С принтером Брайля и мнемосхемами

В красноярских вузах создают условия для особенных студентов

С принтером Брайля и мнемосхемами В красноярских вузах создают условия для особенных студентов
Фото Олега Кузьмина

Начало этого учебного года ознаменовалось уже несколькими скандалами разного масштаба на тему инклюзии. Правда, речь шла о средней школе. А что же вузы? Готовы ли они принимать студентов с особенностями здоровья?

Отношение изменилось

Около 20 лет назад, когда про инклюзию никто не слышал, в учебном корпусе КГТЭИ на Прушинской уже начали создавать особые условия для студентов с инвалидностью, сотрудничали со школой-интернатом имени В. Синякова, где обучались дети с проблемами опорно-двигательного аппарата.

– Нас тогда вообще никто не понимал, – рассказывает Лидия Коношенко, заместитель директора института торговли и сферы услуг СФУ. – Приходилось даже слышать: «Ну что вы с ними возитесь?» Это было очень обидно.

В аудитории появились регулируемые стулья, конторки, для того чтобы писать стоя, и даже кушетки – если вдруг сильно устанет спина, можно и прилечь.

Ну а сейчас, когда особые потребности студентов обязаны учитываться уже по закону, здесь появилось и новое дорогое оборудование.

– Это принтер Брайля, печатающий рельефно-точечным шрифтом, это новейшие компьютеры – с клавиатурой Брайля, вот увеличительная лупа, – показывает Лидия Коношенко. – Для ребят с ДЦП – особая клавиатура с крупными клавишами. А вообще сейчас многим очень помогают гаджеты. Девочка наша с ДЦП говорила очень плохо, ее почти не понимали. Но она могла написать на планшете и показать преподавателю.

В вузе отмечают – за это время отношение к инвалидам изменилось. Артема, молодого парня с таким ДЦП, что ходить он не мог вообще, привозила мама, а по учебному корпусу его перевозили на коляске сами студенты.

Диагнозы  у таких студентов, как и их жизненные ситуации, разные.

– У одного из ребят были очень серьезные проблемы: без помощи мамы он почти не мог обходиться, – вспоминала Лидия Коношенко. – Она приехала и жила с ним в общежитии. Мы ей даже работу нашли. Но зато у мальчика была настолько активная позиция, настолько он был целеустремленный, что просто поражаешься.

Ярослав Гусев, студент СФУ, обучающийся по специальности «экология и природопользование» и имеющий инвалидность по зрению, тоже считает, что диагноз – не повод унывать.

– Вообще, если слушать врачей – то сразу лучше умереть, – говорит он. – Они против физнагрузки, сидения за компьютером и всего, что может потом сказаться негативно. Но если я занимаюсь спортивным туризмом и начинаю чувствовать себя плохо, то просто сообщаю преподавателю и меня освобождают. Вообще мне сразу в вузе предложили выстроить образовательный процесс специально под мои потребности, но я отказался: не хочу переходить на индивидуальное обучение, лишаться возможности общаться с одногруппниками. Все проблемы с обучением побеждаются упорством.

Много упорства и труда

В Красноярском государственном аграрном университете отдел инклюзивного образования был создан в 2014 году. Сейчас здесь обучается 26 человек. Сформирована группа волонтерского сопровождения, которая помогает добраться до аудитории особым студентам. Ребята обучены по программе «Абилимпикс».

– Вузы не имеют права препятствовать в получении образования, вне зависимости от того, какой диагноз стоит у человека – будь он тотально неслышащий или незрячий, – поясняет Алексей Чуршуков, сотрудник отдела.  – Причем согласно закону об образовании условия для обучения таких студентов должны создаваться не в тот момент, когда они поступают, а до этого. Сейчас у нас есть самые разные ребята – и слабовидящие, и с нарушениями двигательного аппарата. Мы ежегодно улучшаем архитектурную доступность вуза: разместили тактильную информацию на мнемосхемах  – это позволяет слабовидящим «видеть» расположение аудиторий в здании или различные элементы в помещениях. На лестницах – двойные поручни, специально оборудованы санитарно-гигиенические комнаты. В учебных аудиториях компьютеры с программным обеспечением для слабовидящих, для слабослышащих студентов кабинеты оборудованы индукционными петлями, обеспечивающими качественную передачу звукового сигнала на слуховые аппараты. Актовый зал приспособлен, чтобы проводить мероприятия для слабослышащих. В этом году в нескольких институтах появились специальные клетки для собак-поводырей. Там есть подстилка, миска для питья – все, чтобы животное чувствовало себя комфортно.

В вузе планируют поработать над входными группами в общежития, сделать их более доступными для людей с инвалидностью.

Галина Зименко, председатель региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», отлично помнит, сколько несправедливостей в отношении особых ребят было не так давно. Но сейчас многое изменилось.

– В течение последних пары лет нам вообще не поступало жалоб – настолько все отлажено. Вузы предоставляют квоты для такой категории абитуриентов, а в Красноярске есть колледж, где принимают по итогам собеседования – в случае, когда речь идет о ментальных инвалидах. Мы сотрудничаем с агентством занятости: впоследствии выпускникам с инвалидностью вполне реально найти работу, мы многих трудоустраивали в «Ванкорнефть». Иными словами, по сравнению с тем, что было ранее, – это небо и земля. Я еще хорошо помню ребятишек, которых в начале 90-х отправляли во вспомогательную школу без вариантов. И хотя их способности вполне позволяли получать профессиональное образование, никаких шансов поступить после окончания такого учреждения у них уже не было. Сейчас все по-другому, и проблема может быть лишь в отсутствии желания учиться, потом идти на работу, понимая, что никаких поблажек не будет. Но что тут скажешь – и у здоровых далеко не всегда такое желание есть.

Невольно вспоминается книга «Жизнь без рук» сибирячки Надежды Тушиной, которая способна вдохновить ничуть не меньше, чем история заморского Ника Вуйчича. В результате осложнения после полиомиелита (прививок тогда еще не было) у девочки отказали руки. Как жили инвалиды в СССР, понятно всем. Она стала изгоем даже в собственной семье. Приходилось доказывать, что способна обучаться в школе, а потом в вузе.

Что сможет не только родить, но и воспитать детей. И даже дача, которую они с мужем приобрели, – не просто так – Надежда полола грядки ногами… Умирая, ее мать просила присмотреть за своим любимцем, сыном, который крепко сдружился с бутылкой.

А сестра Надежды откровенно ей завидовала: «И дом у тебя – полная чаша, и дети, и внуки…»

Это еще один пример того, как человек с инвалидностью может жить даже более полноценной жизнью, нежели многие совершенно здоровые люди. Пришлось приложить много упорства и труда. Но без них ни изменение законодательства, ни создание особой среды в вузах не будут иметь никакого смысла.

Компьютеры – бесплатно

В этом году 20 студентов с ограниченными возможностями здоровья получили ноутбуки благодаря подпрограмме «Доступная среда» краевой программы «Развитие социальной поддержки граждан». По ней для тех, кто получает среднее профессиональное и высшее образование с использованием дистанционных технологий, предусмотрено приобретение компьютерной техники.

Она передается в собственность при среднедушевом доходе семьи менее полуторакратной величины прожиточного минимума на человека. С 2011 года студентам-инвалидам, получающим среднее и высшее профессиональное образование с использованием дистанционных технологий, было бесплатно передано 237 ноутбуков.

Информацию можно уточнить по единому справочному телефону министерства социальной политики края 8 800 350-20-50.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности