Закон обязал все страховые компании, предоставляющие услугу обязательного страхования автогражданской ответственности, открыть с 1 января 2017 г. на своих сайтах онлайн-сервисы по выдаче полиса ОСАГО. Мы проверили: такие сервисы у страховщиков появились и работают. Где-то лучше, где-то со сбоями, но работают. Сегодня расскажем, как самостоятельно получить электронный полис, в чем его преимущества и недостатки.
Процедура в общем несложная, разобраться с ней может любой человек, владеющий компьютером. Только надо быть очень внимательным, вбивая в окошки на сайте многочисленные цифры и данные, иначе ваш полис может оказаться недействительным и потом будете иметь проблемы в случае ДТП. Хотя система так устроена, что недостоверные данные не пропустит – все они проверяются по базе союза автостраховщиков. Но береженого бог бережет. Внимательность и еще раз внимательность!
Надо помнить, что новый электронный полис можно оформить, если у вас уже был старый, обычный. Если же вы получаете такой документ впервые, придется идти в страховую компанию ножками.
Прежде чем сесть за компьютер, приготовьте следующие документы: паспорта страхователя и лиц, которые будут управлять транспортным средством; их водительские удостоверения; паспорт транспортного средства либо свидетельство о его регистрации (некоторые компании требуют оба документа, некоторые – только один из них); карту технического осмотра автомобиля, если ему в этом году положен техосмотр.
Первым делом нужно зарегистрироваться на сайте страховой компании, используя свой электронный адрес. На него придет пароль-подтверждение. Затем вводите все данные, которые запрашивает система: ваш город, мощность двигателя автомобиля, его марку, идентификационный номер VIN, номер кузова, период пользования транспортным средством, количество лиц, которые будут им управлять, если страховка ограниченная; паспортные данные этих людей, сведения о водительских удостоверениях и водительском стаже.
После заполнения анкеты нажимаете кнопку «рассчитать стоимость».
Система проверит данные в базе союза автостраховщиков и получит необходимые коэффициенты. После этого на экране появится стоимость вашей страховки. Данные предыдущего полиса ОСАГО также потребуются, поэтому его нужно держать при себе. Из этого документа в форму заносят серию, номер и название страховой компании.
В самую последнюю очередь оплачиваете документ банковской картой. После этого на адрес вашей электронной почты придет страховое свидетельство, которое желательно распечатать и возить с собой вместе с правами. Чтобы не доказывать сотрудникам ДПС, что полис у вас есть, а подтвердить этот факт документально. Хотя по закону, говорят, можно и не распечатывать – инспектор сам проверит по базе, есть ли у вас ОСАГО. Но что, вам трудно распечатать? С бумагой как-то спокойней.
Плюсы электронного страхования очевидны. Страховку можно оформить, не выходя из дома, без очередей. Особенно это хорошо для тех, кто живет в отдаленных населенных пунктах, где Интернет есть, а страховых агентов нет. Главное, вам никто не будет навязывать дополнительные услуги, которые делают полис дороже, как это бывает в некоторых страховых компаниях.
Недостатков практически нет. Разве что у некоторых страховщиков система ввода данных еще не совершенна – глючит, зависает, какие-то сведения не пробиваются по базе. Что было проверено мною на практике. Также нет единого интерфейса для ввода данных – у всех компаний он разный. Иногда не совсем удобный.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Захожу на сайт одной красноярской страховой компании. Регистрация муторная – нужно ввести свои Ф.И.О., дату рождения, электронный адрес, что-то еще… Получилось. Пришел пароль. Начинаю вбивать данные. Система требует или ПТС, или свидетельство о регистрации – одно из двух. И это хорошо. Потому что бог его знает, где этот ПТС, надо весь письменный стол перерыть. Вбил в анкету все, что просили. На третьем шаге произошел сбой. Жму на кнопку «далее», а оно далее не движется. Система говорит: «Найден в базе РСА. Проверьте марку». Марку чего? Автомобиля? Так она введена правильно. Я что, не знаю, как мое ведро с болтами называется?
Что ж, здесь не получилось. Пойдем к другому страховщику, федеральному.
Там регистрация оказалась гораздо проще – надо было ввести только свой e-mail.
А дальше – без сучка и задоринки. Правда, ПТС пришлось все-таки отыскать, система требовала оба документа.
Зато цена полиса получилась на тысячу рублей меньше, чем в прошлом году! Приятный сюрприз. Видимо, были учтены все понижающие коэффициенты. Оплатил. Получил документ в почту. Распечатал. Вуаля.
Удобная это штука – электронный полис ОСАГО.
Фото: pixabay.com