Привет из тайги

Привет из тайги
Фото Олега Кузьмина

Пассажиров, прибывающих на станцию Ужур, на перроне встречает скульптура медведя – символа Сибири. Грозный и величественный зверь стоит на постаменте из натурального камня. Неподалеку расположились фигуры глухаря и орла.

Все эти малые архитектурные формы сотворили железнодорожники из Ужура, Ачинска, Боготола с применением особого бетона для ландшафтного дизайна. Они постарались, чтобы скульптура выглядела максимально реалистично.

Композиция сразу полюбилась ужурцам и гостям города, а привокзальная площадь стала одним из самых популярных мест для любительских фотосессий.

Большое детское путешествие

Многие юные железнодорожники получили здесь путевку в жизнь

Все, кому хоть раз довелось прокатиться в вагончике детской железной дороги, наверняка запомнили это на всю жизнь. Гудок крохотного локомотива, взмах флажка – и ты отправляешься в свое первое и самое настоящее большое путешествие!

Увы, позволить себе такое удовольствие могли только малыши из столиц республик СССР и городов размещения управлений железных дорог страны. Именно там, начиная с 30-х годов прошлого века, одну за другой вводили в строй малые железные дороги. Тем удивительнее, что, к радости здешней детворы, ее построили и в Ужуре. Причем первую в Советском Союзе на электрической тяге.

А началось все с кружка физики в школе № 39. Мальчишки сделали макет – по кругу ездил маленький паровозик и тянул за собой несколько таких же маленьких вагончиков. Тоже редкость по тем временам, но воображение ребят пошло еще дальше: по такой же схеме можно построить малую железную дорогу. Вместе с учителем пошли к железнодорожникам – и нашли теплый прием.

Инициативу поддержали и руководство отделения дороги, и политотдел, и узловой партком. Часть денег выделила профсоюзная организация, остальное внесли коллективы художественной самодеятельности клуба железнодорожников, организуя вечера и концерты.

Вагончик вмещал 24 пассажира

Летом 1951 года в газете «Красноярский железнодорожник» появилась заметка:

На станции Ужур в саду им. Буденного началось строительство детской электрической дороги: коллектив паровозного депо делал электровоз, вагонники – вагоны, путейцы клали путь длиной 400 метров, строители сооружали красивое здание вокзала…

Старшеклассники приступили к обучению железнодорожному делу. Были организованы курсы по подготовке мастеров всех квалификаций – начиная от начальника малой дороги и заканчивая рядовыми путейцами. Прошедшим испытания и принятым на работу выдавалась железнодорожная форма, такая желанная для юных ужурцев.

— Моя бабушка жила как раз на станции, и дети на железной дороге работали в основном соседские. Мы им, конечно, жутко завидовали, – вспоминал о своих детских годах один из жителей Ужура. Многие из ребятишек, работавших на ней, стали потом железнодорожниками. Такая была тогда действенная и наглядная профориентация.

Дорогу проложили всего за месяц! Электровоз, два вагончика на 48 мест, две станции – «Победа» и «Салют». Чуть позже дорогу удлинили еще на 250 метров, были даже планы увеличить протяженность до 1,5 км.

Однако в 1990-е годы в стране наступил кризис. Ужурскую малую железную дорогу закрыли. И все же… Старшему поколению горожан еще помнится перестук вагонных колес в местном парке. Идея витает в воздухе. А если мысли, как говорят, материальны, то…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления