«Ну и как наш новый губернатор?» – не давали прохода знакомые майскими днями 2014 года. Что было ответить? Толоконский только-только приехал. Он знакомился с нами – мы узнавали его. Сейчас, спустя два года, можно давать оценки. Но не столько хочется апеллировать к цифрам и фактам (они звучат и в годовых итогах, и в отчетах на заседаниях Законодательного собрания), сколько к стилю управления, который мы увидели. Итак, какой он, губернатор Толоконский?
Взять ответственность
Способность держать удар, умение находить выход из самой сложной ситуации, иметь четкий план действий – качества истинно мужские, но характерны далеко не для каждого (последнее так в особенности). Начинать работу на новом месте всегда нелегко, а начинать в кризисное время – как это выпало Виктору Толоконскому – и подавно. Может, ему и было тяжело, но он демонстрировал уверенность. Чуть позже стало ясно: уверенность – черта характера, которая базируется на жизненном и профессиональном опыте.
Конец 2014-го стал испытанием для всей российской экономики. Падал рубль, менялся валютный курс, снижались возможности федеральных программ. В такие моменты очень важно сформулировать для команды первоочередные меры. Толоконский экзамен выдержал. Его реакция на изменившиеся внешние факторы была незамедлительной – пакет антикризисных предложений в крае утвердили раньше, чем это сделал федеральный центр на уровне страны. Списывать было не у кого. Это потом наш опыт перенимали соседние регионы.
Результатом таких энергичных действий стало то, что край не только не просел в своих социально-экономических показателях. В 2014 году мы получили прирост в основных отраслях, без серьезного спада прошли и еще более тяжелый – 2015 год. Правительство региона выполнило все взятые на себя социальные обязательства. Удалось нивелировать целый ряд негативных тенденций. Многие риски и угрозы реально отступили.
Изменить подходы
Позже, как говорится, задним умом понимаешь, что все у Толоконского не сиюминутно – последовательно, логично. Когда прозвучал его призыв «Не ждать! Не пояса затягивать, а, наоборот, разнообразить и усилить программу развития», ничего, кроме недоумения, он не вызвал. О каком развитии можно говорить – кризис на дворе?! Зачем раскачивать лодку – а ну как воды наберем, перевернемся? Не лучше ли сидеть тихо, переждать, не высовываться!
– Не лучше! – жестко парировал губернатор. – Да, ситуация в экономике очень сложная. Однако и ее можно и нужно использовать для повышения эффективности работы. Потенциал края не исчерпан. На чем основывается моя уверенность? Она немного оптимистичнее, сильнее, чем у коллег из правительства. Но им положено быть осторожными. А мне положено быть мудрым.
Ставить цель, методично, упорно ее добиваться. Иначе – тупик. Толоконский убедил, доказал, что прав и что только такой подход ведет к преодолению.
Когда Виктор Толоконский чуть больше года назад поручил министрам увеличить бюджет края за шесть лет на 100 миллиардов рублей, все промолчали, но никто не поверил в такую возможность. Ведь до этого – пять лет нулевого роста! Казалось, предел достигнут. Нет. И ведь получилось! Только по первому году прирост краевой казны составил 21 миллиард. При столь-то неблагоприятной конъюнктуре цен на нефть, цветные металлы, золото. Инвестиции в экономику повсеместно падали – в экономику края выросли, составив без малого 400 млрд рублей. В 2,5 раза больше, чем в его родной Новосибирской области. У края, не уставал повторять губернатор, огромные возможности, выше, чем у других. Вложения в будущее производство, в строительство новых мощностей подтверждают: он прав. Именно этим руководствовался Толоконский, методично настаивая на разработке стратегии социально-экономического развития региона. И не на ближайшие пять лет, а сразу на 15, до 2030 года. Когда горизонты шире, гарантии избежать ошибок – выше. Сейчас общественность активно обсуждает представленный проект стратегии.
Не откладывать на потом
Виктор Толоконский сразу дал понять красноярцам – отсиживаться в кабинете он не будет и другим не даст. Командировки по краю интенсивно начались сразу и продолжаются по сей день. Плотность такая, что порой удивляешься – хватает же сил. Поездки – от Диксона до Саян. И во многие территории – не по одному разу. Хочет все увидеть своими глазами, потрогать, пощупать, оценить – тогда, считает, принятые решения будут качественнее. Опять прав. Интерпретации событий, проблем, необходимостей часто разнятся.
До дорог в Канске годами руки не доходили. Или деньги. В 2014 году туда поехал губернатор и пришел в ужас от состояния местных дорог, назвал их танкодромом. Дал команду незамедлительно выделить дополнительные деньги на ремонт. И улицы в городе стали совершенно другими. А чтобы такого ужаса, как в Канске, было меньше, поручил ежегодно направлять по миллиарду рублей на ремонт улично-дорожной сети муниципалитетов.
Или взять недавний случай в Ванаваре. Учителя слезно просили губернатора помочь с капремонтом школы. О большем не заикались. Толоконский взвесил «объект» и распорядился готовить проектную документацию для строительства новой школы. Капремонт такого убитого здания и по времени, и по деньгам может выйти дороже.
Чувство личной ответственности за все происходящее в крае – будь то разработка стратегии развития региона или проблемы пенсионера на личном приеме граждан – не позволяет Толоконскому что-то отложить на потом. Когда я в первый раз увидел, как губернатор прямо из заводского цеха звонит председателю регионального правительства с конкретными поручениями, подумал – «да на телекамеры работает…» Виноват, ошибался! Таких звонков потом были десятки – прямо с поля, с фермы, из школы или больницы. Теперь вижу – а правда, зачем тянуть: совещания собирать, обсуждать… Так ведь, наверное, острые проблемы обычно и прячутся под сукно.
А еще импонирует, что стало нормой деятельности краевой власти – не к себе в «серый дом» местное начальство вызывать, а ехать к людям. Чтобы члены правительства (выездные заседания правительства в городах и районах стали повседневной практикой) вместе с главами муниципалитетов, руководителями предприятий быстрее находили решения. И все равно Толоконский недоволен:
– Многие решения принимаем медленно. Многие задачи, которые мы ставили, несколько сдвинуты. И это не только следствие сложной ситуации. Это очень часто просто наша недостаточная организованность, недостаточная внутренняя эффективность.
Воплощать мечты
Урок Толоконского, который многие уже усвоили: если проблема остра – решать ее нужно незамедлительно. Такой стиль. Он показал, как это делается, на примере строительства нового терминала аэропорта Емельяново. Очень долго вопрос находился на подвесе – дальше макета, который выставляли на каждом КЭФ, дело не двигалось. Губернатор при поддержке Законодательного собрания разрубил узел. В результате мы получили три миллиарда в бюджет, которые пойдут на социалку. А на самой стройке закипела работа – я вижу это каждый раз, когда улетаю в очередную командировку.
Или ситуация с зарплатой низкооплачиваемых категорий бюджетников – работников детских садов, библиотек, клубов, учреждений социальной защиты населения. Десять лет прошло, как с этой претензией наша землячка обратилась во время прямой линии к президенту! И вроде время было относительно сытое, но все руки у власти не доходили. Толоконский решил задачу: людям и без того тяжело, а уж в кризис… С 1 июля прошлого года минимальная заработная плата в крае не может быть ниже, чем прожиточный минимум.
– Вера сильнее тогда, когда есть сомнения, – говорит Виктор Александрович. – Когда идет поиск, когда формируется команда единомышленников не в смысле «будет сделано» и «так точно». А как общая ответственность в главном и свобода каждого в понимании тех или иных процессов. В преодолении привычного, традиционного, понятного.
А иногда Толоконский говорит так: «Мечты сбываются, если они есть».
Юрий ШУНИН, пенсионер
С приходом Толоконского красноярские продукты – мясо, молоко, яйца – на прилавках магазинов присутствуют заметнее. Стали традицией ярмарки, где все можно купить подешевле и самое свежее.
Второе – дети войны. Пенсии у нас известно какие. И то, что он от слов перешел к делу и какую-то денежку все-таки выделил, – плюс. Вообще отмечу весь его настрой как губернатора – делать дела реальные так, чтобы люди почувствовали. Чтоб не пустые лозунги. На кризис ничего не сваливает, крайних не ищет. Видит перспективы и от всех требует заглядывать не только в завтрашний день, но и в послезавтрашний, да точнее все просчитывать.
Елена КОЗЫРЕВА, школьный методист
В нынешнем учебном году по инициативе Толоконского в крае открыли 25 классов с углубленным изучением физики и математики. Их так и называют – губернаторские. В одном таком классе учится моя дочь, и я знаю, что там происходит. Ребята готовятся к поступлению в институты по вузовской манере преподавания. Уроки ведут педагоги из педуниверситета и СибГТУ. Дети погружаются в области, которые остаются за бортом традиционной школьной программы. Такого тесного сотрудничества «школа – вуз» в крае никогда не было. Причем губернатор тему не оставляет, следит, как идут дела. Недавно приезжал в лицей, встречался с учителями, школьниками, интересовался, нужна ли помощь.