Мошенники подставляют бока

В Красноярске орудует несколько групп, организующих ДТП

Мошенники подставляют бока В Красноярске орудует несколько групп, организующих ДТП
Фото Олега Кузьмина

В Красноярске процветает новый вид «бизнеса»: дельцы на старых иномарках специально таранят нарушителей и зазевавшихся водителей на дорогих машинах, а затем получают кругленькие суммы по «автогражданке». Излюбленное место «работы» – круговые перекрестки. Привлечь мошенников к ответу сложно, но все-таки возможно.

Спектакль на дороге

До сих пор красноярские водители не слышали о массовых автоподставах. Случаи инсценировок аварий, когда два автомобилиста договариваются и устраивают «ДТП» для получения возмещения от страховой, бывали. Сегодня же общественники заявляют: в столице края ежедневно фиксируют три-четыре автоподставы. Координатор проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков» в Красноярском крае Станислав Савчук рассказал о самой распространенной схеме: при въезде на круговой перекресток «охотник» пристраивается к выбранной машине чуть позади в крайней правой полосе. Он делает вид, что готов уйти с круга и даже пропустить соседа по дороге. Как только жертва начинает поворачивать (что, безусловно, запрещено правилами), «камикадзе» резко прибавляет газ и таранит машину. Иногда к делу привлекают еще одно-два авто – они берут жертву в «коробочку», не давая перестроиться и завершить маневр из правильной полосы. Впоследствии эти же пособники становятся свидетелями. Формально виновником аварии является тот, кого таранят. По правилам дорожного движения с крайней правой полосы можно двигаться как по кругу, так и повернуть направо, а все остальные должны пропускать.

– Мы заметили тенденцию – зачастую в подобных авариях фигурируют одни и те же фамилии. Водители на старых праворуких «японцах». Схемы аварий также однотипны, – отмечает Станислав Савчук. – Страховым компаниям невыгодно ремонтировать такие машины, как это возможно по новым правилам. Потому они выплачивают страховку деньгами. Мошенники на это и рассчитывают. У подобных авто один бампер может по стоимости доходить до 50–60 тысяч рублей. Конечно, ремонтом они не заморачиваются, а кладут деньги в карман. Таким образом, они зарабатывают.

Менее распространенный способ подставы применяется на обычной прямой дороге. Человек решает перестроиться, ему моргают, якобы пропуская, а затем намеренно таранят. При разборе полетов сложно что-либо доказать, так как место обычно подбирается без камер уличного наблюдения.

Подобные спектакли нередко ведут не только к материальным потерям, но и бывают физически опасны, говорит Станислав:

– В городе уже бывали случаи, когда от удара машина переворачивалась. Это уже не просто мошенничество. Это прямая угроза жизни и здоровью.

Кто виноват?

Кто-то может сказать: не нарушайте, и никто не будет таранить, а автоподставщиков представить чуть ли не «санитарами леса», ратующими за соблюдение ПДД. В краевом управлении ГИБДД рассказали, что о такой проблеме не знают, хотя признали – столкновения на кольцах случаются часто.

Впрочем, неведение инспекторов объяснимо – для полицейского в таких историях все очевидно, ведь мошенник действует по ПДД.

Юрист Дмитрий Провоторов считает: беспрекословно соблюдать все правила в Красноярске непросто:

– Понятно, что на ряде круговых перекрестков строгое выполнение всех правил приведет к временному транспортному коллапсу. Представляете, что произойдет, если все будут пытаться втиснуться для поворота в правую полосу на кольце Предмостной площади в Красноярске в час пик? Водители просто вынуждены нарушать. Большинство участников движения это осознают и пропускают людей. Однако дело даже не в этом. Преднамеренное совершение ДТП – это преступление. Человек, который может остановиться и не останавливается, сам является нарушителем.

Как считает Станислав Савчук, решением проблемы могло бы стать изменение схемы движения и обязанность уходить с правой полосы исключительно направо без возможности продолжать «бег по кругу». Для этого не нужно менять ПДД – достаточно установить соответствующие знаки и разметку на самих перекрестках.

Если вы попали в подобное дорожное происшествие, в ОНФ не советуют сдаваться. Савчук отмечает, в практике уже встречались случаи, когда после проведения экспертизы удавалось доказать обоюдную вину:

– Был даже случай, когда признали вину того, кто справа, кто таранил. Дело в том, что за рулем сидел неопытный подставщик – он чересчур сильно дернул руль, чрезмерно изменив траекторию. Нам удалось доказать, что он сделал это умышленно.

Помните, практически на каждом оживленном перекрестке с круговым движением в Красноярске установлены видеокамеры. На них видно, как перед столкновением автоподставщики увеличивают скорость или меняют траекторию движения.

Без стеснения и контакта

Существуют и так называемые бесконтактные ДТП. Их сценарий прост. Мошенник на изрядно битой машине устраивает незначительную аварию, уткнувшись уже поврежденным боком в выбранную «мишень». После списывает все царапины и вмятины именно на это происшествие. Для него большое значение имеет неопытность водителя-жертвы, который не способен адекватно соизмерить степень повреждений на своем авто и чужой машине. Если жертва сомневается, на «виновника» оказывается сильное психологическое давление – могут подключаться свидетели, которые «все видели», и даже физическое воздействие.

Могут также встречаться пешеходы, которые выбегают на дорогу и бросаются под колеса. Вместо вызова инспекторов или оказания медицинской помощи они требуют денег. Такое в Красноярске редко, но случается.

Чтобы не попадаться на удочку автомошенникам, стоит придерживаться ряда правил.

– Есть сомнения в честности второго участника ДТП – вызывайте ГИБДД и настаивайте на экспертизе. Она должна определить, была ли возможность избежать столкновения.

– Собирайте все фактические материалы. Снимите на телефон, соберите записи уличных камер видеонаблюдения. Еще лучше, если у вас в машине будет два видеорегистратора – спереди и сзади. Кстати, на записи видеокамер зимой отчетливо видно, когда человек намеренно не снижает скорость – по дыму из выхлопной трубы. В момент ускорения «облако» выхлопа увеличивается.

– Осмотрите повреждения. На своем авто и машине «пострадавшего». Следы ржавчины на вмятине могут свидетельствовать о том, что авто разбили уже давно. Также несоразмерность повреждений машин должна натолкнуть на мысль, что вмятины несвежие. Зачастую мошенники «бьют» уже поврежденным местом, чтобы выглядело натуральнее.

– Не соглашайтесь решить все здесь и сейчас. Если от вас требуют «выйти поговорить» или «отъехать разобраться», лучше вообще заблокировать двери и оставаться в салоне до приезда стражей порядка.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 апреля 2025
15 апреля завершается прием заявок для участия в краевой программе «Сибирский характер»
15 апреля завершается прием заявок от ветеранов и участников специальной военной операции для участия в краевой программе подготовки управленческих кадров
Без рубрики
14 апреля 2025
В краевой больнице открылся новый эндоскопический центр
Первых пациентов начало принимать новое подразделение, открытое на базе краевой клинической больницы. На его создание при поддержке губернатора края было
Без рубрики
14 апреля 2025
Страстная неделя: что можно и нельзя делать в Великий понедельник 14 апреля
Сегодня, 14 апреля, православная церковь вспоминает ветхозаветного пророка Иосифа, проданного братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское