Пассажиров, прибывающих на станцию Ужур, на перроне встречает скульптура медведя – символа Сибири. Грозный и величественный зверь стоит на постаменте из натурального камня. Неподалеку расположились фигуры глухаря и орла.
Все эти малые архитектурные формы сотворили железнодорожники из Ужура, Ачинска, Боготола с применением особого бетона для ландшафтного дизайна. Они постарались, чтобы скульптура выглядела максимально реалистично.
Композиция сразу полюбилась ужурцам и гостям города, а привокзальная площадь стала одним из самых популярных мест для любительских фотосессий.
Большое детское путешествие
Все, кому хоть раз довелось прокатиться в вагончике детской железной дороги, наверняка запомнили это на всю жизнь. Гудок крохотного локомотива, взмах флажка – и ты отправляешься в свое первое и самое настоящее большое путешествие!
Увы, позволить себе такое удовольствие могли только малыши из столиц республик СССР и городов размещения управлений железных дорог страны. Именно там, начиная с 30-х годов прошлого века, одну за другой вводили в строй малые железные дороги. Тем удивительнее, что, к радости здешней детворы, ее построили и в Ужуре. Причем первую в Советском Союзе на электрической тяге.
А началось все с кружка физики в школе № 39. Мальчишки сделали макет – по кругу ездил маленький паровозик и тянул за собой несколько таких же маленьких вагончиков. Тоже редкость по тем временам, но воображение ребят пошло еще дальше: по такой же схеме можно построить малую железную дорогу. Вместе с учителем пошли к железнодорожникам – и нашли теплый прием.
Инициативу поддержали и руководство отделения дороги, и политотдел, и узловой партком. Часть денег выделила профсоюзная организация, остальное внесли коллективы художественной самодеятельности клуба железнодорожников, организуя вечера и концерты.
Летом 1951 года в газете «Красноярский железнодорожник» появилась заметка:
На станции Ужур в саду им. Буденного началось строительство детской электрической дороги: коллектив паровозного депо делал электровоз, вагонники – вагоны, путейцы клали путь длиной 400 метров, строители сооружали красивое здание вокзала…
Старшеклассники приступили к обучению железнодорожному делу. Были организованы курсы по подготовке мастеров всех квалификаций – начиная от начальника малой дороги и заканчивая рядовыми путейцами. Прошедшим испытания и принятым на работу выдавалась железнодорожная форма, такая желанная для юных ужурцев.
— Моя бабушка жила как раз на станции, и дети на железной дороге работали в основном соседские. Мы им, конечно, жутко завидовали, – вспоминал о своих детских годах один из жителей Ужура. Многие из ребятишек, работавших на ней, стали потом железнодорожниками. Такая была тогда действенная и наглядная профориентация.
Дорогу проложили всего за месяц! Электровоз, два вагончика на 48 мест, две станции – «Победа» и «Салют». Чуть позже дорогу удлинили еще на 250 метров, были даже планы увеличить протяженность до 1,5 км.
Однако в 1990-е годы в стране наступил кризис. Ужурскую малую железную дорогу закрыли. И все же… Старшему поколению горожан еще помнится перестук вагонных колес в местном парке. Идея витает в воздухе. А если мысли, как говорят, материальны, то…