В редакцию «НКК» пришло письмо от пенсионерки Нины Рощиной из Иланского района: «Моя внучка живет в колхозной квартире. Она молодой учитель. Платит за жилье вовремя. Ее заставляют купить эту квартиру. А на какие деньги? Я сама проработала учителем 39 лет. Но ничем не могу помочь внучке. Прошу вас разобраться в этом вопросе». Корреспонденты газеты побывали в селе, где торгуют колхозным жильем. Оказалось, что в ловушку попались почти все жители территории. Мы будем следить за развитием событий.
В одночасье администрация Далайского сельсовета оказалась бездомной. Первое время сотрудники ютились по квартирам жильцов, которые сердобольно пускали к себе на постой начальство. Сейчас сельсовет располагается в одном из помещений местного Дома культуры.
Платите оброк
Глава Далайского сельсовета Виктор Лахмоткин с коллегами вынуждены были покинуть свое здание, так как новый собственник деревни выставил непомерную арендную плату за пользование помещением. Хорошо, что Дом культуры предприниматель не купил. Как и здание Далайской средней школы. Директор образовательного учреждения Надежда Дыба опасается, что уплыть в руки бойкому дельцу может и школьный гараж, который учителя не успели еще оформить. Документы есть только на школу. За детей пока можно не беспокоиться.
Жители поселка находятся как на пороховой бочке. Несколько семей в панике покинули Далай, когда предприниматель Сергей Сидоров объявил, что вся земля вместе с домами теперь по закону принадлежит ему. И показал документы о регистрации. Новый хозяин пока не придумал, кого туда поселить, а главное – за сколько? Расценки в Далае на жилье вполне коммерческие. Шлакоблочный дом можно выкупить за 350 тысяч, брусовой – за 250. Если денег у семьи нет, предлагается платить арендную плату – до 3,5 тысячи рублей.
Вера Червякова, ветеран труда, отличник народного просвещения, приехала в Далай 20 лет назад учить детей русскому языку и литературе. Колхоз выделил семье молодых специалистов жилье, которое строилось на государственные средства. Сейчас Вере Васильевне 60 лет. Муж тоже на пенсии. За свой достойный труд в селе Червяковы получили судебную тяжбу длиной в три года. Учительница не может без слез рассказывать о том абсурде, который творится в поселке:
– Мы прошли три районных суда, дело рассматривалось и на краевом уровне. Все бесполезно. Предприниматель Сергей Сидоров завладел нашим домом по закону. В любой момент он может подать в суд на выселение нас из жилья. Выкупить дом нам не на что. Тем более что цену собственник берет с потолка. Полдеревни – такие же пенсионеры. Кто даст им кредит в 300 тысяч? Нам обидно, что на старости лет мы оказались крепостными, один на один с хозяином, который не строил эти дома и не ремонтировал все эти годы. И сейчас не оказывает никаких коммунальных услуг. Только собирает оброк.
Уехать или остаться
Коллега Веры Червяковой Галина Стародубцева приехала учительствовать в Далай в 1981 году. Также от колхоза получила скромное жилье без удобств, с печным отоплением. Галина Александровна воспитала не одно поколение учеников Иланского района. Ведь в далайской школе обучается около ста детей с трех деревень. Педагог просит защиты:
– Нас продали. Куда мы только ни обращались за помощью, обошли все инстанции, судимся, пытаемся доказать незаконность сделки купли-продажи земли и нашего имущества. Неужели никто не в силах нам помочь? Ведь пострадали не два человека, почти все учителя школы оказались бездомными.
Туманна судьба и молодых учителей, которые приехали в Далай совсем недавно. Пока они платят за аренду жилья небольшие суммы. Педагоги просили не называть их имен, иначе собственник может негативно отреагировать на их выступление в прессе и поднять цену за проживание. Что их ждет завтра, учителя не знают. Но в худшем случае молодежь может уехать в другое село, благо учителя требуются во многих сельских территориях. А кто будет учить ребят в далайской школе?
На редакционной «Волге» с Виктором Лохматкиным объезжаем владения господина Сидорова. Красивая деревня с населением в пятьсот душ. На улице Школьной – дома проигравших суды учителей. На Лесной живет семья, с которой требуют 200 тысяч. Жилище воспитателя детского сада с банькой вообще оказалось в центре скандала: собственник заявил, что за баньку тоже нужно платить. А ведь построила ее семья на свои средства. Глава сельсовета показывает пачки обращений, отправленных за три года всем представителям власти – от районной до краевой, в том числе в прокуратуру. Разве что президенту страны жители Далая не написали письмо. Люди общались с уполномоченным по права человека в крае Марком Денисовым. Виктор Лохматкин ездил даже в юридическое управление Законодательного собрания. Там ему посоветовали искать очень хорошего адвоката, который имеет опыт в подобных делах.
Бизнес и ничего личного
Глава сельсовета Виктор Лахмоткин готов в международный розыск подавать, чтобы найти такого профи:
Мы пытаемся доказать, что продажа жилого фонда новому собственнику происходила с нарушениями. Возможно, в документах были выгодные приписки о запрете приватизации жилья. Странно, что суд не усмотрел нарушения закона в том, что дома продали вместе с жильцами, имеющими прописку. Представители власти, в том числе районной, на словах нам сочувствуют, понимают проблему. Неоднократно проводились встречи с Сергеем Сидоровым, предлагались компромиссные решения. Но собственник не желает идти навстречу. Без политической воли краевой власти решить проблему невозможно.
Не в одном только Далае права собственника оказались выше прав человека. Ситуация, к сожалению, типична для нашего времени. Вместе с жильцами продаются новым собственникам даже многоэтажки. Заложниками таких судебных решений становятся люди, которые вовремя не смогли оформить имущество. Учителям, которые приехали в Далай, ключи от квартир выдавались из рук в руки без документов. Ни ордеров, ни договоров найма, ни техпаспортов. Правление колхоза не позаботилось о судьбе жителей села. Многочисленные просьбы к правлению о том, чтобы изготовить хоть какие-то справки, заканчивались только обещаниями и просьбами подождать до лучших времен. И когда светлое завтра наступило, Далай оказался в сумерках. Все, что осталось от вполне успешного сельскохозяйственного производства, разрушено. Поля зарастают коноплей. В ее зарослях уже не раз замечали охотников за кайфом, среди которых много подростков. Жители деревни просят скосить опасную зелень. Но земля-то не государственная, а частная…
Из обращения жителей:
«Просим помочь нам остановить директора ООО «Далай» Сергея Сидорова, который своими действиями наносит не только материальный, но и моральный вред сельчанам. Сергей Сидоров успешно судится с жителями села, отсуживая ежемесячную плату за жилье в размере от 2,5 до 3,5 тысячи рублей или требуя выкупа жилья за 300 тысяч рублей. Раньше господин Сидоров являлся владельцем АЗС в соседнем районе, а в 2007 году заинтересовался сельским хозяйством. Частный предприниматель стал руководить бывшим колхозом «Имени 22-го съезда КПСС» (теперь ООО «Далай»). И выкупил все бывшее колхозное имущество, в том числе жилой фонд.
С просьбой о помощи мы обращались в прокуратуру Красноярского края. Все указания о проверке передавались прокурору Иланского района. Но с его стороны действенных мер принято не было. Наши обращения зарегистрированы в аппарате правительства края и агентстве по управлению госимуществом региона. Мы любим свой край, район и село, где мы прожили немало лет и внесли свой вклад в его развитие. Почему к нам такое отношение единоличного преемника колхозного руководства? Мы не знаем, как нам еще выразить свой протест по этому беспределу».