Маленькая Аня сидит на табуреточке – у нее проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и ходить пока врачи не разрешают. Под музыку она дает команды – вокруг нее носится кругами маленький рыжий пес. Вот она достает из специальной сумочки лакомство, и пес делает следующий трюк – проходит под ногой девочки. Это конкурсный номер, за которым наблюдает публика. Видно, что девочка совсем не волнуется – наоборот, и ребенок, и собака просто светятся от счастья и, кажется, никого вокруг не замечают. Эту радость подарил им уникальный проект «Собака на радость детям», который реализуется в Красноярске.
«Хотим приносить пользу»
– Проект родился, можно сказать, случайно, – рассказывает его автор Екатерина Киселева. – Экологическую школу «Фламинго», в которой я работала, перевели в школу № 152. У нас наконец-то появилось помещение. Большое, хорошее, но не оборудованное. Нужен был ковер для собак, и стоил он около 30 тысяч рублей.
Полгода работники пытались найти деньги самостоятельно, но даже с помощью родителей нужной суммы не набиралось. Тогда Екатерина решила подать заявку на грант. С третьей попытки выиграли – и не абы где, а во всероссийском конкурсе «Территория образовательных проектов – Школа» от «Рыбаков фонда». Вошли в тройку лучших, набрав наравне с двумя московскими участниками 95 баллов из 100 возможных. Так благодаря гранту в школе № 152 начала работать инклюзивная кинологическая группа (единственная в крае).
На момент старта проекта у Екатерины были подготовлены две собаки – канис-терапевта.
– Но внезапно оказалось, что среди членов нашей Красноярской краевой федерации кинологического спорта нашлось много взрослых волонтеров, – делится она. – Люди были готовы прийти в проект со своими животными. Причем это собаки, которые годами занимали призовые места. Ребята мне говорили: давай придумаем что-нибудь, чтобы приносить пользу обществу. И проект дал нам такую возможность.
В проект, рассчитанный на полгода, включились 50 школьников с ограниченными возможностями здоровья из 152-й и 147-й школ.
«Ну и кто тут с ОВЗ?»
Занятия, на первый взгляд, были простыми: детей обучали правильно играть с собаками. Екатерина вспоминает, что после первых двух-трех «уроков» псы узнавали «своих» ребят и радостно летели им навстречу.
– У нас есть разные мячи, кольца и диски. Мы учили детей правильно их кидать собаке. Надо же кинуть не столько далеко, сколько не травмоопасно, – делится она. – Фрисби (летающий диск в виде пластиковой тарелки) бросать еще сложнее – здоровый человек по два месяца учится. А ребенку хочется играть с животным, он напрягает свой двигательный, координационный центр, и получается то, чего иногда не могут добиться врачи. Начинают лучше работать руки, улучшается общая координация.
Для каждого ребенка кинологи подбирали свой вариант – кто-то делал с собакой змейку, кто-то ставил танцы, а кто-то просто бросал мячик. За полгода существования группы из 50 ребятишек отказались заниматься только двое.
Проект «Собака на радость детям» – не медицинский, для Екатерины главное – социальная адаптация. Но за время его существования и специалисты, и родители увидели мощный эффект. Дети с расстройством координации начали двигаться более плавно и уверенно.
– Разница после работы с собакой настолько серьезная, что на соревнованиях судья, который знает, что дети с ОВЗ, спрашивает у меня: ну и кто из твоих ОВЗ? – улыбается Екатерина. – Ребенок, который выступает с собакой, со стороны выглядит здоровым. Для него это настолько мощный импульс к развитию: он забывает обо всех своих ограничениях.
«Мы правда спортсмены?»
Настоящие кинологические соревнования стали одним из финальных испытаний для ребят из проекта. Наравне с другими детьми они преодолевали препятствия – барьеры, туннели, горки. Екатерина вспоминает, что во время тренировок ребята сами через все эти туннели и горки лазили, чтобы показать собаке, как именно задание нужно выполнять.
– Многие ребятишки на наших соревнованиях получили медали – и это были первые медали в их жизни. Первые! Они спрашивают: а мы правда спортсмены? – вспоминает Екатерина. – Для них это очень важно – получать что-то наравне со здоровыми. Для них важно быть успешными. Это мотивирует их развиваться дальше.
Но самое интересное открытие сотрудники проекта сделали между соревнованиями: ребята гуляли с собаками по выставочным павильонам перед выступлением, окружающие воспринимали их как владельцев собак. Подходили, знакомились, спрашивали про пса. Для многих ребят это был новый опыт – никогда раньше с ними никто сам не знакомился. Дети раскрепощались, ведь объект внимания не они сами, а собака, – и спокойно начинали общение.
Конечно, многим детям захотелось иметь свою собаку, но это не всегда возможно. Часто дети с ОВЗ вместе с родителями проходят длительное лечение, да и чтобы воспитать такого пса, нужно самому быть дрессировщиком. Поэтому такие проекты для особенных детей – просто подарок. Но, как и всякий проект, этот подошел к своему финалу.
– Когда мы расставались с ребятами из 147-й школы, мы, честно скажу, плакали, – рассказывает Екатерина. – Продолжать занятия там мы пока не можем, будем работать только с детьми из 152-й в рамках нашего кружка. Да и в принципе не хотелось бы делать большой проект в учебном помещении. В нем нуждается, без преувеличения, весь город. А в школе все организовать – слишком много требований у пожарных и СЭС. Нам нужно другое.
И это другое звучит как адаптивный кинологический спорт. По мнению авторов проекта, он мог бы развиваться в трех направлениях: аджилити (преодоление препятствий), фристайл (танцы с собакой) и игры с предметами (принесение собакой человеку мячиков, колец, дисков). Каждый ребенок смог бы найти направление, которое подходит именно ему.
Сейчас в России адаптивный кинологический спорт почти не представлен, и наш край вполне мог бы стать пилотной площадкой для такого востребованного направления реабилитации. У нас есть сильная кинологическая федерация, волонтеры, которые готовы работать с детьми, и подготовленные собаки. Не хватает одного – помещения, где можно было бы заниматься круглый год – в идеале, как говорят кинологи, на острове Татышев. Тогда собаки смогут и дальше приносить радость детям, которые в этом нуждаются.
Справка
Канистерапия (от латинского сanis – собака) – метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.