«Тайфун» заглох

75 лет назад началось контрнаступление под Москвой

«Тайфун» заглох 75 лет назад началось контрнаступление под Москвой

Битва под Москвой закончилась срывом плана гитлеровцев по захвату столицы. Впереди было еще четыре тяжких года войны, но этот успех Красной Армии стал первым большим шагом к Победе.

Задержать любой ценой

Знакомые каждому кадры московского ополчения, уходящего на передовую в сентябре – октябре 1941 года, в известном документальном сериале «Великая Отечественная» сопровождались словами: «Запомните эти лица. Почти никто из них не вернулся назад». Людям старшего поколения рассказывали о том, как ополченцы, большинство из которых никогда не брали в руки боевого оружия, шли на врага с одной винтовкой на троих и гибли. И это была правда – не дешевый киношный героизм, а страшная необходимость. Позже маршал Жуков напишет в мемуарах, что в начале осени задача стояла одна – задержать продвижение врага любой ценой, пока подтягиваются резервы, те самые сибирские дивизии, пока командование собирает силы после серии катастроф, таких как гибель целых армий под Брянском и Вязьмой, – и москвичи были согласны на эту «любую» цену.

(Один из выживших участников ополчения Абрам Гордон вспоминал, что в подразделении, которое формировалось в его районе, более трети составляли люди с высшим образованием – это к вопросу о свойствах тогдашней московской интеллигенции.)

Также остались в живых очень немногие участники парада на Красной площади 7 ноября. Цена за столицу была заплачена огромная. К апрелю 1942 года из 1 миллиона 800 тысяч бойцов, участвовавших в этой длившейся полгода битве, погибло и пропало без вести более 926 тысяч. Потери врага – 457 тысяч, при том что численность немецкой группы армий превышала миллион 929 тысяч солдат и офицеров. Гитлеровцы почти вдвое превосходили нас по числу танков, в полтора раза по самолетам, артиллерии.

Война на истощение

План взятия Москвы имел название «Тайфун» и предусматривал выполнение этой задачи в течение трех-четырех месяцев войны. Несмотря на ряд крупных поражений Красной Армии, все пошло не так гладко – немцам пришлось потратить больше, чем они рассчитывали, сил на взятие Киева и Смоленска, а войти в Ленинград вовсе не удалось. Только в самую распутицу, 30 сентября, гитлеровцы начали наступление. Критический для нас момент настанет в октябре, когда враг почти в буквальном смысле подошел к стенам Белокаменной. Передовые части без труда рассматривали в бинокли кремлевские башни. До сих пор ходят легенды о десантных группах, высаживавшихся в пригородах и в самой столице – в Химках, Ховрино и даже в Нескучном саду… Зато паника 16 октября, когда по недосмотру руководства в эфир просочилось распоряжение готовиться к эвакуации, вполне «легальный» исторический факт… Все же ценой неимоверных жертв мы смогли задержать врага, дождаться резервов и 5 декабря начать наступательную операцию.

Многие военные историки сходятся на том, что успешное наступление стало возможным, поскольку во время обороны советское командование сумело навязать противнику «войну на истощение» (когда в бой бросается «последний батальон», который должен решить исход сражения) и при этом сохранило резервы. У немцев же, наоборот, все резервы были исчерпаны. Вдобавок сыграли свою роль распутица, крайне затруднившая снабжение армии, а потом и зима, которую разработчики плана «Барбаросса» не учитывали вовсе, думали управиться в худшем случае к первому снегу. Командующий немецкой 2-й танковой армией Гудериан резюмировал еще до окончания битвы: «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьезное поражение, которое из-за упрямства верховного командования привело в ближайшие недели к роковым последствиям».

Но главная причина поражения не «генерал мороз» и не одиозные русские дороги. В книгах западных историков описание битвы за Москву иногда превращается в сплошное описание погоды и особенностей местности, отчего можно подумать, что грязь и мороз мешали только немцам, а наших не трогали. Просто мы действительно оказались сильнее – наши стратеги обыграли немецких, наши солдаты сражались с предельной отчаянностью, а их дух был сломлен.

Первый серьезный противник

В битве за Москву была и красноречивая историческая параллель.

32-я стрелковая Краснознаменная дивизия полковника В. И. Полосухина почти шесть дней отбивала атаки врага на Бородинском поле. Потом поступил приказ оставить позиции, чтобы избежать окружения с фланга. Но 21 января дивизия вернулась и забрала Бородинское поле у врага.

Начальник штаба 4-й немецкой армии Г. Блюментритт вспоминал: «Четыре батальона французских добровольцев, действовавших в составе армии, оказались менее стойкими. У Бородина фельдмаршал фон Клюге обратился к ним с речью, напомнив о том, как во времена Наполеона французы и немцы сражались здесь бок о бок против общего врага. На следующий день французы смело пошли в бой, но, к несчастью, не выдержали ни мощной атаки противника, ни сильного мороза и метели. Таких испытаний им еще никогда не приходилось переносить. Французский легион был разгромлен, понеся большие потери от огня противника и от мороза. Через несколько дней он был отведен в тыл и отправлен на Запад».

К апрелю 1942 года противник был отброшен на 100–250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей. Силы вермахта смогли сохранить фронт и Ржевско-Вяземский плацдарм. Советским войскам не удалось разгромить группу армий «Центр». Таким образом, решение вопроса об обладании стратегической инициативой было отложено до летней кампании. Однако уже через месяц фельдмаршал Браухич скажет: «Своеобразие страны и своеобразие характера русских придает кампании особую специфику. Первый серьезный противник».

(Куда яснее выразится уже упомянутый Блюментритт: «Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».)

Это понимание с каждым годом, месяцем, днем войны будет только усиливаться. Немцы осознали, что перед ними не Европа, что им пришлось столкнуться с народом, который, как выяснилось, они совсем не знали, – и, пожалуй, это тоже один из главных итогов победы под Москвой.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит