Начинка для бюджетного пирога

В крае активно обсуждают главный финансовый документ 2013 года

Начинка для бюджетного пирога В крае активно обсуждают главный финансовый документ 2013 года

В середине октября, как и полагается по закону, правительство края внесло в Законодательное собрание региона проект бюджета на 2013 год. В этом довольно увесистом талмуде то, чем мы будем жить предстоящие 12 месяцев. Зарплаты бюджетникам, льготы пенсионерам и малообеспеченным, новые школы и детские сады, поддержка промышленности и села – все это уместилось на страницах главного финансового документа Красноярского края.

Сейчас проект бюджета активно обсуждается депутатами краевого парламента, членами Общественного совета при министерстве финансов края. Свои предложения могут вносить (и вносят) простые граждане. Понятно, что до кардинальных изменений его параметров дело не дойдет. Все-таки составляли документ профессионалы, которые владеют всей картиной в целом. Но добавить в бюджетный пирог определенные специи и приправы, уточнить, где убавить, а где прибавить, вполне можно. Собственно, к этому и призывают население члены правительства, депутатский корпус.

Открытость и преемственность

На протяжении последних десяти лет бюджетный процесс в крае протекает публично. Депутаты получают информацию из самых разных источников, чтобы потом правильно принимать решения по расходованию средств. Проект бюджета опубликован на официальном портале Красноярского края и сайте Законодательного собрания. Жители региона, представители общественных организаций, бизнеса знакомятся с документом, высказывают свои предложения. По каждому будет приниматься индивидуальное решение. Какие-то из них обязательно найдут свое отражение в поправках к закону (депутаты будут рассматривать его в двух чтениях и только потом примут). Другие возьмут на заметку и используют в дальнейшей работе правительства и ЗС.

Бюджет 2013 года сохраняет свою напряженность. Органам власти – как краевым, так и местным – приходится принимать сложные решения с точки зрения его балансировки, определения приоритетов расходования средств. Необходимо выйти на согласованные, компромиссные, взвешенные решения, которые будут влиять на жизнь в крае практически во всех сферах.

Самое главное – бюджетная политика демонстрирует сохранение преемственности. Это касается обеспечения финансирования краевых учреждений, сохранения мер социальной поддержки населения, реализации приоритетных национальных проектов и действующих долгосрочных программ, продолжение строительства социально значимых объектов, взаимодействия с муниципальными органами местного самоуправления.

Экономика края очень глубоко интегрирована в глобальные процессы. К большому сожалению, здесь пока оптимистичных прогнозов не наблюдается – продолжается рецессия в Европе, снижаются темпы роста экономики Китая. В связи с этим бюджетные проектировки по основным доходам, которые были запланированы на 2012–2014 годы, пока не оправдываются. Тем не менее все обязательства, установленные краевым законодательством по индексации расходов, проектом бюджета предусмотрены. Это плановая индексация с 1 октября 2013 года на 5,5 % заработной платы работников бюджетной сферы, причем всех форм – бюджетных, казенных, автономных, муниципальных и так далее. Соответствующим образом проиндексированы коммунальные расходы – все, что связано с выплатами населению по этому направлению. Проиндексированы нормативные обязательства – прежде всего обязательства перед гражданами: например, предполагается плановая индексация стипендий с 1 октября на 5,5 %.

О бюджете и дефиците

parametri.jpgНесмотря на непростые условия, в которых формировался бюджет, его параметры сформированы, обеспечена сбалансированность, соблюдены все требования бюджетного законодательства.

Доходы в проекте бюджета определены в размере 133,4 млрд рублей, расходы составляют 154,5 млрд. Таким образом, дефицит превысит планку в 21 млрд рублей.

В правительстве попытались найти все возможные источники для финансирования дефицита – это и возврат кредитов, ранее выданных из краевого бюджета, и программа приватизации, и остаток средств, который сложится на счетах краевого бюджета к 1 января 2013 года. К сожалению, этих ресурсов недостаточно для решения всех поставленных задач. В минфине были вынуждены в качестве источника финансирования предусмотреть облигационные заимствования Красноярского края в виде ценных бумаг, а также привлечение кредитов коммерческих банков. Сумма таких заимствований в 2013 году превысит 15 млрд рублей.

Социальная направленность

Тем не менее бюджет остается традиционно социально ориентированным. Более 70 % расходов будет направлено в социальную сферу. Причем все, что связано с субсидированием предприятий жилищно-коммунального комплекса, транспорта, с одной стороны, впрямую не включается в социальные расходы. Однако понятно, что это делается для сдерживания роста основных тарифов и цен. В этом смысле подобные расходы тоже можно отнести к социальным. При таком подходе объем средств на социальную сферу значительно увеличивается.

Заработная плата

Прежде всего это повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Вдумайтесь в цифру: почти 70 млрд рублей консолидированных расходов бюджета – это расходы на заработную плату. Кроме того, обеспечение всех последних инициатив и планового повышения зарплаты в следующем году потребует, по самым скромным оценкам, более 3,5 млрд рублей. Эти деньги в бюджете есть, эти обязательства будут выполнены.

Средний размер зарплаты в 2013 году ожидается в 31,5 тыс. рублей. Поставлена задача к 2016 году выйти на уровень 38,7 тыс. рублей. По этим показателям мы продолжаем оставаться одним из лидеров в Сибирском федеральном округе и России в целом. Это серьезное достижение.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В главном финансовом документе года нашли свое отражение и ранее принятые расходные обязательства в этой сфере. В частности, те, что касаются сдерживания роста тарифов. Почти 10 млрд рублей предусмотрено на эти цели в проекте бюджета.

С одной стороны, это компенсации предприятиям жилищно-коммунального комплекса для сдерживания роста тарифов. Экономически обоснованный тариф, к большому сожалению, растет более быстрыми темпами, чем те возможности тарифного регулирования, которые существуют в крае. Растут цены на уголь, повышается заработная плата работников отрасли, накладывают свой отпечаток и другие важные составляющие. Тем не менее поставлена важная государственная задача – сдерживать этот рост, и край в полном объеме выполняет эти обязательства. На эти цели в проекте бюджета заложены почти 4 млрд рублей.

Вторая важная составляющая – это компенсации населению, людям, которые не могут самостоятельно и в полном объеме платить за услуги ЖКХ. В свое время такой прорывной закон в крае был принят. Для разных категорий населения – с разным уровнем дохода и состава семьи – предусмотрены субсидии и льготы. Теперь у нас самые приемлемые условия в России по оплате жилищно-коммунальных услуг населением: от 5 % дохода до 22 %. На практике в стране все уже давно перешли на верхнюю планку. Более 4 млрд рублей предусмотрено в краевом бюджете на выплату таких пособий. За сухими цифрами стоит поддержка более 450 тысяч ветеранов войны и труда, многодетных семей, тружеников тыла и других льготных категорий граждан.

Мать и дитя

dohodi.jpgЕще одна немаловажная задача, решение которой также нашло отражение в проекте бюджета, – это поддержка материнства и детства. На это направление из краевой казны выделяется почти 6 млрд рублей. Речь идет о компенсации родителям за детей от полутора до трех лет, которым не предоставлено место в дошкольных учреждениях, краевых выплатах воспитателям и помощникам воспитателей и другие направления. Отдача от реализации такой политики видна невооруженным глазом – в крае растет рождаемость, улучшаются условия содержания детей. Да, пусть пока не теми темпами, которыми хотелось бы. Тем не менее в этом направлении делаются серьезные и, главное, поступательные шаги. И проект бюджета не предусматривает сдерживать планку тех достижений, которые уже сделаны.

Социальные объекты

В проекте бюджета есть и так называемые инициативные расходы. За этим определением также скрывается социальная поддержка населения. Это компенсационные выплаты для северных территорий, прежде всего Норильска. Строительство социально значимых объектов – краевого онкологического центра, детских садов и школ, объектов Сибирского федерального университета, учреждений здравоохранения, спорта, социального обслуживания, реконструкция драматического театра имени А. С. Пушкина в Красноярске. Эти расходы в бюджете есть. На развитие отрасли здравоохранения предусмотрено 26,1 млрд рублей, образования – 29,7 млрд рублей, спорта и физической культуры – 3,5 млрд рублей, культуры – 2,9 млрд рублей. Правительство поставило перед собой задачу завершить все начатые проекты и выполнить все взятые обязательства перед населением края.

Дороги

В крае сформированы дорожные фонды, средства из которых целевым образом будут направляться на реконструкцию, ремонт и строительство автомагистралей. Растет объем собираемых акцизов, но в то же время увеличивается количество проблем, которые есть сегодня в дорожной отрасли. В отрасли постепенно наводится должный порядок. Губернатором, правительством края, депутатами ЗС ставится задача более эффективного использования того немалого ресурса, который на эти цели выделяется: 13,3 млрд рублей предстоит освоить дорожникам в следующем году. В проекте бюджета есть расходы на продолжение строительства четвертого автодорожного моста через Енисей – значимость этого объекта переоценить трудно. Планомерная работа в этом направлении поможет существенно улучшить состояние краевых дорог. А значит – обеспечить инфраструктурой экономику края, население, всех участников социально-экономического развития.

Межбюджетные отношения

Об этом говорят нечасто, но именно здесь предполагаются серьезные, положительные для территорий изменения в закон о межбюджетных отношениях. Впервые за три года проиндексирован фонд финансовой поддержки, который распределен в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий, – на 13 %. Это превышает накопленный темп роста инфляции за последние два года. Несмотря на все сложности с бюджетом, о которых шла речь выше, правительство предлагает именно такой вариант, понимая, что муниципалитеты тоже находятся в непростых обстоятельствах с точки зрения обеспечения собственными бюджетами и полномочий, которые на них возложены. Правительство выполнило задачу (и проектом бюджета это предусмотрено) передачи на краевой уровень полномочий, связанных с тарифным регулированием и компенсациями предприятиям ЖКХ. Теперь это прерогатива региона.

Несмотря на сложности бюджета, правительство сохранило, как и было обещано, нормативы дополнительных отчислений от налога на доходы физических лиц. Да, можно было попытаться слукавить, и там, где собственные возможности бюджета растут более быстрыми темпами, чем в среднем по краю, что-то отрегулировать. Тем не менее обязательства были выполнены.

Целевые программы

rashod.jpgПроект бюджета предусматривает преемственность в сфере реализации долгосрочных целевых программ. Все программы, даже те, которые заканчиваются в этом году, продолжат свое действие в 2013-м. Всего в крае будут действовать 52 ДЦП с объемом финансирования около 30 млрд рублей. Из них четыре программы – новые. Например, развитие в крае системы отдыха и оздоровления детей. Учитывая важность этого направления, было принято решение выделить его в отдельную программу – по 130 млн рублей ежегодно на эти цели предусмотрены в проекте бюджета.

Еще одна программа касается подготовки к празднованию 400-летия Енисейска. Речь в ней идет о городских проблемах – здесь практически отсутствует нормальная система ЖКХ, ветшают памятники культуры и старины. Все эти задачи будут решаться.

Другое, не менее важное направление – кадровое обеспечение работниками, прежде всего бюджетной сферы, в сельской местности. Ключевой вопрос здесь – долевое обеспечение жильем. Практически все отрасли представили свои предложения в проект бюджета. Оценив ситуацию, правительство приняло решение сделать серьезный шаг – выделить это направление в отдельную целевую программу. Ресурс пока скромный – 100 млн рублей ежегодно. Но с выработкой совместных механизмов, с пониманием, как начнет реализовываться эта программа, правительство будет не раз возвращаться к этому вопросу.

Планы на три года вперед

В этих условиях на ближайшую трехлетку параметры бюджета выглядят следующим образом: прогнозируемый общий объем доходов краевой казны определяется в сумме 437,8 млрд рублей, расходов – 493,3 млрд рублей. Наши доходы включают в себя, в том числе, безвозмездные поступления из федерального бюджета. В течение года губернатору, правительству, депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации от нашего региона удается грамотно срабатывать с федеральным центром, выигрывать для края дополнительные средства. В этом году стартовый объем федеральных вливаний определялся в размере 10 млрд рублей, а по итогу года мы ожидаем получить больше – около 30 млрд. Эти дополнительные средства будут направлены на строительство наших социальных объектов – в том числе краевого онкологического центра, реконструкцию театра имени А. С. Пушкина.

Трехлетка остается дефицитной. Дефицит составит более 20 млрд в 2014 году, в 2015-м – 14 млрд рублей. Единственный источник финансирования дефицита – это дополнительные заимствования. Решение, что и говорить, непростое. Правительство тревожит плановый рост государственного долга, который к 2016 году может достичь 76 млрд рублей (более 50 % собственных возможностей бюджета на тот период). Однако подобный сценарий обеспечивает в полном объеме исполнение всех уже принятых социальных обязательств региона, а также новых инициатив руководства страны и губернатора края. Кроме того, главный финансовый документ задает определенное развитие, которое позволит решать задачи, поставленные обществом перед властями всех уровней.

Стоит ли бояться дефицита?

Роман ОДИНЦОВ, министр финансов края

– История показывает, что все зависит от экономики. Наблюдается некая цикличность. Мы помним сложные времена начала 2000-х годов, когда ситуация была примерно схожей с нынешней. Но мы не забыли и 2007–2008 годы, когда удалось погасить все долги, реализовать дополнительные мероприятия и программы. Я думаю, что и сейчас все будет в порядке. У нас идет серьезное развитие промышленного потенциала, реализуются крупные инвестиционные проекты. Мы плотно работаем с федеральным центром, частными компаниями. Уверен, что недалека та перспектива, когда мы рассчитаемся со всеми долгами.

Валерий СЕМЕНОВ,первый заместитель председателя ЗС края

– Что такое дефицит бюджета? По сути, это задачи, которые перед собой ставит власть. У нас много обязательств перед населением в социальной сфере. Мы вкладываем серьезные деньги в развитие экономики, инновационные процессы, и, конечно, федеральный центр все это когда-нибудь вернет. Но сегодня задач, которые мы перед собой ставим, существенно больше реальных возможностей казны. Поэтому мы идем на дефицит бюджета, понимая при этом, каким образом его покрывать. Поэтому дефицит не страшен. Главное, чтобы он был понимаем как со стороны органов государственной власти, так и со стороны органов местного самоуправления – потому что это наши планы на будущее, задел на наши совместные действия.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного