в нужное время. В его молодые годы Красноярск был на подъеме интереса к игровым видам спорта, и одним из главных был хоккей с мячом. И уже существовала хорошо отрегулированная система, благодаря которой каждый, кто хочет заниматься спортом, получал такую возможность – только трудись.

Но и Красноярскому краю тоже повезло – здесь живет человек из тех немногих, кто развивает и формирует территорию, превращает в такое место, где хочется жить.

А в спортивных кругах по-прежнему продолжает звучать фамилия Ломанова. Ее повторяют в связи с победами его сына — Ломанова-младшего  и  многочисленных учеников, прошедших школу становления и взросления в рядах прославленного  красноярского хоккейного клуба «Енисей»!

Сергей Ломанов-младший

Сергей Сергеевич Ломанов родился в 1980 году. Хоккеем занимается с 5 лет.

Младший Ломанов — десятикратный чемпион мира. Самый результативный хоккеист за всю историю чемпионатов СССР, СНГ и России — на его счету 1 195 мячей. Шесть раз признавался лучшим бомбардиром страны и девять раз – лучшим нападающим. Лучший бомбардир за всю историю команды «Енисей» в чемпионатах страны — 556 игр, 1 032 мяча. Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени.

В свои 42 года – действующий игрок. 

Фото из архива Сергея Ломанова и НКК, Олега Кузьмина, пресс-службы ХК «Енисей»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между
Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»