Принцип равных возможностей

Спортивное образование для инвалидов – миф или реальность?

Принцип равных возможностей Спортивное образование для инвалидов – миф или реальность?
Фото РЦСП по адаптивным видам спорта

 

Инвалиды – категория людей, для профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства которых требуется создание особых условий. Не обойтись здесь без помощи государства и поддержки общества.

В борьбу вступают профессионалы

Международное движение «Абилимпикс» объединило людей с инвалидностью из 47 стран мира. В России конкурс профмастерства для людей с ограничениями здоровья проводится в два этапа – на региональном и федеральном уровнях. В Красноярском крае чемпионат «Абилимпикс» прошел во второй раз и собрал 168 человек из 18 районов края в возрасте от 13 до 50 лет. Свои умения и навыки демонстрировали спортивные тренеры, автомеханики, парикмахеры, массажисты, автослесари (всего 26 направлений).

Участие в чемпионате носит не только соревновательный характер, но и приносит практическую пользу. Ведь среди экспертов – потенциальные работодатели, которые могут оценить профессионализм конкурсантов и предложить им рабочие места.

В компетенции «Адаптивная физическая культура» соревнования проходили по двум категориям – «Студенты» и «Специалисты». Студенты выполняли задания по проведению круговой тренировки, а также организовывали соревнования для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Конкурсанты в категории «Специалисты» состязались в выполнении заданий посложнее. Так, необходимо было показать фрагмент тренировочного занятия по волейболу или организовать соревнования для инвалидов.

По итогам двух дней в категории «Студент» победу одержала Вероника Зотова, второе место у Валерии Мансуровой, третье – у Ивана Смолистого. В категории «Специалисты» первое место занял Андрей Бурашев, второе – Иван Земсков, третье – Мария Демина.

Победители в каждой из категорий вместе со своими экспертами примут участие в национальном этапе чемпионата, который пройдет 20–23 ноября.

Диплом об образовании на общих основаниях

Одним из важнейших прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование, в том числе профессиональное. Однако на практике все далеко не так идеально. Дело в том, что в России отдельных нормативных документов для поступления инвалидов в вузы и ссузы на данный момент нет, они могут поступать в любое среднее или высшее образовательное учреждение на общих основаниях. При этом учреждение обязано создать все условия для обучения таких студентов.

В рамках деловой программы «Абилимпикса» состоялся круглый стол, посвященный профессиональной подготовке людей с инвалидностью в области физической культуры и спорта.

На сегодняшний день в Красноярском крае существует ограниченное количество учебных заведений, которые готовы принимать инвалидов для обучения по специальности «Физическая культура и спорт». Одно из них – Красноярский колледж олимпийского резерва. С получением высшего образования гораздо сложнее. Кафедра адаптивного спорта, существовавшая при Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева, была реорганизована, поэтому получить высшее образование в этой области в нашем регионе невозможно.

Существует также проблема большого отсева потенциальных специалистов как на вступительных экзаменах, так и во время обучения, что связано со спецификой профессии.

– Когда я поступал в педуниверситет, нас было 12 человек в группе, но до выпуска дошли только четверо, я – единственный инвалид из них, – рассказывает тренер краевого центра по адаптивным видам спорта, первый вице-президент КРСОО «Федерация спорта лиц с поражением ОДА» Константин Гамолин. – У меня нет особых проблем с передвижением и самообслуживанием, кроме того, я пришел в тренеры из спорта и смог сдать все вступительные нормативы наравне со здоровыми абитуриентами.

Нетрудно предположить, какой непреодолимой проблема становится для студентов с более серьезными нарушениями здоровья. Например, человек в инвалидной коляске не может пробежать стометровку, но это никак не мешает ему тренировать спортсменов-армрестлеров, однако такие моменты не учитываются. Ситуация усугубляется еще и тем, что согласно новым профессиональным стандартам спортсменов уровня сборной России может готовить только тренер с высшим профильным образованием. Парадоксально, но даже в нашем регионе уже есть ситуации, когда успешный тренер, воспитавший не одного чемпиона мира по адаптивным дисциплинам, не имеет права дальше тренировать спортсменов такого уровня, но и получить образование тоже при всем желании не может.

Эксперты считают, что образовательная организация еще на начальном этапе должна определить требования к поступающим. Образование – будь то колледж или вуз – не панацея, не счастливый билет в красивую жизнь.

– Мы изначально не должны вводить людей с ОВЗ и инвалидностью в заблуждение, обещая, что, получив образование, они обязательно реализуются в жизни, – считает Надежда Банникова, руководитель регионального центра по адаптивным видам спорта. – Необходимо проводить предварительную профориентационную работу с детьми-инвалидами и их родителями, очень ответственно отнестись к созданию условий не только для поступления инвалидов, но и освоения ими образовательных программ, дальнейшего трудоустройства.

Есть требования к профессии, которые некоторые люди при всем желании реализовать не смогут. Слепой преподаватель высшей математики – это нормально, но слепой учитель физкультуры, к сожалению, – нет. Однако он может включаться в какую-то иную профессиональную деятельность, связанную с физической культурой, такую как администрирование или методическая работа.

Тем не менее потребность в получении профессионального образования людей с инвалидностью в нашем крае действительно существует.

– На данный момент есть несколько базовых площадок по работе с инвалидами, которые получают определенную финансовую поддержку, что позволяет создавать в территориях нашего региона спортивные организации, где инвалиды могут тренироваться. А значит, и специалисты в этих организациях очень скоро будут востребованы, – считает ректор краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта Ирина Фролова.

Эксперты договорились в ближайшее время выяснить фактическую потребность как в обучении, так и в трудоустройстве данной категории людей, после чего определить дальнейшие шаги, которые позволят не потерять контингент обучающихся и вывести адаптивную физическую культуру в крае на новый уровень.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 апреля 2025
15 апреля завершается прием заявок для участия в краевой программе «Сибирский характер»
15 апреля завершается прием заявок от ветеранов и участников специальной военной операции для участия в краевой программе подготовки управленческих кадров
Без рубрики
14 апреля 2025
В краевой больнице открылся новый эндоскопический центр
Первых пациентов начало принимать новое подразделение, открытое на базе краевой клинической больницы. На его создание при поддержке губернатора края было
Без рубрики
14 апреля 2025
Страстная неделя: что можно и нельзя делать в Великий понедельник 14 апреля
Сегодня, 14 апреля, православная церковь вспоминает ветхозаветного пророка Иосифа, проданного братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское