На новой скорости

В крае открыт самый длинный железнодорожный тоннель

На новой скорости В крае открыт самый длинный железнодорожный тоннель

Манский тоннель открыт. Сегодня это самый длинный подземный железнодорожный переход в крае – почти два с половиной километра сквозь скалы высочайшей степени крепости. Событие знаковое не только для железнодорожников или экономики одного края. С его вводом пропускная способность магистрали Междуреченск – Тайшет возрастет в два раза. Тоннель – это, по сути, новые ворота на восток страны, новые возможности поставок российских товаров в Китай и Юго-Восточную Азию. Уже сегодня грузооборот на этой магистрали растет на 10–12 % каждый год.

В свете последних международных событий – неоднократных эмбарго российских товаров в Европе – восточное направление становится поистине стратегическим, расширяет возможности добывающих и промышленных предприятий Красноярского края, Хакасии и Кемеровской области для сбыта своей продукции, обеспечивает выход транзитных грузов к портам Дальнего Востока.

Врио главы региона Виктор Толоконский отметил, что Красноярский край является огромной территорией, где дорога – это, без преувеличения, жизнь:

– Участок, где открылся тоннель, дает новую жизнь не только железной дороге, но и всему востоку страны. Скорость перевозки грузов возрастает в разы, возможности для транзита грузов также увеличиваются, появляются новые рабочие места. Все это в итоге положительно влияет на экономику региона, качество жизни жителей края.

Президент РЖД Владимир Якунин рассказал, что вложения в инфраструктурные сооружения особенно важны в сложных экономических ситуациях:

– Это самая надежная и стабильная инвестиция. Если будет дорога, будет жизнь, будет развитие. Мы это наблюдаем уже сегодня. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, грузооборот растет уже сегодня. Потому введение в строй нового тоннеля важно для нас как никогда.

Открыли тоннель, как и полагается железнодорожникам: ленточку разрезал грузовой состав, который первым прошел через переход.

Ускорение

Рядом с новым тоннелем расположен старый, который эксплуатируется уже полвека (и будет работать еще долго, так как ресурс у подобных сооружений огромен). Поезда по нему проходят со скоростью 25–40 километров в час. В новую же «подземку» составы могут заходить чуть ли не на полных парах – 60 километров в час. К слову, после строительства вторых путей на перегоне Лукашевич – Кравченко здесь сможет проходить более 40 пар составов. Это означает большую пропускную способность, больший объем грузов, большее развитие экономики сразу нескольких регионов.

Собственно, еще на этапе строительства положительный эффект для экономики, о котором говорил Толоконский, уже был заметен. Во-первых, на прокладке тоннеля были задействованы местные рабочие – в периоды максимальной нагрузки их число доходило до 700 человек. Во-вторых, строительство обеспечило работой предприятия края. Блоки, которыми обкладываются стены тоннеля, изготавливались на Красноярском тюбинговом заводе. Чтобы понять масштаб заказа, можно сказать, что для перевозки одного кольца требуется три грузовика. Каждые сутки проходчикам требовалось четыре таких кольца массой почти 40 тонн.

Однако железнодорожники говорят, что Манский тоннель – это лишь малая толика большой работы, которую предстоит сделать. На Южном ходу Красноярской магистрали – участке Междуреченск – Тайшет – предстоит проделать громадный объем работы.

Собственно, модернизация участка ведется уже несколько лет. В противном случае дорога попросту бы не справилась с возросшей нагрузкой. Судите сами – начиная с 2009 года грузопоток здесь постоянно растет. По сравнению с 2009 годом в 2012 году перевозки со станций Южного хода возросли почти на 30 %. И даже сегодня этот показатель увеличивается – ежегодно на 10–12 %. К 2020 году загрузка по сравнению с 2012-м повысится почти в два раза. А когда в 2018 году будет построена новая трасса Кызыл – Курагино, возрастет еще более.

Более половины дороги сегодня – это однопутка. Чтобы Южный ход был готов к новым испытаниям, предстоит существенно модернизировать его инфраструктуру. Железнодорожники и строители сравнивают масштабность предстоящих работ со строительством БАМа.

На восток

Два года назад программа модернизации линии Междуреченск – Тайшет стала составной частью грандиозного нацпроекта развития инфраструктуры Транссиба и БАМа, составляющих так называемый восточный полигон железных дорог России. Это громадная территория Дальневосточного и Сибирского округов, объединяющего сразу несколько железных дорог. По ним проходит почти треть всего грузооборота, который перевозится в стране поездами.

Помимо красноярской Трассы мужества планируется провести ряд работ по модернизации инфраструктуры – строительство новых тоннелей, вторых путей, обеспечение связи и т. д. В общей сложности предполагается выделить на проект 560 миллиардов рублей.

Люди крепкой породы

Любая тоннельная проходка – это всегда уникально, всегда подвиг, достижение целого коллектива строителей, разработчиков. На Манском тоннеле любой из этих эпитетов можно смело умножать вдвое. И дело не только в том, что это самый длинный тоннель в регионе и здесь применяли новейшие машины и технологии. Здесь было действительно сложно, приходилось в прямом смысле врубаться в породу.

Вообще нужно напомнить: Манский тоннель находится в самой настоящей «стране тоннелей» – на Южном ходу Междуреченск – Тайшет четырнадцать действующих. В предгорьях Саян организовать движение как-то иначе, без подземных коммуникаций, просто невозможно. На самом деле таких мест в стране, да и за рубежом, довольно много. Но тоннель под Аргазинским перевалом – это уникальное сооружение.

Большая часть его пробита через скальные грунты, обладающие высочайшим коэффициентом крепости. Если говорить языком технарей, то твердость этой породы оценивается в 19–21 балл (максимальный показатель составляет 22 балла). Если говорить совсем уж грубо, то это прочность стали.

В день проходчикам удавалось пробивать не более десяти метров, а в месяц не более 200. Для сравнения: скорость проходки подобных сооружений в Сочи при подготовке к Олимпиаде была в два раза выше. Порода там не такая.

Основные работы были завершены всего за год с небольшим. Директор стройтреста Валерий Тур руководил строительством от начала до конца. Сейчас его люди работают уже на 2-м Джебском тоннеле.

– Легких проходок не бывает. Даже с такой техникой, как у нас. Тоннель действительно уникальный. Тут применен ряд технических решений, реализацией которых можно гордиться. К примеру, оборудована штольня, чтобы сбросить гидростатику. Воды здесь теперь быть просто не может, – рассказывает Тур.

Невозможное возможно

Слушать Тура можно до бесконечности. Чего стоит только рассказ об уникальном тоннелепроходческом комплексе канадского производства. Высота режущего щита этой громадины почти десять метров – полноценный трехэтажный дом. А длина – около 100 метров. Вся эта махина вгрызается в породу и метр за метром продвигается к намеченной цели. Порода, которая вырабатывается, вывозится за пределы тоннеля.

К слову, абы где такую технику не применяют – только в самых сложных условиях. Этот канадский комплекс пока работал всего три раза – два из них на тоннелях Красноярской железной дороги.

Протяженность железнодорожных путей в нашем регионе не является самой-самой. Однако все компенсируется сложностью рельефа. Ведь не зря же именно эту ветку, где расположен тоннель, называют Трассой мужества. В 1942 году первопроходцы Кошурников, Стофато и Журавлев погибли здесь, изучая возможность прокладки дороги.

Впрочем, и тем, кто принял эстафету, было не легче. В сухих официальных отчетах того времени пишется, что участок расположен в местности высшей категории сложности с очень непростыми климатическими условиями. На ветке Абакан – Тайшет было построено 726 искусственных сооружений. На каждый километр трассы приходилось 63 тысячи кубометров земляных работ. Это примерно вдвое больше обыкновенной нормы.

Вообще, идея прокладки трассы через Саянские хребты для соединения угольных месторождений Кузбасса и лесных регионов Восточной Сибири витала еще в XIX веке. Однако тогда это казалось настоящей фантастикой. Вердикт горных инженеров был однозначен: сие в этих глухих местах невозможно. Главным останавливающим фактором являлись сложность рельефа и перепад высот. Казалось, что здесь не пройдет ни один поезд. Сегодня эта фантастика стала реальностью.

Фоторепортаж: Открытие Манского железнодорожного тоннеля в Красноярском крае

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного