Пять новогодних странностей

Пять новогодних странностей
Фото Олега Кузьмина

С тех пор как люди научились понимать закономерности движения светил и делить время на части, наступление очередного годового цикла все же почиталось как момент хоть и торжественный, но страшноватый – в том смысле, что не было абсолютной уверенности в повторении зимы-весны-лета-осени… Кстати, цикл «день-ночь» сопровождали примерно те же сомнения.

И в общем-то понятно почему: Вселенная воспринималась не как механика, а как одушевленное пространство, в котором действуют божественные существа, обладающие собственной волей, характером, способные, как все живое, выкидывать фортели. Пусть священный скарабей миллион раз протащил солнце через подземное царство от заката к новому восходу, нет никакой гарантии, что в миллион первом разе он пройдет тот же путь без проблем.

Со всей этой божественной живностью надо было постоянно держать контакт, договариваться, всячески ее ублажать. И потому наступление каждого нового дня, а тем более года считалось прямой заслугой магическо-ритуального цеха, работу которого оплачивали по повышенным расценкам, но и спрашивали строго – могли, например, и голову отрубить, если весна задерживалась.

Нынче, когда Коперник уже давно все открыл и Гагарин слетал, сомневающихся в небесной механике почти не осталось. Но остались переживания, надежды и традиции, связанные с наступлением нового года. Некоторые из них имеют довольно глубокие корни.

Как встретишь, так и проведешь

Древних римлян можно считать основоположниками двух фундаментальных и самых распространенных в мире традиций. Первая – отсчитывать каждый новый год с 1 января. Норматив установлен Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Этот день был посвящен Янусу, в честь которого первый месяц получил свое название, а само божество, как известно, было двуликим: одна его физиономия смотрела в прошедший год, другая – в наступивший.

Вторая традиция связана с тем, что Янус также считался покровителем всяческих начинаний – по-современному говоря, стартапов, – и с данной его функцией было связано поверье: как Новый год встретишь, так его и проведешь.

!!! Именно поэтому – внимание! – римляне, особенно которые попроще, 1 января работали. Дабы последующие 365 дней не погрязнуть в лени. Однако достойный подражания обычай не отменял вечерний банкет. Соответственно, и основные лечебно-восстановительные мероприятия приходились на второе число, а не на полдень первого, как у далеких потомков.

Обращение к нации

Первым среди правителей нового времени с новогодним обращением к народу выступил в 1932 году король Британии Георг V. Выступал он по радио, а текст обращения написал сам Редьярд Киплинг. Кстати, идея таких вот радиопосланий «сверху» появилась еще в 1923 году, но его величество девять лет капризничали… Между тем у одного из его древне-далеких коллег выступать в сей торжественный день перед гражданами было священной обязанностью. Речь о царе вавилонском.

В крупнейшем городе Древнего мира Новый год, приходившийся на день весеннего равноденствия, являлся не просто главным праздником – это был день отчета власти перед богами и народом, а, в случае необходимости, выборов нового главы государства. (Царский титул не наследовался.) Сохранились свидетельства довольно странного ритуала: царя раздевали до исподнего, ставили перед истуканом Мардука, и верховный жрец драл главе уши, а глава обязан был проронить слезу в знак раскаяния за имевшие место недоработки. Потом царь облачался, уезжал дней на десять и, пока город без него буянил, готовил послание на будущий год, которое и оглашал по возвращении.

Длинные каникулы

Видимо, из Вавилона пошел обычай новогодних каникул. Однако не стоит считать, что до нашей страны он добрался в 90-х годах прошлого столетия. Все случилось значительно раньше, когда Петр Великий железной рукой подгонял русскую жизнь под немецкую.

В последние дни 1699 года был издан царский указ, который учреждал дату, способ и продолжительность празднования. Новый, 1700 год отмечался в Москве с 1 по 7 января. Горожанам, от знатных до малых, предписывалось украшать ворота хвойными ветками, и, кроме того, указ подробно расписывал развлекательную программу. Шумную и пожароопасную.

Допетровская Россия отмечала Новый год церковными службами в присутствии патриарха и царя, и не в январе, а 1 сентября.

Старый новый год

От петровских реформ пошла еще одна российская особенность – начали разъезжаться календари. Арифметика такова: к началу XVIII века большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия, жившая по календарю юлианскому, отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем в европейских странах. Далее разрыв нарастал: в 1701–1800 годах мы отставали от Запада на 11 дней, в 1801–1900 – на 12, а в 1901–1918 годах – на 13 дней.

Разрыв рос, поскольку 365 или 366 дней в году – цифра грубая, округленная. Если быть совсем точным, то у юлианского календаря средняя продолжительность года 365,25 суток, а у григорианского чуть меньше – 365,2425. Вот и набегало по суткам за каждые 99 лет.

Однако с 1 февраля 1918 года прореха была покрыта одним движением – в советской России ввели григорианский календарь, и бывшее первое число стало четырнадцатым.

Празднование Нового, 1919 года состоялось уже по новому стилю. К бонусам можно отнести появление русского праздника – Старого Нового года – название которого на иностранные языки перевести можно, но смысл от этого не прояснится. Как в бородатом анекдоте: «Будешь праздновать Старый Новый год?» – «Да нет, наверное».

Постное меню

Однако Русская православная церковь от юлианского календаря не отказалась. До 1919 года все у нас было нормально: 24 декабря заканчивался сорокадневный пост, 25-го праздновали Рождество Христово, потом на восходящей волне разгула – Новый год.

Но после календарного разрыва Новый год приходится на предпоследнюю неделю поста, отчего верующие и поныне пребывают меж двух огней – и пост нарушать боязно, и невоцерковленных родичей обидеть не хочется.

В наши дни появляются даже некие вампуки вроде постного новогоднего меню – оливье с рыбой и прочее… Какой выход из затруднительной ситуации? Никакого. Призывы отдельных пламенных пастырей презреть Новый год как праздник светский и потому не достойный внимания имеют весьма малый КПД: Новый год оброс настолько мощной и, главное, светлой мифологией, что бороться с ней – дело безнадежное.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное