Усыновление или опека – решение ответственное. Зачастую сделать первый шаг мешают не только страхи, но и элементарное отсутствие информации. Чтобы помочь тем, кто находится в самом начале пути, мы попросили директора краевого Центра развития семейных форм воспитания Ольгу АБРОСИМОВУ ответить на некоторые вопросы.
– Из тех деток, кто заинтересовал, почти все имеют брата или сестру. Но принять двух детей или даже больше мы не готовы. Тем не менее на форумах я вижу истории людей, которые взяли только одного ребенка, хотя, к примеру, у него был старший брат. Не могу понять – в каком случае детей все-таки можно разделить?
– При рассмотрении заявления о принятии в семью ребенка, имеющего братьев и сестер, также оставшихся без попечения родителей, необходимо исходить из того, что усыновление или опека братьев и сестер разными лицами не допускается (пункт 3 статьи 124 Семейного кодекса РФ). Исключение – ситуации, когда это отвечает интересам детей. Например, они изначально не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно. Или не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья. Указанное правило распространяется и на случаи принятия ребенка, у которого есть неполнородные братья и сестры. Но в любом случае необходимо будет заключение органа опеки и попечительства о возможности принятия ребенка отдельно от его братьев и сестер.
– Хотим принять в семью ребенка, но колеблемся между усыновлением и опекой. Первая форма смущает тем, что если вдруг (конечно, речь идет о каком-то крайнем случае) малыша придется вернуть, то нам придется платить алименты на него до 18-летия. Или я неправильно поняла? Ну и на долю в квартире он наверняка тоже сможет претендовать – как и родной ребенок? На опеку тоже сложно решиться: никакой тайны нет, и в любой момент могут позвонить родственники, настоять на встрече. Всегда ли органы опеки дают адреса детей их биологическим родственникам?
– Для ребенка такая форма, как усыновление, конечно же, является наиболее приемлемой, так как согласно законодательству он приравнивается в правах и обязанностях, в том числе жилищных, к кровному ребенку. При усыновлении возможность общения с кровными родственниками полностью зависит от приемных родителей. При опеке ситуация совсем иная. И родители, и дедушка, и другие родственники имеют полное право на общение с ребенком – если это не противоречит его интересам. В соответствии со статьей 143 Семейного кодекса РФ при отмене судом усыновления права и обязанности ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей, если этого требуют интересы ребенка. Что касается средств на содержание, то это решает суд в каждом конкретном случае.
– Что означает пометка в анкете оператора о том, что ребенка можно взять только под опеку или в приемную семью? Значит ли это, что у него, к примеру, родители находятся в местах лишения свободы, и они могут вернуть ребенка через некоторое время?
– Юридически несвободного ребенка можно взять только под опеку, т. к. отсутствие попечения над ним родителей носит временный характер. В том числе это отбывание наказания в исправительных учреждениях или содержание под стражей в период следствия. Впоследствии ребенок возвращается в семью. Есть и исключения (родителей по какой-то причине впоследствии лишают прав и т. д.).
– Можно ли принять ребенка из соседнего региона? Каким образом это можно сделать?
– По закону (статья 10 ФЗ от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. 08.03.2015) «О государственном банке данных…» потенциальные родители вправе обратиться за информацией к любому региональному или федеральному оператору по своему выбору. Но обязательными условиями для получения информации о детях являются написание заявления в письменной форме с просьбой и соблюдение порядка доступа к конфиденциальной информации. Чтобы познакомиться с ребенком, необходимо иметь заключение органа опеки и попечительства по месту жительства о возможности быть замещающим родителем, а также получить у регионального оператора направление на посещение данного ребенка.
– Давно мечтаю о ребенке из детского дома, но постоянно слышу о том, что мне вряд ли повезет и придется воспитывать малыша от наркозависимых родителей. В Интернете я прочитала несколько историй от приемных мам, которые воспитывают детей именно с такой наследственностью и в принципе особых проблем не имеют. Так стоит ли этого бояться?
– Многие кандидаты в приемные родители, думая об усыновлении, боятся столкнуться с «плохими» генами.
Самый сильный страх, связанный с генами, – это страх генетически обусловленной алкогольной или наркотической зависимости. Существует определенный процент людей, у которых такая зависимость развивается быстрее, чем у других. Однако приобретаются эти пристрастия людьми от одиночества, тоски и неспособности найти себе применение в жизни. Да, иногда спиваются целые семьи. Но в этих же семьях находятся люди, которые отказываются следовать отрицательному примеру родственников – имея идентичные гены. И наоборот: среди предков многих благополучных семей были люди, страдавшие различными зависимостями. Гораздо больше стоит опасаться другого: если приемные мама и папа очень боятся «плохих» генов и рассматривают приемных детей как будущих алкоголиков, может вступить в действие механизм «самосбывающегося пророчества». В результате неадекватного воспитания в таких семьях отношения из череды ссор перерастают в тяжелую взаимную ненависть. А с точки зрения родителей, виноваты во всем будут, конечно, гены.
– Желание взять ребенка есть только у меня, а вот муж говорит то «давай позже», то категорически «нет» – в зависимости от своего настроения. Знаю, что есть случаи, когда ребенка берут, а несогласные мужья или жены потом в ультимативной форме ставят перед выбором: или чужой ребенок, или они. Привыкнуть не могут. И жить с членом семьи, который так и не стал им родным, не хотят. Как быть в таком случае?
– Решение взять ребенка в семью, безусловно, должно быть общим. Он легко почувствует разницу в отношении к нему мамы и папы. Ему страшно оказаться в новой обстановке, с новыми людьми, которым еще не ясно – можно ли доверять. Он чувствует тепло и заботу от мамы и непринятие со стороны папы. И в такой ситуации у ребенка, который уже был брошенным, только усиливается ощущение потери родителей: наверное, это он такой плохой, раз его не принимают снова и снова. Для предупреждения таких ситуаций и предусмотрено обязательное прохождение программы «Школы приемного родителя» обоими супругами.
Во время занятий идет активная работа в группе над осознанием мотивов принятия ребенка в семью. Рассматриваются вопросы о подготовке родных и близких к приему ребенка в семью – насколько важна готовность супруга и супруги, бабушек, дедушек и собственных детей – всех непосредственных участников процесса. Такая подготовка позволяет проработать мотивы каждой пары. Не исключено, что в процессе потенциальный отец может изменить решение. Но даже если этого не произойдет, это тоже хорошо – в каких-то случаях лучше повременить, нежели потом столкнуться с массой проблем в отношениях.
Проект: Папа, мама, я вас жду!