Лето – пора отпусков, и для многих жителей Красноярского края снова становится актуальным вопрос: как максимально комфортно и с умеренными затратами отправиться всей семьей на курорт? Желание не тратить лишнее время на дорогу приводит к выбору в пользу воздушного транспорта. Жаль, что из каждого северного поселка нет прямого рейса на черноморское побережье, но построить маршрут с одной — максимум двумя пересадками вполне возможно. Сегодня мы поделимся секретами опытных путешественников, которые знают, как найти выгодные предложения авиакомпаний, понимают, где и как «подстелить соломку», чтобы никакие непредвиденные обстоятельства не испортили отдых.
Основа – тщательное планирование
Правило номер один для рационального путешественника: семь раз всё изучи – один раз забронируй. Вдумчивое изучение различных вариантов проезда, проживания и развлечений на месте – это залог того, что вы сможете получить лучшие условия при минимальных расходах. Да и само планирование отдыха – приятная забота, поэтому не стоит себе отказывать в таком удовольствии. Тем более что большинство жителей края заблаговременно определяются с датами отпуска.
Билеты стоит бронировать заранее – оптимально не позднее чем за пару месяцев до предполагаемой даты поездки. Как правило, перелет туда-обратно оказывается выгоднее, чем отдельная покупка билетов в каждом направлении. Ряд авиакомпаний предлагает услугу – за небольшую плату зафиксировать стоимость билета и выкупить его позже. Это позволяет проверять цены на авиабилеты перед вылетом. Если перелет вдруг подешевел – можно купить билеты по лучшей цене, если нет – воспользоваться сохраненным ценовым предложением. Кстати, не лишним будет расплатиться банковской картой, которая имеет кешбэк в категории «Авиабилеты» или «Путешествия».
Но прежде чем бронировать перелет, оцените возможные маршруты полета. До Красноярска из северных районов края альтернатив, вероятно, не будет, а, например, до Сочи из Красноярска можно добраться либо прямыми рейсами, либо с пересадкой в Москве или другом городе. Стыковочные полеты будут точно дольше, они менее удобны, особенно для путешественников с детьми. Зато иногда можно сэкономить. Искать альтернативные маршруты лучше на сайтах агрегаторов или онлайн трэвел-агентств, именно так можно будет получить наибольшее количество разных вариантов и подобрать наиболее подходящий. А вот перед покупкой билетов стоит проверить цены непосредственно на сайтах авиакомпаний, они продают свои услуги без посреднических наценок.
На что стоит обратить внимание? Во-первых, проверяйте цены не только на нужные вам даты, но и на один-два дня вперед и назад. На дни повышенного спроса, например в выходные, авиакомпании зачастую выставляют в продажу билеты по более дорогим тарифам. А вот, например, столичные гостиницы напротив дают в выходные отличные условия. Сделать остановку в пути может оказаться отличной идеей: это позволит разнообразить отдых, а иногда еще и сэкономить.
Обязательно заранее планируйте, сколько мест багажа вам понадобится. Выгоднее всего приобретать билеты с оплаченной нормой провоза багажа, дороже всего – оплачивать непосредственно в аэропорту провоз сверхнормативного багажа или платить за возможность взять с собой чемодан при полете по безбагажному тарифу. Если путешествует несколько человек, выбирать «багажные» тарифы для всех не обязательно. Допустим, в семье из двух взрослых и двух детей все вещи поместятся в пару чемоданов. Соответственно, два билета можно приобрести по тарифу с включенным багажом, два – «безбагажных». Либо «багажный» билет купить только один, но к нему добавить дополнительно оплаченный чемодан, этот вариант также стоит просчитать. Только не забудьте, что чемоданы должны соответствовать правилам авиакомпаний по размеру и массе.
Делаем полет комфортным
Для того, чтобы на борту самолета занять места рядом друг с другом, может понадобиться услуга платного выбора места. Существует правило, согласно которому несовершеннолетнего ребенка должны посадить рядом с одним из родителей. Но для того, чтобы авиакомпания смогла выполнить это требование, нужно приобретать билеты одним бронированием. Ряд авиакомпаний позволяет выбрать места за дополнительную плату во время бронирования. Если же такая возможность доступна только во время регистрации, постарайтесь пройти эту процедуру как можно раньше, например, на сайте авиакомпании или в ее мобильном приложении. Как правило, онлайн-регистрация начинается за 24 часа до вылета. Имейте в виду, что прохождение регистрации онлайн – не повод сразу идти на предполетный досмотр и посадку. Сдавать багаж нужно на стойке регистрации в аэропорту. Но даже если его нет, на стойке проверят габариты и вес ручной клади и выдадут на нее бирку.
Во многих семьях есть домашние питомцы, расставаться с которыми на время отпуска никак не хочется. Возможность взять с собой в полет кошку или собаку существует. Однако важно заранее ознакомиться с правилами авиакомпании, регламентирующими перевозку животных.
Для тех, кто путешествует со спортивным инвентарем, авиакомпании зачастую предлагают специальные условия его провоза. Изучите соответствующие разделы на сайтах перевозчиков, и, возможно, вам удастся сэкономить на оплате сверхнормативного багажа.
Приятным дополнением к полету станет предварительный заказ питания – вкусные блинчики, салат или горячее блюдо могут быть совсем не лишними, даже если авиакомпания предлагает бесплатное питание на борту.
Сделать путешествие максимально комфортным можно за счет заказа дополнительных услуг. Но едва ли не самое главное, что может сделать пассажир, чтобы не испортить путешествие, – приехать в аэропорт вылета заранее. Внимательно прочитайте в маршрутной квитанции, во сколько начинается и заканчивается регистрация на рейс. Продлить ее невозможно по технологии аэропорта. И даже если пассажир приехал за минуту до окончания регистрации, но в процессе обслуживания возникли какие-то нюансы, например, не соответствует нормам размер или вес багажа, допущена ошибка в билете, просроченный паспорт и т. п., то есть шанс никуда не улететь.
Перед полетом изучите список предметов, запрещенных к перевозке, чтобы не возникло проблем при прохождении предполетного контроля. В вашем посадочном талоне указаны время окончания посадки и номер выхода, который, кстати, может быть изменен. Поэтому, находясь в зоне вылета, просматривайте информационные табло и прислушивайтесь к объявлениям. А если посадка будет закончена, снова возникает шанс, что самолет улетит без опоздавших.
Где «подстелить соломку»?
Авиационный транспорт – надежный механизм, обеспечивающий отправление и прибытие большинства рейсов без задержек. Но никто не отменял капризы погоды, равно как и другие случайности, которые могут внести коррективы в планы путешествия. Действующие законы и федеральные авиационные правила защищают интересы пассажиров, в том числе в сбойных ситуациях. Но для того, чтобы минимизировать свой дискомфорт, иногда стоит самостоятельно и заранее позаботиться о том, чтобы неприятности не омрачили отпускное настроение.
Коль скоро предстоит воспользоваться стыковочными рейсами, нужно заложить на пересадку достаточный запас времени – наиболее надежно иметь не менее четырех часов. Иногда, может быть достаточно и меньше, но лучше не рисковать, особенно с утренними рейсами в сезон туманов.
Нужно помнить, что если билеты на весь перелет приобретены в одном бронировании, то ответственность за потерю стыковки будет нести авиакомпания, она без дополнительной платы пересадит «застрявших» пассажиров на следующий рейс. А вот если билеты на предыдущий и последующий рейсы забронированы раздельно, все риски несет сам пассажир, авиакомпания, выполняющая второй рейс, просто аннулирует бронь опоздавшего пассажира, причем если это билет туда-обратно, можно потерять билет и на возвратный рейс тоже.
Задержка рейса – событие неприятное. Для того чтобы защитить права пассажиров, государство включило в авиационные правила требования по обеспечению комфортного ожидания. Если задержка составляет более двух часов, авиакомпания за свой счет, но по требованию пассажира, должна предоставить ему возможность совершить два бесплатных звонка либо отправить сообщение по электронной почте. При задержке от двух часов пассажиров обеспечат прохладительными напитками. Рейс задержали на четыре или более часа – авиакомпания должна предоставить своим клиентам горячее питание, и далее раз в шесть часов (ночью – раз в восемь часов). Наконец, при задержке рейса более чем на восемь часов, а в ночное время – более чем на шесть часов, авиакомпания должна доставить пассажиров в гостиницу и обеспечить их размещение. И всё это – без дополнительной платы со стороны клиента.
Важно знать, что существует представитель авиакомпании, который поможет решить возникшие вопросы. Как правило, такой человек находится на стойке регистрации. Если его там нет, то следует обратиться в справочную службу аэропорта и попросить его пригласить.
Изредка бывают случаи, когда авиакомпании не имеют возможности исполнить свои обязательства, например, в отдаленных северных поселках, где нет гостиницы и пункта горячего питания в аэропорту. В таком случае пассажирам надо также обратиться к представителю, который разъяснит как поступить в сбойной ситуации. Еще вариант – обратиться в центр клиентской поддержки авиакомпании (телефон горячей линии, колл-центр и т. п.). Номер телефона можно найти в маршрутной квитанции или на сайте авиакомпании, а можно заранее сохранить при оформлении перевозки.
Еще проще справляться с неприятностями в случае, если пассажир оформил дополнительную страховку. Сегодня страховые компании предлагают продукты на все случаи жизни: задержка или отмена рейса, порча или утрата багажа, причинение вреда здоровью во время перелета. Несколько сотен рублей, потраченных на страховку, могут сильно упростить решение житейских проблем. Особенно это актуально в случае, если страховая компания выплачивает компенсацию при задержке рейса «автоматом», не дожидаясь, пока клиент напишет заявление о наступлении страхового случая.
Однако и от традиционных методов подстраховки отказываться нельзя. Обязательно имейте при себе наличные деньги на непредвиденные расходы. Весьма желательно иметь запас и в виде средств на накопительном счете либо на банковской карте. Если бюджет путешествия не позволяет отложить резервную сумму «на всякий пожарный случай», оплатите билеты кредитной картой с большим периодом погашения долга. После благополучного возвращения домой вы расплатитесь с банком, не потеряв ни копейки, но получив дополнительную уверенность во время отпуска.