Мир казачьего атамана: журналисты НКК познакомились с культурой станичников

Мир казачьего атамана: журналисты НКК познакомились с культурой станичников
Фото: Руслан Рыбаков

Казаков принято считать отдельным военным сословием. Однако сами представители казачества говорят, что в обществе долго шли споры относительно их национальной принадлежности. Но не докопались, не нашли корней. Сегодня казаками себя называют представители разных этносов, но объединенные единой верой и традициями.

Три армии Григория Столярова

Атаман Красноярского края Григорий Столяров уже 15 лет в казаках. Говорит, менталитет свой ему менять не приходилось – с детства дед и отец воспитывали его в казачьих традициях. Впрочем, это он узнал потом, когда вступил в казачье общество и стал изучать культуру этого сословия.

– Я сам из села Парного Шарыповского муниципального округа. В детстве меня всегда привлекала военная форма. И я пошел служить. Срочную службу в Советской армии прошел, 12 с половиной лет был командиром взвода саперов в Российской армии. А теперь в «царской» – казачий атаман, – улыбается Григорий Иванович.

В детстве о казаках он, наверное, только из истории знал: именно они пришли с Андреем Дубенским на берега Енисея и основали на красном яру острог, который стал потом Красноярском.

В 2009 году уволился Столяров из армии, приехал в Березовский район, увидел казаков и загорелся идеей. Так понравилась ему сама идеология казачества, их взгляды на жизнь, мысли, отношение к Родине и старшим. Вступил в станицу Рождественскую, а уже через три месяца стал атаманом Преображенской станицы. В 2011 году казаки вошли в госреестр и взяли на себя обязательства по несению государственной службы – с полицией, минлесхозом выезжают на охрану правопорядка, патрулирование лесов. До сих пор бесплатно работали – за собственный интерес и совесть (Григорий Иванович говорит: «Это же наша земля, мы хотим, чтобы на ней порядок был!»), и только в прошлом году казакам стали платить небольшие деньги за почасовую работу на госслужбе.

На хуторе

О Столярове говорят: живет по казачьим традициям – семейно и обособленно. И мы решили посмотреть, как строит быт казачий атаман, как детей воспитывает, как с женой ладит.

– Так просто мой дом не найдете, я казачьим хутором живу, – предупреждает нас Григорий Иванович. И вызывается встретить на въезде в село Маганск Березовского района.

Лихой казак подкатил к заправке на старенькой легковушке. Вышел в форме, папахе: «Езжайте за мной!»

За Маганском снег еще не растаял, среди сугробов в лес уходит дорога. Она-то и привела нас к нескольким домам, стоящим у самого бора.

– Здесь когда-то военная часть была, – рассказывает атаман. – Когда ее расформировали, здания отдали казачьему войску. Мы здесь и поселились, казармы открыли. На месте домов одни стены стояли, пришлось все заново возводить.

Появление казаков на границе Маганска не всем оказалось по вкусу: дом атамана уже дважды горел. Десять лет назад его намеренно подожгли неизвестные, а как только отстроили новый – случилось короткое замыкание, и жилье снова полыхнуло.

Своим домом

Как только машина остановилась у калитки, прибежала свора собак и молодая кобыла Искра – казак без коня не казак! Жеребец нетерпеливо топтался привязанным у стога с сеном:

– Уйдет, ищи его потом! – объясняет хозяин. – Приходится привязывать.

Раньше в хозяйстве атамана был большой табун лошадей – 11 голов. Но Столяров, расширяя станицу, раздарил и распродал всех местным казакам. Теперь, говорит, каждый станичник при коне – как и положено.

Есть на подворье свиньи, были куры и овцы, да собаки всех подрали. Кстати, огромные псы – тоже необходимость, они охраняют хутор от нежеланных гостей.

– Мы своим миром живем, – приглашает нас в дом атаман. – Правда, общественное ставим выше личного. Из-за этого с женой не всегда понимание находили.

Григорий Столяров поясняет нам: казак всегда прежде всего за Отечество радел, ведь он воин, защитник. И сейчас атаману немало времени приходится проводить на круге, встречах, на службе.

– Первое время мне тяжело было с этим смириться – он в приоритет казачьи устои ставил, – признается жена Григория Ивановича Марина Карловна. – А потом я поняла, что это правильно. У казаков менталитет такой – последнее отдать. И он отдает. Но все возвращается. Нам станичники очень помогают.

Во время пожаров семья атамана осталась практически ни с чем, на улице. Казаки помогли – кто продуктами, кто одеждой, кто стройматериалами, а кто участием. Дом атаману строили всей станицей. Так что действительно возвращается доброе отношение к обществу сторицей.

За мужем

Марина и Григорий Столяровы уже почти 35 лет вместе. Она за ним и по военным городкам ездила, и в казачьих делах помощница. А через 21 год брака супруги решили обвенчаться.

– Вера для казака также на первом месте стоит, – говорит атаман. – Мы православной культуры придерживаемся, в церковь ходим. И решение венчаться пришло не просто так. После этого у нас с женой всякие споры ушли. Раньше и ревность была, и неверие, а после венчания все как рукой сняло. Мы знаем, что принадлежим друг другу до гробовой доски.

Женщина в казачьей культуре особо почитаема – она мать, воспитательница детей. Главная в доме. У Столяровых на входе в спальню слева на стене нагайка висит. Это как ружье в пьесах Чехова – не просто так. Означает, что на этом пороге заканчивается власть мужчины, а начинается территория женщины. Здесь она хозяйка и командир, а муж только гость, который во всем с ней соглашается.

Марина Карловна учитель обществознания и социальный педагог в Маганской школе. Для учеников авторитет, но права голоса на казачьем круге не имеет.

– Женщину на круге только отец, брат или муж представлять могут, – поясняет Григорий Иванович. – Она же за мужем.

Марину это полностью устраивает. Говорит: муж ее – то самое надежное плечо, за которое можно спрятаться.

– Меня нисколько не обижает то, что на круге не голосую, – поясняет женщина. – Я жена военного, казака. Понимаю, что постоянно под его защитой. Он меня всегда поддержит и никогда не бросит. Это такое счастье чувствовать себя за мужем!

Мужская обязанность

Марина Карловна с удовольствием рассказывает, как муж ее постоянно радует – то букетик цветов преподнесет, то шоколадную розу подарит. От таких разговоров и у Григория Ивановича теплеют глаза. Говорит: это уже не просто казачья традиция свою женщину баловать. А общая мужская обязанность.

– Что же касается казачества, то даже атаман не имеет права вмешиваться в женские дела, – поясняет Столяров. – Тут казак ей не указ. Не имеет права и руку на женщину поднять. А если женщина пожаловалась, что обижает ее муж, быть казаку поротым. В этом случае мужа вызывают на круг и принимают решение пороть. Поротый казак – это такой позор! Если после порки женщина забирает мужа, прощает его, тот семейно живет. А если не прощает, отказывается от мужа, имеет право заново замуж выйти. А казак обречен ходить холостым до конца дней своих.

Атаман уверяет: защити слабого и почитай женщину – именно казачьи заповеди, которые сегодня прочно вошли в нашу жизнь. И сегодня в станицах, бывает, порют казаков. Да так, что шкура трещит. А что делать, если он женщину обидел или казачью форму опозорил?

Сыновья

Марина рассказывает, что казаки ее матерью называют. И не просто так. Атаман для станичников батя, а жена его – мама для всех.

Материнскую заботу она проявляет не только о своих детях, но и о молодых казаках. Одного – Владимира – и вовсе приемным сыном считает. Он уже 14 лет в семье, сейчас на спецоперации воюет.

– Вова в Красноярске в нехорошую компанию попал, пришел к нам: «Возьмите в казаки». Я тогда начальником красноярского казачьего штаба была, – рассказывает казачья мать. – Парень хотел из города уехать и пожить в станице. С Григорием поговорил, засобирался. Мы к этому скептически отнеслись – думали, не приедет. А он явился с чемоданом. Четыре года у нас прожил. Потом за девчонкой ушел. И снова вернулся, в станицу с нами поехал. Сейчас уже два года на спецоперации в разведке служит.

Атамана парень, как и положено, батей называет, Марину мамой кличет.

– А мы их и не разделяем, – замечает Марина Карловна. – Они всем нам сыновья.

Еще один «трудный подросток» прибыл в станицу из Минусинского района. Тоже с нехорошими людьми связался. А вкусил казачьей науки – исправился. Сейчас он – атаман станицы Преображенской и зять Григория с Мариной. Старшая дочь вуз с красным дипломом окончила, в банке в Красноярске работала и домой иногда приезжала. Здесь и познакомилась с Олегом Голдыревым. Семь лет уже вместе, сын растет – радует и родителей, и бабушку с дедушкой.

– У нас две дочери, – поясняет Григорий Иванович. – Мы никогда в их личную жизнь не вмешивались, не указывали. Но так получилось, что обе казаков выбрали. У младшей муж недавно со спецоперации вернулся раненый, сейчас лечится.

