Люди речной цивилизации Ангарцы хранят культуру ушедших под воду деревень

Люди речной цивилизации Ангарцы хранят культуру ушедших под воду деревень

Жители Кежемского района, которых выселили из родных деревень, ушедших под воду Богучанского водохранилища, стараются сохранить свою культуру, обычаи и специфичный диалект. Старожилы тех мест считают себя ангарцами. Вся их жизнь была связана с рекой. Ангара их кормила, поила, давала работу и жизненные силы.

 

Смесь эвенков со старообрядцами

В Кежемском землячестве в Красноярске с улыбкой вспоминают историю одной из старых переселенок. Когда под воду Богучанского водохранилища уходили деревни и села, родственники увезли старушку в южные районы страны. В новых краях жизнь бабушке не понравилась. Она сидела на завалинке и вздыхала: «Не хочу я вашу черешню, мне бы чаремушки». А увидев обычного «сибирского» комара, радостно воскликнула: «Родной, а ты-то здесь откуль?»

Смех смехом, но, как говорят ангарцы, многие старики так и не смогли самоопределиться после потери своей малой родины и привычной бытовой культуры.

– Воспоминания об ангарской культуре сохранились у меня благодаря пановскому детству (село Паново Кежемского района ушло под воду Богучанского водохранилища. – НКК), – рассказывает председатель Кежемского землячества и краевед Любовь Карнаухова. – С домом бабушки связаны самые сказочные воспоминания моей жизни. В нем окружали такой любовью, там было так хорошо! И невероятная чистота. Думаю, эта отличительная черта жителей села Паново связана со старообрядчеством.

Прабабушка в длинной черной юбке, темной кофте и самодельных чирках (обувь, сшитая вручную из коровьей кожи). Так положено было у ангарцев – люди старшего поколения ходили в темном неприметном наряде. Ее речь на странном диалекте. Когда маленькая Люба приезжала в Паново в гости, прабабушка ласково называла ее: «Кишки бабины». Девочку это выражение пугало, но означало оно высшую степень любви.

– У бабушки я окунулась в настоящий ангарский мир, – говорит председатель Кежемского землячества. – Дом как крепость. Потому что вокруг глухая изгородь. Это была изба-одноколок середины XIX века. Полы плахами и глухие сени. Это сейчас я понимаю, что жила в очень старинном доме, а тогда удивлялась: почему между бабушкиным домом и соседним узенький переулок? Оказалось, это был «дом на связи». Жилье родственников раньше соединялось проходами или сенями. Это был способ выживания.

Сеновал, амбар, клетка для игр, качели под сараем, собачья доха и совершенно необыкновенная трава-мурава во дворе. А еще – стол, уставленный тарелками «в два ряда». Именно так – плотно друг к другу ставили блюда ангарцы в праздники. Только в этом случае хозяйка была уверена, что еды хватит на всех гостей. Обилие рыбы всех мастей – духовитой, с необыкновенным вкусом. Добывали ее бочками, чтобы хватило на всю зиму. И тот необыкновенный говор, который сибиряку из центра Красноярского края не сразу понятен – с двойными шипящими и особым смыслом, вкладываемым в слова.

– Как-то на встрече со студентами техникума я привела пример ангарского говора. Ребята не сразу поняли, о чем речь. Например, что значит «дрожжи продавать» или «глаза на седало садятся»? В первом случае – сильно замерзнуть, а во втором хотеть спать.

Много таких словечек использовалось раньше коренными ангарцами: варя (сваренное на один раз поесть), жимолость (жадный, скупой человек), поселье (дом с надворными постройками), дупле (погреб, подвал), домоводка (хорошая хозяйка), куфариться (пировать или наряжаться), куть (кухня), мерзлятина (мороженая рыба или мясо).

– Я ангарский язык слышала в детстве, но не знала до прихода в музей, – говорит Любовь Карнаухова. – А чем больше ты узнаешь свою культуру, тем больше просыпается в тебе бессознательное. И тебе нужны эти слова. По ним мы узнаем друг друга.

Краевед утверждает: на берегах Ангары в Кежемском районе сложилась своя речная цивилизация. Не зря к реке обращались: «Моленая ты, христовая, Ангара». Да и сами ангарцы – народ особенный. Это смесь эвенков со старообрядцами, которые когда-то облюбовали этот таежный угол. Потому и сильны были в охоте местные жители, как эвенки, славились своей сдержанностью и чистоплотностью, как старообрядцы.

Все, что осталось от малой родины

Интересно, что Кежемское землячество появилось в Красноярске задолго до создания Богучанского водохранилища. Еще в 1997 году. Любовь Карнаухова невольно стала его основателем. Родилась она в Кежме и долгое время работала в Кежемском районе в системе образования, затем директором местного музея – собирала раритеты ангарской культуры. А в 1997 году вместе с мужем переехала в Красноярск по программе переселения «Север – юг», устроилась работать в Красноярский краевой краеведческий музей.

– Проходила первая неделя культуры Красноярского края, и я предложила: «Давайте проведу ангарскую вечерку». Пришло на нее 50 выходцев из Кежемского района. И сразу же повели речь о создании землячества. Когда мне начали звонить и спрашивать, когда следующая встреча, я поняла, что нужно проводить праздники.

Сначала Кежемское землячество встречалось в Литературном музее, кафе и школах. Затем прочно обосновалось в ДК «Кировский». Число земляков, переселившихся из Кежмы, соседних сел и деревень, росло с каждым годом. Район готовился к затоплению, людей переселяли. А у ангарцев была необыкновенная потребность встречаться, видеть знакомые лица бывших друзей и соседей. Сейчас на встречи землячества люди приезжают даже из других регионов России и из-за границы.

– В марте 2011 года закончилось затопление Паново, а в апреле жители села уже собрались на встречу, – рассказывает Любовь Леонидовна. – Ангарцам в этот непростой момент нужно было ощутить плечо друг друга.

Землячество свято хранит историю Кежемского района, ангарскую культуру. Буквально по крупицам собирали они истории старожилов, воспоминания о родных селах и деревнях, старинных обычаях. И выпустили книгу. У кежмарей она пользуется необыкновенным спросом – уже трижды переиздавалась. В брошюрку собрали рецепты ангарской кухни, расшифровали популярные у кежмарей выражения.

А в июле 2012 года члены Кежемского землячества отправились на малую родину – прощаться со своими селами и деревнями перед их затоплением.

– Половина района уже была под водой, Кежма еще стояла, но была сожжена. Остались только руины районного Дома культуры – бывшей старинной церкви, – вспоминает Любовь Карнаухова. – Ее не смогли разрушить, она так и ушла на дно. Было очень страшно – дороги стали линиями среди сожженной травы. Пространство как будто сузилось. Когда мы доехали до Паново, где прошло мое детство, я не узнала села…

Из той поездки старожилы Кежемского района привезли раритеты – кто плитку от старинной церкви, кто кирпичик. У многих ангарцев хранятся старинные вещи, принадлежавшие их семьям. Это все, что осталось у кежмарей от их малой родины. Да еще вот эти встречи землячеств – три раза в год по определенным датам.

СПРАВКА

Богучанская ГЭС – долгострой, возводили ее 38 лет – с 1974 года до 2012-го. Располагается она около города Кодинска Кежемского района. Переселять людей из зоны затопления начали еще в 1990-е годы. Но основная масса переселенцев уехала с исторических земель в 2010-х годах, когда начался второй этап строительства гидроэлектростанции.

В зону затопления, подтопления и берегообработки Богучанского водохранилища попали 29 деревень и сел (25 в Красноярском крае и четыре в Иркутской области). Их население полностью или частично переселено в соседние населенные пункты. В 2008–2013 годах с Ангары уехало около семи тысяч человек.

Фото Олега КУЗЬМИНА, из архива Кежемского землячества

 

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное