Окно в Европу и Азию

Окно в Европу и Азию

7 сентября в Красноярске открывается XVII международный фестиваль «Азия-Сибирь-Европа». Это праздник для почитателей классической музыки, возможность познакомиться с известными исполнителями из разных стран, проникнуться красотой музыки и почувствовать самобытность каждого исполнителя. Неизменный участник и организатор фестиваля – Красноярский камерный оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств России, почетного гражданина г. Красноярска Михаила БЕНЮМОВА.

 

С Михаилом Иосифовичем мы встретились во время подготовки фестиваля, говорили о музыке, профессии дирижера, воспитании слушателя и, конечно же, истории возникновения международного события.

– Михаил Иосифович, XVII международный фестиваль «Азия-Сибирь-Европа» проходит в юбилейный для вашего оркестра год, ему исполнилось 25 лет. Эти два события связаны?

– Рождение Красноярского камерного оркестра и фестиваля – одна история. И не только потому, что наш оркестр – неизменный участник и организатор музыкального события. Фестиваль возник из международных связей, которые накопил камерный оркестр к началу этого века. А история камерного оркестра началась с открытия в Красноярске института искусств. Более 40 лет назад – в 1978 году – я прилетел из Москвы. С тех пор неизменно преподаю в КГИИ.

– Обычно музыканты из глубинки уезжают в столицу, а вы из Москвы переселились в Красноярск. Почему?

– Человек должен быть там, где он нужен. Свою вузовскую работу я начал сразу после студенческой скамьи – в 23 года в Киргизии в городе Фрунзе (теперь это Бишкек). Проработал там почти семь лет, а затем уехал в Москву, чтобы завершить работу над диссертацией в очной аспирантуре. А когда передо мной встала дилемма – возвращаться во Фрунзе или остаться в России, выбрал второе. И попал в число первых педагогов Красноярского института искусств. По рождению я киевлянин, по образованию москвич, служил в Казахстане, работал в Киргизии, каждый год ездил в Молдавию…

– А в итоге стали настоящим сибиряком?

– Да. За 40 лет пустил здесь корни. Мне удалось объездить много стран, посмотреть, поработать. Но всегда было желание вернуться домой – в Сибирь. Когда-то я был нужен Красноярску, а теперь Красноярск нужен мне. Меня приглашали переехать в Саратов, Новосибирск, Москву, Японию, Индию, но меня держал в своей орбите Красноярский край. А с 1985 года мое желание жить здесь и работать связано с Красноярским камерным оркестром.

– Вы были первым заведующим кафедрой струнных инструментов в нашем институте искусств. Стать дирижером жизнь заставила?

– Я никогда не думал, что буду дирижировать. Мой дедушка, профессиональный военный дирижер, порывался мне дать уроки: «Тебе это может пригодиться». Я отмахивался: «Не нужно это, я люблю скрипку, хватает педагогики». Теперь понимаю, что глупо не получить уроки у такого опытного дирижера, каким был мой дед.

А дирижером я стал случайно. Как заведующий кафедрой следил за выполнением учебного плана, уходили дирижеры, и нужно было вести оркестровый класс. Приходилось брать это на себя. И постепенно мне понравилось: даю уроки одному, а почему не могу двадцати? Раньше относился к оркестру с пренебрежением, а когда стал заниматься с ребятами, понял: это отдельная профессия. Недостаточно хорошо владеть инструментом, чтобы играть в коллективе, этому нужно учиться. Ведь из 100 выпускников только два-три становятся солистами, остальные садятся в оркестр или идут преподавать в школы.

Первый концерт студенческого коллектива прошел в 1985 году, затем их стало больше. Ребята занимались со все возрастающим интересом. А потом грянули 1990-е, когда встал выбор – получать профессию музыканта или идти в грузчики и таксисты. Тогда и родился первый юридический коллектив «Куранта-2001». Я хотел подчеркнуть этим названием устремленность в будущее тысячелетие. Просуществовал он ровно год, а 20 мая 1993 года администрация города учредила Красноярский камерный оркестр, мы стали муниципальным коллективом. И на протяжении четверти века пользовались поддержкой мэрии во всех начинаниях.

– И классическое искусство пользовалось спросом?

– Были ситуации, когда на сцене сидело 70 человек, а в зале 13.

– Играли для 13?

– Мы играли бы даже для одного. Ведь когда вы заходите в церковь, не ждете, когда в нее набьется народ. Пришел человек – должен иметь возможность помолиться. А между храмом и концертным залом много общего. Здесь так же все равны, как и в доме Божьем, – и президент, и обыкновенная старушка.

– Сейчас на ваших концертах аншлаг. Красноярцы стали тянуться к классической музыке?

– Красноярцы нуждаются в классической музыке, тянутся к духовности. Это заложено в генотипе сибиряка. Каждое новое поколение открывает для себя музыку заново. Много десятилетий мы играем в школах, в медицинском университете и СФУ, даем концерты кадетам. Недавно были в кадетском корпусе в Кедровом, а в октябре едем в Канский. Были с концертами в Минусинске, Норильске, других городах края. Выступали на красноярских железнодорожных вокзалах, на открытых площадках. Самое главное – мы должны воспитать новое поколение слушателей.

– Вместе с тем Красноярский камерный оркестр популярен в Европе…

– Нас приглашали на фестивали в Савое, где мы играли в Куршавеле – в залах, которые находятся высоко в горах Франции. Нам приятно было выступать в лучших залах Италии на фестивале «Лето в Милане», в Испании во Дворце музыки в Валенсии, в Гвадалахаре, Элорио, в Золотом зале Музик Феррайн в Вене… Мы много стран объездили.

– И с какими чувствами возвращались в Сибирь?

– С большим удовольствием. Здесь у нас главное – наша дорогая публика, ради которой существует оркестр. Самые незабываемые выступления для меня проходили в таких городах, как, например, Ачинск. В 1980-е годы концерт здесь длился 3,5 часа. Люди в Доме культуры сидели в шубах, шапках, но по их глазам было видно: для них это праздник. Главные слушатели для нас находятся в Сибири. В Красноярском крае сложилось удивительное сообщество любителей искусств, для которых духовная пища не менее ценна, чем хлеб насущный. Ради этих людей мы существуем.

– Рождение международного музыкального фестиваля – тоже ради слушателя и его просвещения?

– Он появился после наших поездок в Италию. Начались они в 1994 году и сразу принесли знакомство с выдающимися мастерами. Например, Пьеро Беллуджи. Это была счастливая встреча. Он заинтересовался коллективом, приехал в Красноярск и вдохновил нас своим колоссальным талантом. Так возникла идея провести первый фестиваль искусств в Красноярске. В нем принимали участие не только музыканты, но и художники, керамисты, фотографы. С 2001 года международный фестиваль проходит ежегодно. Сначала к нам приезжали артисты только из Италии, затем присоединились Германия, Швеция, Франция, Англия, Испания, Польша, Австрия. И появилось название «Сибирь – Европа». А в 2015 году в фестиваль влилась еще и Азия. Первым с гастролями к нам приехал Харбинский оркестр.

– Программа фестивалей никогда не повторяется, более того – дарит слушателям сюрпризы…

– Мы ежегодно демонстрируем экзотические инструменты, которым тысячи лет. Эрху – китайская скрипка, се – японский губной орган, и его китайский предшественник шен. Специально для этих инструментов лучшие композиторы мира, такие как Эниотт Шнайдер, написали произведения.

В этом году нас ждут две мировые премьеры – сочинение для сямисена (японский трехструнный щипковый музыкальный инструмент с небольшим корпусом, общей длиной около 100 см. – «НКК») и струнного оркестра «Шаги», которое прозвучит под руководством автора – японского дирижера Еши Сугияма, а также концерт для скрипки и виолончели с оркестром «Воспоминание о Варшаве» Марчелло Низинмана, написанный для уникального струнного оркестра Baltic Neopolis Virtuosi, объединившего в себе лучших музыкантов региона Балтийского моря. Это замечательный польский оркестр. На первом концерте он будет играть вместе с нашими музыкантами. Мы доказываем, что можем понимать друг друга. Пусть это будет примером для политиков.

Фестиваль – духовное окно, которое позволяет нам, живя в географическом отдалении от мировых столиц, формировать в Сибири собственный культурный центр.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное