Поменять «правила игры»

Поменять «правила игры»
Фото Олега Кузьмина

Наступление нового, 2021 года в Красноярске сопровождалось не только привычными праздничными фейерверками, но и, к сожалению, столь же привычным режимом неблагоприятных метеорологических условий (НМУ, режим «черного неба»). И, конечно, для подавляющего большинства красноярцев актуален вопрос: это навсегда или есть перспективы, что НМУ уйдут в прошлое?

Наследие XX века

Исходные данные общеизвестны. Красноярск – крупный промышленный город. При этом промышленность сформировалась, по сути, во второй половине XX века, то есть достаточно давно. Индустриальные мощности формировались под решение стратегических задач, и в то время вопросы экологической безопасности, к сожалению, отходили на второй план.

На сегодняшний же день вопрос качества атмосферного воздуха – один из самых острых в общественной повестке. На уровень загрязнения воздуха влияет множество факторов: деятельность металлургических предприятий, угольных тепловых станций, котельных малого и среднего бизнеса, выбросы автотранспорта и печного отопления частного сектора.

Согласно некоторым оценкам, около 60 процентов вклада в образование смога вносят стационарные источники – промышленные предприятия, ТЭЦ, автономные теплоисточники предпринимателей. Около 30 процентов – транспорт. 8–10 процентов приходится на отопительные устройства населения: печи, твердотопливные котлы и т. д.

Многие полагают, что именно влияние частного сектора наиболее ощутимо – ведь печной дым распространяется в приземном слое. Но вот интересный нюанс: в официальной статистике объемы выбросов по частному сектору не учитываются, поэтому о реальном вкладе частников в общую картину загрязнения судить сложно.

Теперь о динамике. По информации министерства экологии и рационального природопользования края, определенные положительные тенденции есть. Например, в 2019 году отмечено снижение выбросов от стационарных источников на 6,3 процента по сравнению с 2017 годом.

Шаги модернизации

Эти положительные изменения являются результатами выполнения комплексного плана снижения выбросов в атмосферу, который разработан, утвержден и реализуется в рамках указа президента РФ № 204 «О национальных целях». План рассчитан на период до 2024 года и предусматривает снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 22,33 % от уровня валовых выбросов 2017 года.

Можно отметить ряд конкретных шагов предприятий, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую среду. Так, энергетическая компания СГК приступила ко второму этапу экологической модернизации ТЭЦ-1 – установке электрофильтров. К 2024 году планируется завершение и повышение улавливания неорганической пыли до значений, превышающих 99 %. Продолжается и вывод из эксплуатации малоэффективных котельных, с подключением потребителей к более эффективной централизованной системе теплоснабжения. На 2020 год замещено 9 из 35 котельных, планируемых к выводу.

РУСАЛ-Красноярск завершил на 100 % перевод основных производственных мощностей на технологию «Экологический Содерберг», что позволило снизить фонарные выбросы загрязняющих веществ. Общая эффективность, по оценке компании, – снижение на 25 % общезаводских выбросов по фтористым соединениям. Это позволит снизить содержание фтористых соединений в атмосфере в целом на 40 %.

Компания «Сибирский цемент» ввела электрофильтр на своей самой крупной печи обжига № 5. Проходит опытную эксплуатацию система газоочистки печи, которая также позволит существенно снизить уровень загрязнения атмосферы.

Кроме того, осуществляется экологический мониторинг атмосферного воздуха, развитие краевой наблюдательной сети. Общепризнано, что на сегодняшний день система мониторинга в Красноярске является одной из наиболее современных и высокоэффективных как по качеству оценки проб, так и по количеству загрязняющих веществ. И эта работа продолжается. Ежегодно планируется устанавливать не менее одного автоматизированного пункта.

Время новых стандартов

Однако остается вопрос: есть ли гарантия, что реализация комплексного плана снижения загрязнения атмосферы избавит краевой центр от НМУ?

Технический руководитель Ассоциации экологических расследований, эксперт федерального и регионального экологического надзора, член научно-технического совета Росприроднадзора РФ Сергей Михайлюта считает, что наряду с мерами, предусмотренными комплексным планом, необходимо менять и «правила игры».

– Чем отягощается ситуация в Красноярске? – рассуждает эксперт. – В первую очередь, плотной застройкой. Теплая, разогретая воздушная масса способствует тому, что у нас более агрессивно формируются инверсионные слои. В подынверсионном пространстве резко уменьшается интенсивность воздухообмена, что вызывает застойные явления и формирование смога.  Это градостроительный аспект, в частности, аспект применения материалов с определенными теплофизическими свойствами.

В Европе сегодня интенсивно реализуются программы по внедрению материалов с измененными теплофизическими свойствами, что препятствует образованию инверсий.

Другой аспект связан с очисткой промвыбросов и развитием альтернативных технологий, например, в теплоэнергетике.

Наши промышленные источники еще не находятся в том состоянии, когда они достигли предельных возможностей снижения выбросов. А отсутствие современных экологических стандартов не стимулирует их к достижению этих предельных возможностей.

Например, мы столкнулись с тем, что методики, находящиеся в федеральном реестре, по которым работает Росприроднадзор, не позволяют выявить в воздухе определенные вредные вещества, которые там, несомненно, есть.

Взяли методику из федерального реестра, применили ее к печам населения и обнаружили, что выброс бензопирена – нулевой. Отличается эта методика от той, что работает в Европейском Союзе или Американском агентстве по охране окружающей среды, тем, что там работают с твердыми сорбентами.

А наше законодательство рекомендует использование твердых сорбентов, но не обязывает это делать. И в реальности вместо сорбентов у нас используются тканевые фильтры. Поэтому часть информации теряется. И если мы будем применять ту же самую методику для инвентаризации не только печей, но и ТЭЦ, то у нас ни там, ни там бензопирена не будет.

Вызывает вопрос и размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Предприятие, выбрасывающее, условно говоря, гидрохлорид, рассуждает следующим образом: зачем нам снижать уровень выбросов, если мы платим три рубля за тонну (на самом деле 32 рубля, но это не принципиально. – Авт.)? Выгоднее платить несколько тысяч рублей в год, чем вкладывать миллионы в очистное оборудование.

При этом Сергей Михайлюта отнюдь не демонизирует бизнес. По его мнению, позиция промышленников такова: мы готовы выполнять то, что вы скажете, но только если вы поменяете правила, которые прописаны в ГОСТах, иных стандартах, нормативно-правовой документации.

А для этого нужно, в общем-то, немного: широкий пул профессиональных экспертов, которые смогут сформулировать новые правила, и мощная общественная поддержка этих инициатив.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 мая 2024
День Победы – до и после
Предлагаем вам проверить свои знания по истории Великой Отечественной – ответить на несколько вопросов, связанных с окончанием войны и Днем
Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между