Стоит он как раз в центре трех путей – реки Кан, Московско-Сибирского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали. А богатая история города изобилует самыми неожиданными поворотами. Как говорят литературоведы, именно здесь, в сибирской глубинке, рождались «Похождения бравого солдата Швейка» чешского писателя Ярослава Гашека. Во времена Гражданской войны сатирик в числе белочехов попал в плен и жил в Канске. Отсюда он увез молодую жену – дочь купца Львова – и начало своего самого известного романа.
От Гадаловых до ликеро-водочного
Канск всегда считался промышленным городом. В 1822 году, когда он получил статус окружного центра, здесь уже насчитывалось немало купцов. Именно в Канске начинали свою деятельность известные в Красноярском крае купцы Гадаловы и Савенковы. Благодаря им в городе в XIX веке открылись Общество вспомоществования начальному образованию и народная читальня. Интересно, что сам Герасим Гадалов при этом был неграмотен.
Усадьба купца 1-й гильдии Герасима Гадалова, основателя многочисленного впоследствии рода, появилась тогда на углу улицы Московской и Гоголевского проспекта. Его сыновья Николай и Иван открыли торговые дома в Красноярске и Канске, пятеро внуков продолжили дело. Одного из них, Николая Николаевича Гадалова, золотопромышленника и судовладельца, знала вся Россия.
К началу XX века в Канске насчитывалось шесть кустарных кожевенных заводов, два свечных, один мыловаренный, а также три училища и городской банк с капиталом 80 тысяч рублей.
А в 1901 году началась история Канского ликеро-водочного завода. Строился он как казенный винный склад, а при нем завод с годовой производительностью вина 150 тысяч ведер.
В России в конце ХIХ века по инициативе царя Александра Третьего начали проводить реформу винной отрасли – внедрялась так называемая винная монополия. В 1894 году был принят закон «Положение о казенной продаже питей». Согласно этому документу винокуренные заводы оставались частными, но произведенные спирт и водку следовало сдавать на вновь отстроенные госпредприятия (склады), где они проходили очистку, доводились до нужных кондиций. Затем алкогольную продукцию разливали и отправляли на продажу в специальные лавки.
Тогда и начали в губернских и уездных городах возводить казенные винные склады. В 1901 году строительство таких хранилищ запланировали в Красноярске, Минусинске и Канске. Возводились склады-заводы по типовым проектам в кирпичном стиле.
В 1906 году завод начал работу. Он пережил революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны, в советские годы его продукция была известна далеко за пределами края. Предприятие выпускало около двух тысяч декалитров алкогольной продукции – водку, ликеры, наливки, бальзамы.
Родина «Беломора»
Но по-настоящему поднялся Канск только в 40-е годы прошлого века, когда здесь появились ХБК, гидролизный завод, табачно-махорочная фабрика. Город стал одним из крупнейших промышленных центров в Красноярском крае. Канская продукция была известна всей стране. Именно здесь производились легендарные папиросы «Беломорканал», сигареты «Прима» и «Енисей». А на хлопчатобумажном комбинате, который позже стал для Канска градообразующим предприятием, выпускали пряжу, бязь, диагональ, сатин и даже шелк для боевых знамен.
Развитие города продолжилось и после войны. Например, в 1949 году здесь открылся уникальный завод бумагоделательного оборудования (КЗБО). В 1950-е годы лощильный каландр, использовавшийся для обработки картона, выпускался только здесь, в Канске. И больше нигде в стране. Позже на КЗБО делали молокотанки, вакуумные насосы, гарнитуру для дисковых мельниц. Продукция завода расходилась не только в республики СССР, ее покупали Индия, Куба, Египет, Болгария, Албания, Польша, Монголия, Турция.
А потом в Канске построили завод легких металлоконструкций. Об этом ходит легенда. Рассказывают, возвели его, чтобы привлечь в город мужчин. Ведь на хлопчатобумажном комбинате работали более восьми тысяч женщин, и чтобы уравновесить гендерный состав, сделали «мужское» предприятие. Завод легких металлоконструкций прижился в Сибири: продукцией снабжал земли от Урала до Владивостока.
Разделяй и производи
Перестройка сильно подкосила промышленность Канска. Сложные времена не смогли пережить кондитерская фабрика и мелькомбинат, закрылись КЗБО и ХБК, ликеро-водочный завод и табачная фабрика, гидролизный завод и хлебокомбинат.
Еще работает в Канске мясокомбинат и завод легких металлоконструкций. Но объемы производства на этих предприятиях снизились, нет бывшего размаха. Зато появилось новое безотходное производство – «Картпласт», где выпускают упаковочную тару для перевозки большегрузных товаров.
– Сейчас бизнес у нас выживает по-другому, – рассказывает заместитель главы Канска по экономической политике Нина Кадач. – Большие предприятия дробятся на мелкие. На сегодняшний день в Канске зарегистрировано 1 059 юридических лиц и 2 172 индивидуальных предпринимателя. Они работают в сферах общественного питания, розничной торговли, культуры, физкультуры, здравоохранения, оказывают услуги по дополнительному образованию.
В администрации отмечают: людям есть где работать (уровень безработицы в Канске 0,9 процента). Наоборот, предприятиям даже не хватает квалифицированных кадров. Особенно мужчин. Население города так и осталось женским. Представительниц прекрасного пола в Канске на восемь тысяч больше, чем мужчин.