Посаженный казачок

Дочери росли в военном городке по строгим отцовским законам. Атаман говорит: воспитывал их как мальчишек, чтобы за себя постоять могли. А казачью науку дед сейчас в воспитании единственного внука применяет. Арсению семь лет. У него уже и лошадь своя есть – та самая Искра, и шашка с нагайкой.

Атаман станицы Преображенской с семьей живет здесь же – на хуторе, за стенкой у тестя с тещей. И Арсений частенько наведывается к деду. Вот и сейчас прилетел – казачья папаха набекрень. Рассказывает про баловницу Искорку, которая с жеребят хозяина знает, постоянно за ним ходит, про то, как дед его на взятие снежного городка в Сухобузимское берет биться стенка на стенку, про поездки в седле. И о том, что дедова шашка скоро к нему по наследству перейдет.

– Казаки мальчиков с детства к оружию приучают, – рассказывает Григорий Иванович. – Арсений родился, я ему по традиции принес пулю и ножик. Это тестирование казачье. Начинает играть ими – хороший воин получится, а если заплачет ребенок – надо больше внимания уделять воспитанию мальчика, учить боль терпеть.

Хоть и в ходу у казаков порка, детей они не бьют. Наказывают словом. Дед иногда так строго может Арсению сказать, что тот понимает: был не прав. Да и почитание старших – закон в казачьей семье. Здесь говорят: непонимание старшими младших не дает права детям повышать голос на родителей.

– Внук у нас наравне со взрослыми и на охоту ходит, и на рыбалку, и в мужских делах помогает, – хвалит Арсения дед. – Может по пальцу молотком ударить. И терпит.

Детям в казачьих семьях ничего не запрещают, но спрашивают строго. Не хочешь вечером спать – не спи, но знай, что утром рано тебя в школу поднимут. А будешь плохо учиться – накажут.

– Арсений у нас посаженный казачок, – рассказывает атаман. – Традиция есть: при рождении мальчику жеребенка дарят, а в три года девочке косы заплетают, а парня на коня сажают, дают ему наставление быть хорошим хозяином, семьянином, шашку вручают. С этого момента он воспитывается как мужчина.

После обряда шашку у ребенка забирают – мал еще. Отдадут ее парню только в 18 лет, а в 21 год (у казаков это возраст совершеннолетия) позволят наточить.

– Я свою шашку Арсению передам, – улыбается дед. – Она хорошая – из закаленной стали. Рукоять я сам изготовил.

Пока Арсений только учится казачьей науке – как коня подковать, как шашку придержать. Учить стрелять его начнут в 10 лет, а в 12 дадут в руки маленькую шашку – не заточенную. Дед начнет учить его фланкировке и казачьим танцам.

Три притопа

Все эти красивые движения шашкой не просто показательные финты (хотя есть чемпионаты и по фланкировке, и по рубке), а обманные движения, чтобы противника запутать и ударить неожиданно. Так же и с танцами. Это не какой-то вальс, а «Казачий спас» – рукопашный бой и тренировка перед битвой.

– У казака полная импровизация в бою. Не получилось обмануть противника – танцуй! – поясняет атаман. – Мы всегда на присогнутых ногах танцуем на три притопа. Удар ногой – это восстановление функционала головного мозга. На два-три резких удара ногой музыка останавливается – и ты уже в норме, нет головокружения. С помощью танцевальных движений ты действуешь за счет силы противника – направляешь его в нужном русле. И благодаря этому побеждаешь. Нет тут захватов и прихватов, одна пластика движений.

Казаки говорят: даже в век высоких технологий рукопашный бой никто не отменял. И на спецоперации казачьи умения очень пригождаются. Об этом атаману рассказывали станичники, которые сейчас защищают свое Отечество.

Хорошие люди

Атаман Красноярского края с удивлением говорит: мол, вспомнили сейчас о патриотизме. А у казаков любовь к Родине – главная заповедь. Никогда не уходила она из культуры сословия. И эту казачью мудрость передают они не только своим детям и внукам, но и ребятам из сел и деревень Березовского района. Более 10 лет проходит здесь фестиваль «Любо!» и более 13 лет слет «Казачок». Более сотни ребятишек каждый год могут познакомиться с казачьей культурой, послушать рассказы бывалых воинов, прошедших горячие точки, поскакать на конях, поесть каши из полевой кухни. И хорошие люди из них вырастают, дельные, любящие свое Отечество.

Фото Руслана Рыбакова, из архива Григория Столярова

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного