Пишу историю месторождения

Пишу историю месторождения

Полвека назад профессия геолога была одной из самых престижных и популярных. О разведчиках недр снимали фильмы, им посвящали песни. Осталось ли что-то от былой романтики сегодня? И много ли молодых ребят готовы ехать «за туманом и за запахом тайги» туда, где девять месяцев в году зима и порой не хватает делений на столбике термометра, чтобы показать, насколько сильно понизилась температура? Об этом мы беседуем с ведущим специалистом геологической службы «Славнефть-Красноярскнефтегаз» Игорем КУЗНЕЦОВЫМ.

– Игорь, расскажи, пожалуйста, о себе.

– Меня зовут Игорь Кузнецов, мне 29 лет. Родился в городе Белебей, его многие так и называют – городом нефтяников. Вышло так, что большинство членов моей семьи (бабушка, дедушка, родители, дядя) связаны с нефтяной промышленностью. Еще в старших классах я решил, что тоже стану нефтяником. Я с детства много знал о нефтянке, и самому было интересно попробовать. После школы поступил в Уфимский государственный нефтяной технический университет, получил диплом, теперь работаю. Вот такая маленькая нефтяная династия у нас получилась.

– А почему ты решил стать именно геологом?

– С направлением геологии определился во время учебы в университете, когда начал вникать в процесс нефтедобычи. В детстве, наверное, так же, как все, я представлял, что геолог – это рослый бородатый дядька с рюкзаком за спиной и киркой за поясом. На самом же деле в геологии очень много разделов и спектр работ огромен. Шесть тысяч километров земного радиуса в твоем распоряжении. Бесконечные возможности для исследований.

Учиться было очень интересно. Прежде всего потому, что кроме сухой теории у геологов много практики. Можно сколько угодно читать о породах и минералах, но увидеть их собственными глазами, потрогать руками земные отложения, которым миллионы лет, – совсем другое дело. Как будто прикасаешься к вечности. С этим ощущением мне не раз приходилось сталкиваться уже во время работы. Помню, объезжали фонд старых скважин. Находишь скважину, пробуренную где-то в начале 80-х годов, и чувствуешь себя свидетелем истории.

Всегда буду помнить свою первую практику в поле. Палатки, еда на костре, природа… Я тогда понял, что геология – это не профессия, а призвание. Мое призвание точно.

– Где ты уже успел поработать?

– Мой трудовой стаж не так велик, всего порядка семи лет. Работать начал еще во время учебы в университете.  В первый раз проходил практику оператором по добыче нефти и газа на Балкановском месторождении, потом была долгая практика помощником бурильщика на Северо-Варьеганском нефтегазовом месторождении. Затем, уже после института, попал на Вынгапуровское месторождение в ЯНАО. Сейчас вот работаю на молодом, уникальном Куюмбинском месторождении.

Еще студентом я решил, что в перспективе буду работать на Севере, поскольку возможностей для профессионального роста здесь больше. Север суров и прекрасен. И изучение его недр по существу только началось. Появились новые методы обработки данных, новые подходы к интерпретации материалов. Сегодня геологи имеют возможность на порядок качественнее видеть строение пласта, выявлять более мелкие залежи, четко определять качество коллектора – это то, чего не давали сейсмические исследования. Раньше геологи получали лишь общие данные. Теперь можно добиться более ясного понимания объектов изучения.

– В чем заключается конкретно твоя работа?

– Грубо говоря, я отвечаю за правильный, то есть эффективный процесс добычи углеводородного сырья в период разработки месторождения. Работа многосторонняя и ответственная. Веду контроль над промысловыми исследованиями, бригадами ТКРС, контролирую расчет добычи нефти, плановые показатели. В моем деле, для того чтобы достичь целевых показателей, я должен к каждой скважине подходить индивидуально. Располагать корректными данными для качественного анализа. А это значит очень много общаться с людьми – операторами добычи, супервайзерами, буровиками, лаборантами, геофизиками, с коллегами, занимающимися такой же деятельностью. Собранная информация анализируется и заносится в базу данных, с которой потом будешь работать на протяжении всего срока эксплуатации скважины. Если честно, для меня это больше чем работа. Как будто я пишу историю месторождения.

– Теперь мне кажется, что мой вопрос, не хочешь ли ты перейти на работу в офис, отпадает сам собой.

– Можно долго спорить, что лучше – вахта или офис. Везде есть свои плюсы и минусы, а еще всему свое время.

Для себя я решил так: в любом случае, чтобы достойно выполнять свои обязанности в офисе, для начала необходимо пройти «поле». Мне нравится дело, которым я занимаюсь сейчас: работа с введенным фондом, мониторинг, достижение определенных целевых показателей. Это интересно. Об офисной работе пока не думаю.

– Не тяжело молодому парню месяцами жить в отрыве от цивилизации?

– Это время можно использовать для саморазвития, читать, общаться с людьми. Вообще, умение находить общий язык – необходимый навык, когда много дней ты бок о бок находишься на тесной территории с одними и теми же людьми. Также работа в «поле» лично меня учит любить и уважать природу. Человек давно уже почувствовал себя хозяином всего мира. Здесь же природа нам часто напоминает, кто главнее.

– Каким образом?

– Хотя бы когда по несколько дней не можешь улететь домой из-за погоды. Какую бы технику ни изобретал человек, а вот не хочет природа, и никуда ты не сдвинешься. Бывает, в тайге медведя увидишь, и сразу чувствуется – он на своей территории, а ты у него в гостях.

– Какие традиции, суеверия, приметы есть у геологов?

– Наверное, самая главная традиция – первое воскресенье апреля, наш профессиональный праздник. Вспоминаю свое посвящение в геологи, которое происходило в этот день. Все началось с помазания нефтью. Была клятва геолога. Потом мы, новички, искали в лесу спрятанную бутылку с нефтью. Ну и вечером, конечно, большой костер и песни под гитару.

– То есть современные геологи, как и их предшественники, все-таки поют песни у костра?

– Я полагаю, это будет переходить из поколения в поколение. Романтика профессии останется навсегда.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности