Многодневные испытания бездымного топлива «Сибирский брикет» в феврале – марте текущего года в краевой столице можно назвать революционными. И не только потому, что сам продукт – достижение научно-технической мысли. Ценны те данные, которые удалось получить в ходе совместного проекта министерства экологии и рационального природопользования края, администрации города Красноярска и АО «СУЭК-Красноярск».
Для ученых и экологов возможность поставить такой масштабный, а значит, затратный эксперимент открывает огромную перспективу по изучению состояния атмосферного воздуха в мегаполисах. О значимости экологического проекта и его итогов НКК рассказал Алексей РОМАНОВ, доцент кафедры геоинформационных систем института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета.
Для любого крупного промышленного города источники загрязнения атмосферного воздуха – выбросы предприятий, автотранспорта, а также малые котельные, печи частного сектора. Важен и рельеф местности, что влияет на рассеивание загрязнений, высотность и плотность застройки, метеоусловия. Для ученого Алексея Романова мелочей в этом вопросе нет, вместе с коллегами он занимается созданием экологической 3D-модели Красноярска. Это основа большого проекта, который поможет лучше изучить проблему и принимать более взвешенные решения по снижению нагрузки на окружающую среду, избегать новых экологических проблем.
Как рассказал Алексей Романов, который как раз глубоко изучал влияние выбросов частного сектора на экологию города, для начала нужно было оценить эффективность внедрения в эксплуатацию бездымного топлива – обработать итоги замеров, оценить реальное снижение выбросов в атмосферу. Что и было сделано по данным лаборатории минэкологии:
– Далее я построил так называемую линию тренда, где отражено, как изменилась ситуация с началом использования инновационного топлива, насколько показатели выбросов вредных веществ упали. Такая модель дает больше, чем просто таблица. В каждой точке на графике собран целый комплекс условий – это температура, влажность, давление, скорость ветра, словом, все то, что оказывает влияние на состояние атмосферного воздуха. Общий вывод по массовому сжиганию брикетов однозначен: в период эксперимента отмечено снижение содержания в воздухе выбросов, в том числе бензопирена.
В рамках своего исследования Алексей Романов изучил влияние на атмосферу сжигания в бытовых печах всех видов топлива – бурого и каменного уголя, дров:
– Порядка 50 % домохозяйств пользуются дровами, под которыми мы понимаем прежде всего отходы пилорам. В них высокая влажность, а от этого выделяется много дыма. На низких высотах выбросы поступают в приземные слои атмосферы, что дает серьезное загрязнение. А бездымное топливо практически не содержит влаги и сгорает без выделения вредных веществ. От этого и такие высокие показатели экологичности «Сибирского брикета». Проанализировал я и инновационное топливо европейских стран. Разработки есть, но не такого качественного уровня, как у нас.
Для справки
При сравнении расчетов загрязнения атмосферного воздуха (измерения концентрации вредных выбросов) с февраля по март 2019 года в период массового сжигания бездымного топлива в микрорайонах Ботанический, Покровка, Николаевка и в районе Фанпарка «Бобровый лог» экологи подтвердили эффективность «Сибирского брикета» компании СУЭК. Замеры проводились по таким показателям, как оксид углерода, диоксид серы, диоксид и оксид азота, взвешенные частицы, взвешенные вещества и сажа, а также исследовался наиболее опасный для человека бензопирен. Содержание всех этих веществ снизилось в разы, а в отдельные дни – до уровня ниже пределов обнаружения современных приборов.