20 сентября органному залу Красноярска исполняется 40 лет. В этот день в 1982 году состоялся первый концерт в обновленном старинном католическом соборе. После нескольких десятилетий забвения и разрухи историческое здание начало новую жизнь – концертную.
На пожертвования прихожан
История нашего органного зала начинается с учреждения в крае Красноярского католического прихода. Произошло это по распоряжению администратора Могилевской архиепархии в 1836 году. А в 1855 году Томская духовная консистория дала разрешение на постройку «нового здания для помещения римско-католической церкви» на Благовещенской улице Красноярска. И в 1857 году он уже был построен.
Старое здание католического костела было деревянным, но очень красивым. Как сообщают исторические источники, снаружи здание храма было оштукатурено и выбелено известью, а изнутри покрашено белой краской. Имелись три алтаря, покрытых живописью, на хорах был установлен орган «Меллодикон». Службы в нем отличались таким великолепием и торжественностью, что на них стекался народ со всех концов города и близлежащих к нему селений, причем не только католики, но и представители иных конфессий.
Но к концу XIX столетия здание красноярского католического храма обветшало настолько, что в 1897 году специальная комиссия признала: лучше строить новое каменное здание, чем ремонтировать старое деревянное.
Губернский архитектор Павлов выполнил проект, но денег на строительство не хватало. Католики надеялись получить нужные средства за счет сбора пожертвований и правительственной субсидии.
Переписка с высокими инстанциями о выдаче разрешения на строительство велась несколько лет, и сбор средств начали только в 1904 году. За два года пожертвований пришло около девяти тысяч рублей.
Новое здание планировали возвести на том же месте – на Благовещенской улице, но это оказалось не очень удобным. После многочисленных ходатайств католический приход приобрел другой участок – в Батальонном переулке (сейчас переулок Декабристов), который позволял построить более крупный и удобный храм.
От прежнего проекта отказались, а создать новый пригласили красноярского архитектора польского происхождения Владимира Соколовского. К июлю 1908 года проект был готов, и 20-го числа в основание римско-католического храма заложили первый камень.
Все строительные работы завершили уже осенью 1911 года. И храм открыл свои двери для прихожан.
До последнего священника
Однако полноценно работать ему пришлось недолго. В 1922 году Енисейский губисполком издал приказ о реквизиции церковных ценностей для помощи голодающим. Но в католической церкви взять было нечего – имелся только серебряный поднос. Тогда здание национализировали, а затем сдали католической общине в аренду, чтобы храм приносил прибыль.
Красноярский костел работал до последнего священника. Здесь сменились несколько служителей, судьба их незавидна. Их арестовывали и приговаривали к немалым срокам за принадлежность к духовенству.
После расстрела последнего священнослужителя католический храм закрыли. В этом здании размещался склад, радиокомитет, затем кинокомплекс.
По рекомендации Гарри Гродберга
Реставрация костела началась в 1978 году и завершилась спустя три года. 20 сентября 1982 года в бывшем костеле состоялся первый светский концерт. На открытии нового концертного зала выступали настоящие звезды – струнная группа Красноярского академического симфонического оркестра Ивана Шпиллера, солист театра оперы и балета Владимир Ефимов, два солиста из Большого театра, ансамбль Московской филармонии «Концертино», а также учащиеся детской музыкальной школы № 2 Красноярска.
Орган в костеле появился на год позже. Рекомендовал поставить этот инструмент в Красноярске председатель комитета Министерства культуры РФ по органному делу, знаменитый органист, народный артист России Гарри Гродберг.
Изготовить инструмент заказали чехословацкой фирме «Ригер-Клосс». Все параметры концертного зала отправили мастерам, но чешские специалисты сами приехали в Сибирь – измеряли и изучали концертный зал. А затем принялись за изготовление сложного инструмента.
– Чтобы сделать орган, сначала изготавливают детали. Отливают трубы, делают электрическую часть и воздуховодную, клавиатуру, мотор. Все это собирается на фабрике, апробируется. Затем опять разбирается и по деталям перевозится к месту окончательного монтажа, – рассказывает солист-органист Красноярской краевой филармонии Андрей Бардин. – Наш орган идеально вписывается в нишу, соответствует объему помещения.
Кстати, первым на новеньком красноярском органе сыграл идейный вдохновитель его строительства – Гарри Гродберг. Концерт этого замечательного музыканта собрал всю элиту Красноярска. После открытия органного зала ни один творческий сезон не обходился без выступления знаменитого органиста.
Как говорят музыканты, красноярский инструмент уникален по-своему. Он не самый большой и не самый древний. Но обладает надежностью и звучанием. А это очень важное качество.
Плюсом к этому – уникальная акустика старинного готического здания. Благодаря архитектуре костела, его стрельчатым сводам церковная и барочная музыка здесь звучит особенно проникновенно.
– Мне рассказывали, что когда делали ремонт храма, использовали специальную, отражающую звук штукатурку, – поясняет Андрей Бардин. – И жесткие деревянные кресла в органном зале также установили не случайно. Они не поглощают звук.
С 1980-х годов в органном зале не проводились капремонты: здание – объект культурного наследия. Любые изменения его образа запрещены.
Центр притяжения
В нашем органном зале проходят российские и международные фестивали органного искусства, здесь выступают выдающиеся музыканты: Олег Янченко, Евгения Лисицына, Галина Козлова, Любовь Шишханова, Константин Волостнов, Лада Лабзина, Наталья Багинская, Людгер Ломанн и другие.
– Сегодня органный зал Красноярской филармонии стал центром притяжения органной культуры и камерной музыки, который ежегодно посещают около 20 тысяч слушателей, а любовь к нему передается от поколения к поколению, – говорит министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов. – Мы гордимся тем, что в нашем крае есть такая культурная редкость, и всячески оберегаем и сохраняем ее! В этом году были выделены средства на выполнение комплексных научных исследований перед проектированием реставрации здания.