Пока все нормальные люди волновались кому же дадут «Оскара»™, я (как дурак, видимо) надеялся, что наши прокатчики в той, или иной форме озаботятся хотя бы изданием на DVD фильма, получившего в этом году Гран-при жюри Берлинского МКФ. «Серебряный медведь» полетел в этом году в Венгрию, в багаже живого классика мирового кино Белы Тара. Вручили ему его за фильм «Туринская лошадь» (A torinói ló), в которой прослеживается судьба той самой коняги, которая «покусала» философа Ницше. Существует такая легенда – Ницше увидел, как извозчик жестоко бьет лошадку, пожалел ее, обнял, а потом сошел с ума, и до самой смерти в психиатрической клинике ни с кем не разговаривал. Зачин это истории мне напомнил, кстати, эпизод из романа Достоевского «Преступление и наказание». То была сильная сцена, я прямо плакал, когда читал (в школе я был сентиментальным мальчиком).
Бела Тарр и его соавтор, писатель и сценарист Ласло Краснахоркаи (хотя Тарр снимает фильмы не по сценарию как таковому, а именно по литературному тексту) задумали проследить дальнейшую судьбу этой лошади – ее жизнь в крестьянском семействе и их однообразные дни на фоне тих приближающегося, камерного такого, домашнего апокалипсиса.
Как пошутил работавший на «Берлиналле-2011» российский телерепортер, жюри оценило этот фильм не смотря на его малый хронометраж. «Туринская лошадь» идет 146 минут. Всего-то. Хронометраж его фильма 1994 года «Сатанинское танго», который также был удостоен гран-при на берлинском МКФ – 450 минут (даже в США, где рынок видеоносителей огромен, он только недавно он вышел на официальном DVD, до этого были доступны лишь бутлеги, оцифрованные с видеокассет).
Очень бы хотелось, чтобы «Лошадь» проскакала и по нашим экранам, и на большом экране ее могли увидеть не только на фестивалях и в кинотеатрах «для умных», где-нибудь в Нью-Йоркском даунтауне. Особенно символично то, что первым фильмом Тара, который может выйти в российский прокат станет… его последний фильм. Перед премьерой в Берлине маэстро заявил, что больше снимать кино не будет.
Ну а пока не смотрим, можно почитать. Вот хорошее интервью с режиссером: http://www. openspace. ru/cinema/events/details/20632/? expand=yes#expand
Мне больше всего нравится его слова вынесенные в заголовок: «Я никого не осуждаю – я и сам в числе виноватых». Достойная позиция смелого человека, если, конечно, старик Тарр не лукавит. Согласитесь, не осуждать куда сложнее, чем быть профессиональным ябедником. Я сейчас, подчеркиваю, не про оппозиционную политику, а просто про недовольство и вечную обиженность, как стиль жизни. И как повод к бездействию. Для многих сегодня характерное занятие.
К сожалению, постоянного соавтора Тара, писателя Ласло Краснахоркаи (хотя он один из важнейших современных венгерских литераторов) у нас тоже практически не переводили. Вот здесь один его рассказ и небольшая биографическая справка:
http://magazines. russ. ru/inostran/2007/12/kr3. html#_ftnref1
а вот его официальный сайт на английском: http://www. krasznahorkai. hu/.
За прокатную судьбу другого фильма, представленного в этом году в Берлине (во внеконкурсной программе) я волнуюсь куда меньше. «Мишень», режиссера Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина на диске уж точно появится.
Ну, если кому интересно, то «Золотой медведь» 61-го Берлинского международного кинофестиваля достался картине «Надер и Симин разводятся» иранца Асгара Фархади. Тоже стоит глянуть, при случае.
С Ираном у них в этом году вообще приключился культурологический роман.
Википедия гласит:
«В декабре 2010 года в мировых СМИ появилась информация о приглашении в качестве члена жюри иранского режиссёра Джафара Панахи, однако вскоре на родине его приговорили к шестилетнему тюремному заключению, из-за которого он не сможет посетить фестиваль. В ответ на это Берлинский кинофестиваль 22 декабря выпустил официальный пресс-релиз с протестом против действия властей Ирана.
Состав жюри был объявлен 21 января 2011 года, в который иранский режиссёр всё же был включен».
В жюри для него стоял символический стул.