Вот самое первое упоминание о нем в прессе: «В субботу, 20 апреля, состоялась традиционная XI Лефортовская эстафета на приз газеты «Энергетик»: «Давай!» – и Мастрюков выхватывает эстафетную палочку у Курашова. Первый этап пройден. Успех эстафеты зависит от слаженности команды, от того, насколько спортсмены прониклись духом коллективной ответственности. Вперед попеременно вырывались бегуны то одного, то другого факультета. Побеждают сильнейшие. Ленточку разрывает студент ГЭФа Виктор Плисов. Спортсмены гидроэнергетического факультета оказались самыми дружными, упорными и настойчивыми. Они проявили большую волю к победе». Этот отрывок из заметки, опубликованной в № 16 институтской газеты «Энергетик» за 1 мая 1957 года и написанной в столь характерной для того периода приподнятой, радостной манере, во многом символичен. В какой-то мере он является, извините за мистицизм, предначертанием судьбы. Для Плисова та финишная ленточка была лишь стартом. Всю свою жизнь он старался бежать впереди и увлекать за собой других, заражая их своим упорством, энергией и волей к победе.
В одной группе с Чаушеску
Виктор Васильевич Плисов родился 14 сентября 1935 года в городе Майкопе Краснодарского края. Детство было типичным для того периода. Типично нелегким – шла война.
В 1954 году Виктор блестяще оканчивает среднюю школу, где он проявил себя как талантливый организатор и общественник – был членом бюро райкома и комсоргом. Молодой человек едет в Москву – поступать в Институт международных отношений. В дороге планы поменялись – соседом по вагону оказался гидростроитель, зарядивший абитуриента романтикой первых комсомольских строек:
– Дипломатия, конечно, вещь хорошая, но управлять целой рекой – ни с чем не сравнимо.
В столице Плисов идет поступать в Московский ордена Ленина энергетический институт имени Вячеслава Михайловича Молотова – МЭИ.
В институте Плисов целиком окунулся в атмосферу студенческой, комсомольской романтики тех лет. Постоянное движение вперед, готовность хоть бесплатно трудиться на благо отечества, желание всегда быть впереди – вот что было естественно для студентов тех лет. Плисов стал комсоргом группы. Ему повезло не только с преподавателями (хотя с ними, разумеется, тоже), но и с сокурсниками.
Группа, в которой он учился, была очень сильной и несколько лет держала звание лучшей в институте. Многие из выпускников, учившихся вместе с Плисовым, прославились в разных сферах.
К примеру, Владимир Рахманов, который шел штурманом знаменитой «экспедиции Шпаро» на Северный полюс, организованной в 1979 году газетой «Комсомольская правда». Одно время вместе с Плисовым учился младший брат печально знаменитого генсека Румынии Николае Чаушеску, Ион. Учился недолго – Иона отчислили за то, что он так и не смог сдать экзамен по сопромату. Тогда за незнание какого-то предмета (тем более основы основ – сопромата) могли отчислить, невзирая на родство с лидером братского социалистического государства.
Гагарин идет!
В августе 1959 года в отсыпку перемычки, где будет строиться ГЭС, был брошен первый символический камень с надписью: «Покорись, Енисей!». В то время слава о всесоюзной стройке под Красноярском, на Енисее, разлетелась по всей стране. Туда приглашали лучших. Попасть туда считалось большой удачей для комсомольцев тех лет.
Когда плотина только планировалась, было два варианта, по которым ее должны были строить: облегченный московский и более массивный, трудозатратный, требующий большего количества материалов, разработанный в Ленинграде. К московскому особого доверия не было – слишком сложная и непредсказуемая стихия Енисей. Андрей Ефимович Бочкин, начальник стройки, сделавший выбор в пользу ленинградского проекта, сказал тогда: «С этой рекой шутить нельзя, никаких облегченных плотин строить не будем, с Енисеем надо только на «вы».
В апреле 1960 года на стройку распределяется и Плисов. Приезжает, имея за плечами большой опыт общественной работы и красный диплом МЭИ по специальности инженера строителя-гидротехника.
Параллельно плотине строился и город Дивногорск – жилые дома, набережные, объекты соцкультбыта. Плисов работает мастером строительного управления Гражданстроя, 25 декабря 1960 года он избран первым секретарем комитета комсомола Всесоюзной ударной комсомольской стройки Красноярской ГЭС, спустя три года – первым секретарем Дивногорского горкома ВЛКСМ.
Адольф Васильевич Гуляев, однокурсник нашего героя, который познакомился с ним 1 сентября 1954 года и прибыл почти одновременно на стройку Красноярской ГЭС, вспоминает об этом избрании:
– В нем с рождения были качества руководителя и организатора, в институт он пришел уже сформировавшимся лидером. В самом начале учебы среди нас отбирали тех, кого можно назначить старостами групп и комсоргами. На собрании представитель комитета комсомола порекомендовал нам Витю, и когда он зашел, спортивный, собранный, подтянутый с живым, внимательным взглядом, мы дружно за него проголосовали. То же самое было и на стройке. Плисов – прирожденный политический деятель. Мне это было ясно еще в институте. Однажды мы сидели в общежитии и болтали, а я начал воображать, кем мы станем в будущем. Говорю: «Вот я, ты и ты, мы будем инженерами. Вот ты – станешь ученым, будешь на нашем факультете преподавать. А ты, Витя, будешь политическим деятелем». Так и вышло. Когда Плисов стал занимать государственные посты, это никого не удивило.
Приходилось Виктору Васильевичу тогда нелегко. Дивногорск состоял почти из одних комсомольцев. А комсомол был фактически единственным управляющим органом на стройке. Жилья на стройке катастрофически не хватало, очередь постоянно увеличивалась, на стройку прибывали все новые и новые люди, создавались семьи. За помощью шли в комитет комсомола, Плисов звонил заместителю начальника стройки, в комитет по строительству, устраивал людей. В то время строился поселок Молодежный, Плисов предложил руководству стройки отдать право распределения жилья комитету комсомола. Такое право предоставили, и поселок начал быстро заселяться.
Другой соратник нашего героя, Алексей Емельянович Медведь, вспоминает:
– Плисов очень хорошо умел общаться, убеждать, с любым человеком мог найти контакт. В ту пору проводилось бесконечное количество субботников. Нужно было готовить стройплощадки, танцплощадки и хоккейные коробки, строить ДК «Энергетик». Он приглашал нас участвовать. И все это в нерабочее время, после трудового дня, на общественных началах. Никто не мог ему отказать, убеждать он умел прекрасно – только скажет, и сразу уже захотелось что-то сделать. Он умел зажигать, умел повести за собой людей.
Популярности Плисову добавляло и еще одно обстоятельство – лицо первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина знала вся страна, а молодой Плисов был немного похож на него. Это замечали. Был даже такой случай: в 1961 году на стройку, где проходил слет молодых строителей Сибири и Дальнего Востока, приехал сам Юрий Алексеевич. На перекрытии Енисея его очень ждали. В эти дни Плисов по каким-то общественным делам пришел в школу-интернат. Дети, завидев его, закричали от радости: «Гагарин идет!»
Рыцарь «непрерывки»
В 1964 году Плисов становится начальником участка управления основных сооружений КрасноярскГЭСстроя. С группой единомышленников он берется за очень смелый по тем временам государственный проект непрерывного бетонирования – эксперимент, от которого все отказались.
Люди были вдохновлены идеей «непрерывки». А Плисов, политик в самом высоком, романтическом смысле этого слова, стал главным ее рыцарем – вместе с остальными целиком отдавался этой работе, он верил в нее и всячески ее защищал.
Увы, нельзя сказать, что метод целиком себя оправдал. Тем не менее за вклад в строительство Красноярской ГЭС в 1968 году дивногорские комсомольцы получили заслуженную награду – орден Трудового Красного Знамени.
Через год Плисов уезжает из Дивногорска на партийную работу – его избирают первым секретарем Назаровского горкома КПСС. На этом посту Плисову сразу удалось завоевать уважение горожан – уже на следующий день после своего назначения он решил проблему многоэтажного дома, стоявшего месяц без электричества.
Дальше – путь по карьерной горизонтали и вертикали: в 1972–1974 гг. Плисов – первый секретарь Ачинского горкома КПСС. В 1974–1982 гг. – секретарь Красноярского краевого комитета КПСС. В 1982–1983 гг. – первый секретарь Хакасского обкома КПСС, а до 1988 года – председатель исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов.
В тот период Виктор Васильевич возглавлял краевой координационный Совет содружества ленинградских и красноярских предприятий и организаций по строительству Саяно-Шушенской ГЭС. Курировал строительство Майской, Курейской, Богучанской и других гидроэлектростанций Красноярского края, Березовской ГРЭС и других объектов Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, ЛЭП и прочих энергетических объектов края.
В апреле 1988 года – отъезд в Москву в связи с назначением на пост заместителя министра тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР. В 1991–1998 гг. – работа заместителем председателя правления машиностроительного концерна «Химнефтемаш», вице-президентом АО «Жиммаш», первым заместителем коммерческого директора ОАО «Корпорация «Монтажспецстрой».
Сейчас наш герой на пенсии, однако продолжает общественную, организационную работу. Ныне он – первый заместитель председателя правления общества «Красноярское землячество» в Москве. Плисов не теряет связи с Дивногорском. Он активно участвовал в возведении памятника начальнику стройки Красноярской ГЭС Андрею Ефимовичу Бочкину.
Виктор Васильевич Плисов бережно поддерживает огонь дружбы со своими старыми товарищами – единомышленниками, строителями, комсомольцами, романтиками и подлинными рыцарями своего дела.