Ребенок с собакой

всегда выглядит здоровым, даже если он особенный

Ребенок с собакой всегда выглядит здоровым, даже если он особенный
Фото: Юлия Ворошилова

Маленькая Аня сидит на табуреточке – у нее проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и ходить пока врачи не разрешают. Под музыку она дает команды – вокруг нее носится кругами маленький рыжий пес. Вот она достает из специальной сумочки лакомство, и пес делает следующий трюк – проходит под ногой девочки. Это конкурсный номер, за которым наблюдает публика. Видно, что девочка совсем не волнуется – наоборот, и ребенок, и собака просто светятся от счастья и, кажется, никого вокруг не замечают. Эту радость подарил им уникальный проект «Собака на радость детям», который реализуется в Красноярске.

«Хотим приносить пользу»

– Проект родился, можно сказать, случайно, – рассказывает его автор Екатерина Киселева. – Экологическую школу «Фламинго», в которой я работала, перевели в школу № 152. У нас наконец-то появилось помещение. Большое, хорошее, но не оборудованное. Нужен был ковер для собак, и стоил он около 30 тысяч рублей.

Полгода работники пытались найти деньги самостоятельно, но даже с помощью родителей нужной суммы не набиралось. Тогда Екатерина решила подать заявку на грант. С третьей попытки выиграли – и не абы где, а во всероссийском конкурсе «Территория образовательных проектов – Школа» от «Рыбаков фонда». Вошли в тройку лучших, набрав наравне с двумя московскими участниками 95 баллов из 100 возможных. Так благодаря гранту в школе № 152 начала работать инклюзивная кинологическая группа (единственная в крае).

На момент старта проекта у Екатерины были подготовлены две собаки – канис-терапевта.

– Но внезапно оказалось, что среди членов нашей Красноярской краевой федерации кинологического спорта нашлось много взрослых волонтеров, – делится она. – Люди были готовы прийти в проект со своими животными. Причем это собаки, которые годами занимали призовые места. Ребята мне говорили: давай придумаем что-нибудь, чтобы приносить пользу обществу. И проект дал нам такую возможность.

В проект, рассчитанный на полгода, включились 50 школьников с ограниченными возможностями здоровья из 152-й и 147-й школ.

«Ну и кто тут с ОВЗ?»

Занятия, на первый взгляд, были простыми: детей обучали правильно играть с собаками. Екатерина вспоминает, что после первых двух-трех «уроков» псы узнавали «своих» ребят и радостно летели им навстречу.

– У нас есть разные мячи, кольца и диски. Мы учили детей правильно их кидать собаке. Надо же кинуть не столько далеко, сколько не травмоопасно, – делится она. – Фрисби (летающий диск в виде пластиковой тарелки) бросать еще сложнее – здоровый человек по два месяца учится. А ребенку хочется играть с животным, он напрягает свой двигательный, координационный центр, и получается то, чего иногда не могут добиться врачи. Начинают лучше работать руки, улучшается общая координация.

Для каждого ребенка кинологи подбирали свой вариант – кто-то делал с собакой змейку, кто-то ставил танцы, а кто-то просто бросал мячик. За полгода существования группы из 50 ребятишек отказались заниматься только двое.

Проект «Собака на радость детям» – не медицинский, для Екатерины главное – социальная адаптация. Но за время его существования и специалисты, и родители увидели мощный эффект. Дети с расстройством координации начали двигаться более плавно и уверенно.

– Разница после работы с собакой настолько серьезная, что на соревнованиях судья, который знает, что дети с ОВЗ, спрашивает у меня: ну и кто из твоих ОВЗ? – улыбается Екатерина. – Ребенок, который выступает с собакой, со стороны выглядит здоровым. Для него это настолько мощный импульс к развитию: он забывает обо всех своих ограничениях.

«Мы правда спортсмены?»

Настоящие кинологические соревнования стали одним из финальных испытаний для ребят из проекта. Наравне с другими детьми они преодолевали препятствия – барьеры, туннели, горки. Екатерина вспоминает, что во время тренировок ребята сами через все эти туннели и горки лазили, чтобы показать собаке, как именно задание нужно выполнять.

– Многие ребятишки на наших соревнованиях получили медали – и это были первые медали в их жизни. Первые! Они спрашивают: а мы правда спортсмены? – вспоминает Екатерина. – Для них это очень важно – получать что-то наравне со здоровыми. Для них важно быть успешными. Это мотивирует их развиваться дальше.

Но самое интересное открытие сотрудники проекта сделали между соревнованиями: ребята гуляли с собаками по выставочным павильонам перед выступлением, окружающие воспринимали их как владельцев собак. Подходили, знакомились, спрашивали про пса. Для многих ребят это был новый опыт – никогда раньше с ними никто сам не знакомился. Дети раскрепощались, ведь объект внимания не они сами, а собака, – и спокойно начинали общение.

Конечно, многим детям захотелось иметь свою собаку, но это не всегда возможно. Часто дети с ОВЗ вместе с родителями проходят длительное лечение, да и чтобы воспитать такого пса, нужно самому быть дрессировщиком. Поэтому такие проекты для особенных детей – просто подарок. Но, как и всякий проект, этот подошел к своему финалу.

– Когда мы расставались с ребятами из 147-й школы, мы, честно скажу, плакали, – рассказывает Екатерина. – Продолжать занятия там мы пока не можем, будем работать только с детьми из 152-й в рамках нашего кружка. Да и в принципе не хотелось бы делать большой проект в учебном помещении. В нем нуждается, без преувеличения, весь город. А в школе все организовать – слишком много требований у пожарных и СЭС. Нам нужно другое.

И это другое звучит как адаптивный кинологический спорт. По мнению авторов проекта, он мог бы развиваться в трех направлениях: аджилити (преодоление препятствий), фристайл (танцы с собакой) и игры с предметами (принесение собакой человеку мячиков, колец, дисков). Каждый ребенок смог бы найти направление, которое подходит именно ему.

Сейчас в России адаптивный кинологический спорт почти не представлен, и наш край вполне мог бы стать пилотной площадкой для такого востребованного направления реабилитации. У нас есть сильная кинологическая федерация, волонтеры, которые готовы работать с детьми, и подготовленные собаки. Не хватает одного – помещения, где можно было бы заниматься круглый год – в идеале, как говорят кинологи, на острове Татышев. Тогда собаки смогут и дальше приносить радость детям, которые в этом нуждаются.

Справка

Канистерапия (от латинского сanis – собака) – метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности