Привет из тайги

Привет из тайги
Фото Олега Кузьмина

Пассажиров, прибывающих на станцию Ужур, на перроне встречает скульптура медведя – символа Сибири. Грозный и величественный зверь стоит на постаменте из натурального камня. Неподалеку расположились фигуры глухаря и орла.

Все эти малые архитектурные формы сотворили железнодорожники из Ужура, Ачинска, Боготола с применением особого бетона для ландшафтного дизайна. Они постарались, чтобы скульптура выглядела максимально реалистично.

Композиция сразу полюбилась ужурцам и гостям города, а привокзальная площадь стала одним из самых популярных мест для любительских фотосессий.

Большое детское путешествие

Многие юные железнодорожники получили здесь путевку в жизнь

Все, кому хоть раз довелось прокатиться в вагончике детской железной дороги, наверняка запомнили это на всю жизнь. Гудок крохотного локомотива, взмах флажка – и ты отправляешься в свое первое и самое настоящее большое путешествие!

Увы, позволить себе такое удовольствие могли только малыши из столиц республик СССР и городов размещения управлений железных дорог страны. Именно там, начиная с 30-х годов прошлого века, одну за другой вводили в строй малые железные дороги. Тем удивительнее, что, к радости здешней детворы, ее построили и в Ужуре. Причем первую в Советском Союзе на электрической тяге.

А началось все с кружка физики в школе № 39. Мальчишки сделали макет – по кругу ездил маленький паровозик и тянул за собой несколько таких же маленьких вагончиков. Тоже редкость по тем временам, но воображение ребят пошло еще дальше: по такой же схеме можно построить малую железную дорогу. Вместе с учителем пошли к железнодорожникам – и нашли теплый прием.

Инициативу поддержали и руководство отделения дороги, и политотдел, и узловой партком. Часть денег выделила профсоюзная организация, остальное внесли коллективы художественной самодеятельности клуба железнодорожников, организуя вечера и концерты.

Вагончик вмещал 24 пассажира

Летом 1951 года в газете «Красноярский железнодорожник» появилась заметка:

На станции Ужур в саду им. Буденного началось строительство детской электрической дороги: коллектив паровозного депо делал электровоз, вагонники – вагоны, путейцы клали путь длиной 400 метров, строители сооружали красивое здание вокзала…

Старшеклассники приступили к обучению железнодорожному делу. Были организованы курсы по подготовке мастеров всех квалификаций – начиная от начальника малой дороги и заканчивая рядовыми путейцами. Прошедшим испытания и принятым на работу выдавалась железнодорожная форма, такая желанная для юных ужурцев.

— Моя бабушка жила как раз на станции, и дети на железной дороге работали в основном соседские. Мы им, конечно, жутко завидовали, – вспоминал о своих детских годах один из жителей Ужура. Многие из ребятишек, работавших на ней, стали потом железнодорожниками. Такая была тогда действенная и наглядная профориентация.

Дорогу проложили всего за месяц! Электровоз, два вагончика на 48 мест, две станции – «Победа» и «Салют». Чуть позже дорогу удлинили еще на 250 метров, были даже планы увеличить протяженность до 1,5 км.

Однако в 1990-е годы в стране наступил кризис. Ужурскую малую железную дорогу закрыли. И все же… Старшему поколению горожан еще помнится перестук вагонных колес в местном парке. Идея витает в воздухе. А если мысли, как говорят, материальны, то…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 апреля 2025
15 апреля завершается прием заявок для участия в краевой программе «Сибирский характер»
15 апреля завершается прием заявок от ветеранов и участников специальной военной операции для участия в краевой программе подготовки управленческих кадров
Без рубрики
14 апреля 2025
В краевой больнице открылся новый эндоскопический центр
Первых пациентов начало принимать новое подразделение, открытое на базе краевой клинической больницы. На его создание при поддержке губернатора края было
Без рубрики
14 апреля 2025
Страстная неделя: что можно и нельзя делать в Великий понедельник 14 апреля
Сегодня, 14 апреля, православная церковь вспоминает ветхозаветного пророка Иосифа, проданного братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское