Всего пару десятилетий назад даже мысль о том, что детская книга могла быть «плохой» или некачественной, просто не приходила в голову. Проблема была одна – в дефиците изданий. Сейчас на это жаловаться не приходится. И многие родители, увидев ребенка с книгой, облегченно вздыхают – это не с планшетом сидеть. Но при ближайшем рассмотрении зачастую оказывается, что под красочной обложкой – неказистый, примитивный пересказ популярных сказок, детские детективы с банальным сюжетом…
А встречаются и «уникальные» издания. Держу в руках увесистую книгу об отношениях с противоположным полом для подростков. Название первой главы сразу бьет в глаза: «Ты че? – Да я ниче!» Речь в ней идет об ожиданиях от отношений. Судя по используемым выражениям, автор изо всех сил стремится привлечь внимание, а потому не стесняется таких выражений, как «все в сад», «отвиснет челюсть», «когда перестанешь ржать, поймешь».
– Я бы такое читать не советовала. К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция по упрощению языка, своеобразное заигрывание с читателем, – говорит Наталья Уминова, доцент кафедры мировой литературы и методики преподавания КГПУ. – Родители должны обращать на это внимание. Язык – это очень важно.
Говорить о проблемах
На мой взгляд, удивительно, что ни имя писателя, ни даже его образование уже не являются гарантией качества. Недавно появился анонс детской книги автора, который имеет высшее образование по философии. Анонсируется она в книжных интернет-магазинах как издание, которое «учит трудолюбию» – «почитай, девчонка, и узнай о том, как добиться цели собственным трудом». Для рекламных целей используется даже образ президента:
В спортзале приемы оттачивал Вовка,
А Мишка прогуливал все тренировки.
Владимир теперь управляет страной,
А Мишка на даче сажает морковку.
И это называется литературой?! Конечно, в искусстве не всегда возможны четкие критерии. То, что у одного вызывает восторг, другому кажется нелепым, неинтересным и недопустимым. Но в любом случае есть какая-то черта, заходить за которую нельзя. Иначе это не литература, а так – сборник нелепицы под обложкой.
Впрочем, наивно было полагать, что вал мусорных книг для взрослых, пустого балласта, ничего не дающего ни сердцу, ни уму, не затронет самого нежного, восприимчивого, доверчивого читателя. Что же можно предложить ему, кроме классических изданий детских книг?
– Сейчас много изданий календарной словесности – это святочные, пасхальные рассказы, которые можно смело рекомендовать для семейного чтения, они содержат значительный воспитательный потенциал, – говорит Наталья Уминова. – Это то, что не издавалось долгие годы. Сейчас популярен жанр школьной повести. Она интересна подросткам. Затронутые темы – конфликт с учителями, выяснение отношений в коллективе – это их повседневная реальность. Им это читать интересно.
Есть два автора, которые пишут неплохую прозу для подростков, – Жвалевский и Пастернак – «Шекспиру и не снилось», «Гимназия номер 13». Очень много про технологизацию нашего времени, компьютерное общение, социальные сети, про то, как это может быть опасно. Из такой литературы можно извлечь какие-то уроки для себя, предостережения. Да, в классической литературе тоже много важных проблем, но реалии уже могут быть непонятны. Мне из зарубежных авторов нравится Анна Гавальда, «35 кило надежды», и оптимизм жизненный, и толерантность к людям воспитывает. Есть еще Екатерина Мурашова – «Класс коррекции»: не всегда мы должны детям преподносить только светлое и радостное, нужно и о проблемах говорить.
Для современной литературы характерна интересная тенденция, которая пришла к нам из-за рубежа, – это разговоры на ранее запрещенные темы. Об алкоголизме взрослых, о распаде семьи.
– Раньше в литературе были болевыми точками своего рода моральные дилеммы, – вспоминает детский поэт Рустам Карапетьян. – Сейчас появилось много книг, затрагивающих закрытые в советское время темы – об инвалидах, неблагополучных семьях, проблемах с наркотиками. Их можно читать, если автор талантлив. Тогда он сам чувствует эту грань, за которую нельзя переходить, чтобы не впасть в натурализм и невольно не начать смаковать подробности.
О носе Сталина
В советское время под запретом была тема инвалидов, отдельные моменты истории, о которых написано в «Архипелаге ГУЛАГ», «Колымских рассказах». Как рассказать об этом времени подростку? В прошлом году появилось произведение «Дети Ворона». Дети теряют свою семью. Попадают в спецлагерь для «врагов народа». Чуть раньше вышел «Сталинский нос» – несколько сотен страниц вмещают всего один день школьника из коммуналки, у которого отца забирает НКВД. Понятно, что такие книги – это как прививка. Чтобы прочесть, пережить, и потом всю жизнь вздрагивать от одного слова «тоталитаризм». Конечно, нужно говорить с детьми на такие темы. Но так ли? Даже самый мрачный день художники не пишут без использования светлых красок. Хоть пара мазков на холсте есть. В перечисленных книгах нет ни проблеска. Поэтому, прежде чем предлагать детям, родителям нужно прочесть самим и решить – а нужна ли вот такая доза «антисоветчины»?
Нужно сказать честно, что значительную часть перечисленных – качественных – книг в обычном магазине даже в Красноярске найти непросто.
– Есть издательства, которые издают великолепные книги, но они почти не представлены на местном рынке – это «Поляндрия», «Самокат», «Розовый жираф», «Белая ворона», – рассказывает директор книжного магазина Юрий Калашников. – Просто потому, что об этих книгах мало кто знает. С точки зрения продвижения и окупаемости отдельной единицы проще закупать известных авторов – Астрид Линдгрен, к примеру, – то, что родители читали сами.
Хорошие детские книги стоят того, чтобы их искать. Основная функция литературы не познание. Это в первую очередь воспитание души. У кого-то из педагогов я прочла, что если человек стал преступником, он просто не нашел свою КНИГУ. Мы учим читать не только ради хороших баллов по ЕГЭ. А для того, чтобы все прочитанное когда-то дало свои плоды. Чтобы рядом с ребенком ни мы, ни окружающие его люди не испытывали дефицита чуткости, понимания, терпимости, уважения и доброты. Детская литература – это всегда в какой-то мере проекция будущего. С ее помощью мы формируем – по крайней мере, пытаемся – окружающий мир через 10–20 лет. И то, каким он будет, зависит в том числе от книги, которую ребенок сейчас держит в руках.
Как приучить ребенка читать
Виктория Тишакова, заместитель заведующей Красноярской краевой детской библиотекой:
– Зачастую родители, которым важно, чтобы ребенок читал, выбирают путь диктатора: «Пока ты не прочтешь 20 страниц, ты никуда не пойдешь». Страницы могут быть прочитаны, но впопыхах, без всякого удовольствия, а порой даже без понимания смысла части текста. А когда школьникам дают на лето списки литературы, то родители пытаются запретить брать в руки другие произведения, «пока не прочтешь то, что необходимо». Это неправильно. В список попадают в основном классические произведения – достаточно сложные для восприятия художественные тексты, где встречаются слова, значение которых непонятно. Это уже для того ребенка, который чувствует вкус. А воспитывать любовь к книге нужно с помощью тех произведений, темы которых им интересны, – хорошего качества, конечно. Мы рекомендуем прочитывать классику совместно с родителями.
Нельзя ругать за недочитанную книгу – мы же сами не всегда читаем все с первой до последней страницы и можем вернуться к произведению позже. Чтение не должно быть повинностью. Если ребенок взял фэнтези, детектив – не нужно мешать. Но в следующий раз попробуйте предложить что-то иное. Поговорить с ним. А вообще, как относятся к книгам родители – точно так же относятся и дети. Некогда? Если мама всего 10 процентов от того времени, которое она тратит на сериалы и социальные сети, уделит совместному чтению – этого уже достаточно. Пусть хотя бы это будет 30 минут. Сейчас сложно разобраться в огромном количестве выпускаемых книг. Могу посоветовать два сайта – «Библиогид» и «Папмамбук», которые рассказывают именно о качественной литературе.