Меню Поиск
USD: 77.7 -0.14
EUR: 91.56+0.24

Монастырские истории Красноярска

Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» построен по изначальному проекту известного красноярского архитектора Леонида Чернышёва, разработанному в 1914 году С трагическими и героическими страницами истории трех красноярских монастырей краевые журналисты познакомилась на медиафестивале «Спас на Енисее».

Символично, что в смутное время два красноярских монастыря были уничтожены. А третий – в такую же лихую годину - родился.

У дачное место силы

Храмы притягивают и православных паломников, и тех, кто просто любит красоту

Самым первым в Красноярске, а точнее в его окрестностях был создан Свято-Успенский мужской монастырь.

Сейчас его территория входит в границы города, а во время создания она находилась в нескольких верстах от них – у дач. Отсюда и название поселка, в котором сейчас располагается монастырь - Удачный.

Большинство красноярцев полагает, что это имя произошло от слова удача. Что ж, расположение поселка таково и в нем так много элитного жилья, что двойной смысл названия вполне оправдан.

Свято-Успенский мужской монастырь начал строиться в 1874 году, а освящен был в 1879-м. После этого он очень быстро разросся в большую обитель. В хозяйстве насельников насчитывалось более 20 голов рогатого скота, имелись швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни, иконописное училище, множество служб и построек.

Территория монастыря открыта для горожан

В то время монастыри превращались не только в духовные, но и в важные хозяйственные центры. Вот и Свято-Успенский монастырь производил продукцию и для внутреннего потребления, и для дачников, живших рядом, и для Красноярска.

После революции и Гражданской войны монастырь был закрыт, земли и имущество конфисковано.

Монахи, не пожелавшие покинуть обитель, были расстреляны. На месте их гибели сейчас возведен мемориал – он считается у паломников местом силы, сюда приходят помолиться о здоровье и всякой прочей нужде.

После закрытия обители, на ее территории были образованы школа-коммуна, сыпно-тифозный госпиталь, затем санаторий. Постройки приходили в упадок и со временем были брошены.

Году в 1980 мы с друзьями случайно попали на участок, когда-то принадлежавший монастырю. Под ногами валялись обломки стен, черепки, истлевшие обрывки парчовых тканей. Путешествие наше не затянулось – разруха угнетала.

Вид на восстановленный монастырь с высоты птичьего полета

Восстановление монастыря началось после 2000 года, когда был официально подписан акт приема-передачи строений церкви - общий износ главного здания тогда составлял 87 %.

Сейчас усилиями епархии и меценатов монастырь не просто возрожден – он превращен в настоящий духовно-культурный центр.

На его территории находятся храм Успения Пресвятой Богородицы, келейный корпус, две небольшие деревянные церкви - святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и  святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Одна из главных святынь храма - башмачок чудотворца Спиридона Тримифунтского

В 2015 году здесь был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» по изначальному проекту известного красноярского архитектора Леонида Чернышёва, разработанному еще в 1914 году.

Рядом возведен культурно-исторический центр «Успенский». В нем регулярно проходят выставки, творческие занятия и мастер-классы для детей и взрослых.

Территория монастыря – место притяжения не только православных паломников, но и далеких от веры людей.  Жители Красноярска приезжают сюда просто отдохнуть душой.

Не осталось даже имени

Знаменский женский монастырь образовался в 1888 году из общины, устроенной при одноименной церкви стекольного завода и был с ним тесно связан.

Бывшая территория завода усыпана грудами стекла

История самого завода тоже весьма интересна. Организовал его чиновник - коллежский советник, участник войны 1812 года, кавалер ордена Святой Анны Иван Иванович Коновалов. Он служил в губернском управлении, часто выезжал по делам, был человеком очень деятельным.

В одну из поездок Коновалов заметил в 48 верстах от Красноярска россыпи кварцевого песка пригодные для производства стекла – рядом с рекой Качей, что немаловажно для пожароопасного предприятия.

В то время в Сибири стекло не производили. Его везли за тысячи верст по колдобинам извечной российской проблемы – до появления Транссибирской магистрали оставалось еще около 80 лет. Целым довозили немногое и обходилось оно очень дорого. Из-за чего, как писал тогдашний губернатор Александр Петрович Степанов в своей книге «Енисейская губерния», дома в городах имели безобразный вид:
В 1823 году селения и окрестные города Енисейской губернии были обезображены слюдяными и пузырными окнами; в самом губернском городе находились некоторые улицы с подобными…
Прошение на освоение участка под стекольное производство в 1823 году подала мать Коновалова – сам он, как бы сейчас сказали, побоялся конфликта интересов. Но управлял заводами очень успешно – вскоре Красноярск снабжал стеклом и Томскую, и Иркутскую губернии.

Поселок при заводе разросся до пятидесяти строений. Называли его Знаменским – по церкви Знамения пресвятой Богородицы, возведенном при заводе.

Сейчас об успешном производстве напоминают только живописные развалины

После смерти Коновалова предприятие несколько раз сдавали в аренду, но оно оставалось одним из самых масштабных в губернии, хотя источники сырья постепенно истощались, и оно обходилось уже не так дешево. Владельцы завода планировали передать его женскому монастырю.

Еще в 1881 году недалеко от Знаменской церкви стали строить монастырский корпус, и в 1888-м был основан женский Знаменский общежитский монастырь.

Обитель вела очень успешную хозяйственную деятельность. Здесь имелся свой свечной завод, живописные и швейная мастерские, кузня, баня, башмачная, в которой трудились сами монахини. Имелась собственная пасека. Были организованы двухклассная школа для девочек, дом престарелых. В Красноярске, Ачинске и Минусинске имелись подворья для хранения и продажи свечей.

Монастырь владел недвижимостью, обширными землями и хранящимся в банке денежным капиталом в 24 тысячи рублей - корова тогда стоила 5 рублей (для сравнения, сейчас она обойдется примерно в 50 тысяч рублей).

Монахини неплохо разбирались в финансах и к 1895 году их капитал вырос до 38 тысяч рублей. В обители тогда проживали уже более 90 насельниц. К 1910 году были поострены 5 новых зданий, в том числе для рукодельной и ткацкой мастерских, а также больницы. Жили в обители уже 153 монахини.

Во время Первой мировой войны монахини шили рукавицы и одежду для воинов, организовали ясли для детей солдаток, которые вынуждены были работать, оставшись без мужей.

В монастырской школе девочкам бесплатно выдавали одежду.

После прихода советской власти здание Знаменского монастыря было занято ревкомом. А монахини организовали артель «Общий труд» - благодаря этому монастырские устои сохранились  до 1925 года, когда обитель окончательно разогнали.


К тому времени поселок уже сменил имя на Памяти 13 Борцов – в честь расстрелянных белогвардейцами революционеров. А в 30-е годы было разрушено и само здание монастыря. Так что теперь от него не осталось ни стен, ни даже имени - только память.

Стекольный же завод просуществовал до 90-х годов прошлого века, когда был признан банкротом и закрыт.

От него остались хотя бы живописные развалины и большие стеклянные глыбы – на их фоне в хорошую погоду очень любят делать селфи модные жительницы Красноярска.

Эффект бабочки


А вот Благовещенский женский монастырь в Красноярске как раз только-только начал создаваться в лихие 90-е – при одноименной церкви на улице 9 Января.

Основная часть церкви Благовещения была построена в 1813 году. Первоначальный проект предусматривал постройку двухэтажного здания, но после победы над Наполеоном было решено возвести еще и третий ярус с приделом в честь благоверного князя Александра Невского. Позже был пристроен еще один придел на первом этаже – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

Придел на втором этаже храма освящен в честь евангелиста Иоанна Богослова

Более ста лет совершались в Благовещенской церкви богослужения. Великолепием ее иконостасов восхищались и великий художник Василий Суриков, и первый сибирский историк Петр Словцов - сибирский Карамзин.

В 1921 году советская власть приспособила храм под склад пушнины. Колокольня и кресты были снесены, здание превратили в стандартную городскую постройку.

Как говорят красноярцы, жившие рядом много лет, они и подумать не могли, что поблизости находятся стены прекрасного храма – казалось, все пространство занимали безликие, обшарпанные советские пятиэтажки и хозпостройки.

В 1988 году здание было возвращено Церкви и началось возрождение храма. А вместе с этим и создание обители – с нуля.

Как рассказывают монахини, жить им первое время приходилось в гараже, спать на цементном полу. А в помещениях храма господствовали моль и крысы. При появлении людей первые разлетались густым облаком, вторые рассыпались ковром.  Но желание как можно быстрее завершить восстановление храма и создание обители это подстегивало.
- Сегодня прямо в центре города происходит чудо. Строительство храма, слава Богу, становится делом общегородским. Здесь есть вклады людей с мировым именем - Никита Михалков и Виктор Астафьев. А есть не менее ценные вклады из скромных пенсий старушек и крошечных зарплат музыканта и учителя.
За годы восстановления были построены колокольня, два келейных дома, трапезная, реставрированы и реконструированы исторические здания храма.


В 1997 году над городом зазвенели новые колокола Благовещенского собора.

Церковь, как бабочка из кокона безликого здания, где она ждала подходящего часа и тепла людских рук и сердец, вышла и вознеслась своими крестами и куполами прямо в небо.

Фото автора, Олега Кузьмина, Евгения Воробьева/monastyr-uspeniya.ortox.ru и Светланы Хорошиловой

Материал о первом дне фестиваля «Три составляющие фестиваля»


Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео