Сибирский форпост православия

Сибирский форпост православия

В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века он стал предтечей церквей, которые  позже были возведены в населенных пунктах, изначально включенных в его приход. Самому каменному храму предшествовала деревянная однопрестольная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Заложили её в 1770 году.

Христианская церковь в хакасском улусе

Разрешение на её постройку в небольшом хакасском улусе, будущем городе Ужуре, митрополит Тобольский и Сибирский Павел (Конюскевич) дал при условии, что прихожане сами соберут необходимую сумму.

Юридически православные храмы для новокрещенных должны были строиться на казенные средства. Еще Петр I издал указ «для оных новокрещенных на строение церквей и утвари, на дачу оным новокрещенным для крещения, казне митрополичьей давать по одной тысяче рублей на год по указу из Штатс-Контор коллегии из неокладных доходов казны губернии». Но деньги на строительство, как правило, собирали прихожане, — говорится в учетной карте ужурского Свято-Петропавловского храма, составленной ачинскими архитекторами для службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

В итоге деньги на церковь в Ужуре дал принявший православие кызыльский (хакасский) князь Гавриил Ульчугачев.

Как сегодня говорится на официальном ресурсе Ачинского благочиния Красноярской епархии, церковь построена восьмигранной формы, чтобы внешне она была более близка местному населению. Такого же мнения придерживаются составители учетной карты.

Чтобы сделать новую веру более понятной для недавних кочевников, храм построили в виде юрты, а священников обязали знать хакасский язык. В те времена крещеных хакасов по официальным данным церковной статистики насчитывалось более 1 700 человек, — говорится в документе.

Здание действительно может напоминать многогранную деревянную юрту хакасов. Однако нынешний настоятель церкви протоиерей Павел Третьяков считает, что храм возведен по обычному проекту, никак не подгонявшемуся под вкусы населения, — восьмиугольная форма очень распространена в православных строениях. А некоторое сходство с юртой при определенном взгляде добавляют переделки времен борьбы с религиями.

Так сегодня выглядит алтарь храма

Такого, чтобы храмы строили под вид юрты, в природе не бывало. Как говорят наши архитекторы, было всего 4 вида храмов, которые строили в Сибири. По такому же типу, как наш, построен Троицкий храм в красноярской Покровке. Они очень похожи. Только там в верхней части больше куполов. Судя по фотографиям, такой же храм — один в один и тоже Петропавловский – был в Красноярске на месте нынешнего ТЦ «Квант».

Наш храм в советское время не просто разграблялся, а целенаправленно разрушался: колокольню снесли, убрали колокола, купола, кресты. И, как везде на всех храмах, делали шлемовидные «нашлёпки», чтобы крыша не протекала. Если на наш храм внимательно посмотреть, видно, что он непропорционален. Это из-за разрушений.

Вполне возможно, что правы и архитекторы, и настоятель. Храм строил на свои деньги князь Гавриил Ульчугачев, наверняка он просто выбрал самый близкий его душе проект восьмиугольной церкви, который по форме напоминает юрту.

Свято-Петропавловская церковь была освящена 28 января 1775 года.  В 1778 году при ней был учрежден приход. В его состав входило само село Ужурское и несколько инородческих поселений с 1 804 жителями, в основном хакасами.

Распространение православия в Хакасии

Хакасы – коренной народ юга Сибири. До начала ХХ в. его представителей называли абаканские или минусинские татары. Традиционное жилище хакасов – многоугольная юрта из обмазанных глиной или навозом бревен с низкой, усеченной крышей. До принятия христианства у хакасов, как и других сибирских народов, преобладали языческие верования.

В конце XVIII — начале XIX веков крещеных хакасов, по официальным данным церковной статистики, насчитывалось более 1 700 человек. Это было время активного распространения христианства в Сибири. Ужурская Петропавловская церковь была одной из первых в хакасских степях. Храм и его священники несли миссионерскую службу.

Освящение куличей и другой снеди в пасхальный день

В 1812 году в России было создано Русское библейское общество. Главной его задачей было распространение христианства на инородческих землях страны. Общество занималось переводом церковно-славянских книг на языки народов России, в том числе на некоторые сибирские. В духовных семинариях тогда же было введено изучение языков коренных народов. Но приобщение к православию местных народов продвигалось трудно.

Отдаленность и малозаселенность местности, низкий профессиональный уровень духовенства дали скромные результаты деятельности миссионеров: к середине XIX в. православием было охвачено в два раза меньше населения, чем установлено нормами, — пишут ученые Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова в работе «Христианизация и коренное население Хакасско-Минусинского края: проблемы трансформации».

Отдаленные церкви имели мало прихожан и были бедны, хакасы-кочевники не стремились их посещать. Редкие священники соглашались брать такие приходы. Многие церковные должности оставались незанятыми. Так, в 1834 году в назаровской Троицкой церкви из 4 штатных мест 2 были вакантными, в шарыповской из 4 – 1, в ужурской из 3 – 2.

Исследователь народов Саяно–Алтая Ф. Я. Кон в начале XX в. писал:

Я встречал шаманов православных и буддийцев… Недалеко от Минусинска у качинцев я, узнав, что шаман – православный, спросил его, постится ли он, на что получил гордый ответ: «Конечно! Мало-мало я Христа понимаю».

Каменный храм

После разрушений и разорений вид храма существенно изменился

К началу 20-х годов XIX века деревянная церковь в Ужурском «обветшала, провалился пол и протекала крыша».

Доля русского населения в улусе к этому времени выросла. На общем собрании прихожане решили обратиться к епископу Тобольскому и Сибирскому Амвросию с просьбой разрешить построить каменную церковь.

Получив благословение, 29 июня 1821 года заложили каменную церковь на месте прежней. Освящен новый храм был в 1824 году.

В 1826 году к первому приделу пристроили второй, выполненный уже в традиционном стиле русского религиозного зодчества. После этого храм стал своеобразным символом единения двух народов, с двумя престолами: первый во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (сохранив первоначальную архитектурную особенность в виде юрты) и второй — в честь Богоявления Господня, — пишут исследователи в учетной карте службы Государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края.

В своих путевых записках епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев) после посещения села в 1863 году отмечал иконостас ужурской церкви «в польском иль общесибирском вкусе», а также «иконы в богатых ризах».

В те времена ни одно значимое событие в жизни населения не обходилось без участия священника. Так, в селе (этот статус населенный пункт приобрел со строительством каменного храма) Ужурском с середины 1840-х годов до конца 1930-х годов проводилась конная ярмарка. Каждый раз она обязательно открывалась благодарственным молебном.

После службы разговлялись: на улице накрывали столы, бесплатными обедами кормили бедных и малоимущих, — рассказывает в своем историческом материале протоиерей Павел Третьяков.

К началу XX века ужурский Петропавловский приход включал десять населенных пунктов с 841 двором, в которых жили более 4,5 тысячи человек. При церкви работала двухклассная школа, в которой обучались 97 мальчиков и 31 девочка.

Из «Краткого описания приходов Енисейской Епархии» 1916 г.:

Ужурский Петропавловский приход открыт в конце XVIII столетия. Село Ужур расположено на речке Ужур хлебородной местности и находится от Красноярска в 360 верстах, от уездного города Ачинска – 136 верстах. Приход состоит из села Ужурского и восьми деревень. Церковь в приходе одна, каменная; престолов у нее два: первый во имя святых апостолов Петра и Павла и второй – в честь Богоявления Господня.

Ужурская церковь построена в 1824 году. Библиотека при церкви состоит из 508 томов. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Жалование священнику – 300 рублей, диакону – 150 и псаломщику – 100 рублей в год; кружечных доходов получается около 500 рублей в год.

Церковного капитала – 9 224 рубля 96 копеек. Всего населения в приходе 5 902 души.

Время испытаний

Литургия, 2023 год

После выхода в 1920 году декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, в храме была проведена опись имущества, ценности и архивы изъяты. Храмы передали на содержание общинам верующих. Красноярская епархия распалась. Стали набирать силу обновленцы и другие религиозные течения, богоборческие тенденции. Этой обстановки гонений и внутренних раздоров не выдержал и в 1927 году публично отрекся от сана 38-летний ужурский священник отец Фёдор (Фёдор Яковлевич Горбунов).

После он какое-то время работал учителем в ачинской средней школе. Но зимой 1937 года его обвинили в контрреволюционной агитации и осудили спецтройкой на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. В начале 1940 года Фёдора Яковлевича реабилитировали, но дальнейшая его судьба неизвестна.

А ужурская Петропавловская церковь 30 марта 1930 года была закрыта. После выхода в апреле 1930 года постановления Совнаркома «О необоснованном закрытии церквей и ущемлении свободы совести граждан» некоторым храмам, в том числе ужурскому, снова разрешили работать.

Прихожане с любовью украшают храм к литургии

Но начались репрессии в отношении священнослужителей. Многих из них арестовали, отправили в тюрьмы, сослали.

Ставший настоятелем после Фёдора Горбунова о. Александр (фамилия неизвестна) был расстрелян прямо у стен храма. Как рассказывали местные жители, в момент гибели он так крепко сжимал в руке крест, что палачи не смогли вырвать его.

В 1932 году Петропавловскую церковь в Ужуре окончательно закрыли, сняли колокола, разрушили колокольню.

Здание использовали как клуб, призывной участок, общежитие, склад для хранения зерна и кож, под механические мастерские.

Осенью 1943 года, после встречи Сталина с православными митрополитами в Кремле, в СССР началось постепенное возрождение церквей. Ужурскую открыли в 1945 году, и после 13-летнего перерыва она вновь приняла верующих. Первое торжественное богослужение в церкви состоялось 13 сентября.

Однако здание храма находилось в бедственном состоянии: без колокольни, с облупившимися стенами и росписями.

Возрождение

Постепенно храм вновь приобретал достойный вид. В конце 1960-х усилиями священника Леонида Брыскина была восстановлена колокольня.

К 1000-летию крещения Руси священник Евгений Фролов провел большие реставрационно-восстановительные работы.

Крестный ход в праздник апостолов Петра и Павла

Восстановлением церкви вечерами и по выходным занимались простые прихожане.

Ужурская каменная церковь Петра и Павла — самое старое строение на территории Ужурского района. Решением исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16 июня 1980 года она внесена в список памятников архитектуры региона.

Новый этап в истории храма начался летом 1990 года, когда были воссозданы Красноярская епархия, а затем и Ачинское благочиние.

В 1990-х при храме была открыта воскресная школа.

И снова Петропавловский приход включил в себя огромную территорию, в которую вошли  Ужурский, Шарыповский, Орджоникидзевский и Ширинский районы. До 2012 года Петропавловский храм оставался единственным действующим в Ужурском районе.

С 2009 года настоятелем храма стал протоиерей Павел (Третьяков).

Познавательная детская экскурсия в Петропавловский храм

Сегодня при храме действуют православная библиотека, работает детская воскресная школа.

Главная наша деятельность, помимо непосредственно церковной – просветительская, — говорит отец Павел. — Много лет при храме работает воскресная школа.  В разные годы число детей в ней  разное, от 10 до 30. Мы заключили соглашение с ужурским отделом образования, и в школах выступаем на уроках «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовной культуры Красноярского края». Проводим классные часы на нравственные, духовные темы, на злобу дня. Говорим о заповедях, о совести, о любви к ближнему. Со взрослыми детками говорим и о семье, о вреде так называемого гражданского брака.

Приход активно участвует в общественной и культурной жизни города. Многие церковные мероприятия приобрели просветительскую направленность. Например, детская рождественская ёлка, которая проводится с 2010 года. Церковный хор участвует в различных благотворительных фестивалях.

Благодаря воскресной школе удается привлекать взрослых к церкви. Родители приводят своих детей и остаются рядом с ними. Матушка занимается с младшими детьми. А я занимаюсь со старшей группой и с родителями. И они уже составляют актив прихода — у нас получается как одна семья, — отец Павел говорит, что недавно начали применять такую практику совместного просвещения семей, но плоды появились очень быстро.

Подведение итогов конкурса рукописных книг «Создай свою книгу», посвященного храму святых апостолов Петра и Павла

Настоятель напоминает, что социальное служение – неотъемлемая часть жизни православного храма. В церкви святых апостолов Петра и Павла страждущим помогают разными путями. Немощных христиан, которые не могут прийти на богослужение, и больных, которые лежат в районной больнице, регулярно посещает священник. Кому-то помогают вещами, кому-то делом.

Мы знаем среди наших прихожан всех малоимущих – одиноких пенсионеров, многодетных мам, мам-одиночек — и стараемся им помогать. У нас есть группа «Лампадка», где мы принимаем вещи, деньги, продукты длительного хранения. Люди приходят, пишут на имя настоятеля прошение, и участники группы «Лампадка» приходят к ним смотрят, чем можно помочь. Обращаются в соцзащиту, или помогают сами, если это в наших силах. В каждой ситуации разбираемся отдельно.

Община храма во главе с настоятелем храма протоиереем Павлом Третьяковым участвует в самых важных мероприятиях города: День Победы, День народного единства, День семьи, любви и верности, а также на выставках, круглых столах, лекциях. Так храм, названный в честь первоапостолов Петра и Павла, и его приход служит не только православному просвещению ужурцев, но и укреплению духовных основ, нравственности и патриотизма.

Прихожанки из группа помощи «Лампадка» в очередной раз насушили фруктов, сухариков, наделали энергетических батончиков для отправки бойцам СВО, всё это красиво упаковали

12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, храм отметит свой двухсотлетний юбилей праздничной литургией, которую планирует возглавить митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. А в ужурском Доме культуры пройдет концерт, посвященный дню рождения храма. Посмотреть его сможет любой житель города.

Использованная литература

  1. Асочакова В. Н., Чистанов М. Н., Чистанова С. С. Христианизация и коренное население Хакасско-Минусинского края: проблемы трансформации // Журнал Сибирского федерального университета. Гум. науки. 2022 №15
  2. Архивное агентство Красноярского края. Ф. 673. Оп. 1. Д. 4.
  3. Путешествие Преосвященного Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского из Красноярска в Ачинский и Минусинский уезды и на Ангару в 1863 г. // Енисейские епархиальные ведомости. 1909, №11
  4. Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г.
  5. Газета «Сибирский хлебороб»
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи