Тише едешь – штраф получишь

Тише едешь – штраф получишь
Фотография предоставлена отделением пропаганды управления ГИБДД по Красноярскому краю

Новые правила сдачи экзамена на водительские права в России: как они будут работать

С 1 апреля процедура меняется. И больше всего будет затронута практическая часть экзамена. Изначально планировалось, что постановление правительства, которое утвердило новые правила выдачи прав, вступит в силу 1 октября 2020 года, но из-за пандемии сроки сдвинулись до весны 2021-го.

Итак, что же изменится?

Вместо трех экзаменов останется два, появятся новые критерии оценки. Результат экзамена смогут аннулировать, равно как и выданное водительское удостоверение.

Также ожидаются и другие нововведения в процедуре получения документов. В этом выпуске «Советника» расскажем, как будут работать поправки в закон о безопасности дорожного движения и подзаконные акты по части приема экзаменов: к чему готовиться кандидатам в водители? Стоит ли ожидать более жестких требований к новичкам за рулем? Пойдет ли на пользу новая реформа? Вопросов много, ищем ответы.

Прощай, площадка!

Главное нововведение – отказ от одного из элементов экзамена в ГИБДД. А именно – от проверки первоначальных навыков водителя, которую в народе называли площадкой.

Теперь все умения кандидатов в водители будут проверять в реальных городских условиях. Таким образом, элементы площадки войдут в практический экзамен, где также будут проверять умение парковаться, двигаться задним ходом, трогаться в горку, только в реальных условиях.

Впрочем, площадка сохранится для мотоциклов и мопедов, потому что для них экзамена в городе не предусмотрено вовсе. А также для грузовиков и автобусов, потому что для проверки некоторых навыков в городе не найти такого свободного пространства.

Документ определяет и продолжительность экзаменов: практическая часть займет 30 минут, но не для всех. Тем, кто собирается ездить с прицепом, например, категории «Е» к «В», «С» или «D», а также подкатегории «С1», «D1», сидеть за рулем с инспектором под боком придется 40 минут.

Это связано с тем, что таким кандидатам добавят несколько особых упражнений: парковку для разгрузки-погрузки, сцепление-расцепление прицепа, а также прямолинейное движение задним ходом.

Акцент! Практический экзамен на мотоцикле и квадроцикле почти не изменился. Но пара упражнений на площадке были модернизированы. А именно – экзамен на подкатегорию «В1» (квадроциклы и трициклы) дополнен тестами на умение кандидата безопасно тормозить с разных скоростей, включая экстренное торможение, а также проверкой умения ездить прямо при движении задним ходом.

Повлияет ли отмена площадки в будущем на безопасность дорожного движения? Как показывает статистика, в основном аварии с начинающими водителями происходят не на парковках и не на въездах в гараж. Такие ДТП не несут угрозы жизни и здоровью граждан.

Большинство аварий с тяжелыми последствиями происходит из-за несоблюдения начинающими водителями очередности проезда перекрестков, непредоставления преимущества в движении при перестроении, несоблюдения требований знаков, неумения двигаться со скоростью потока, совершать обгон и т. п.

Именно на это и будут обращать внимание инспекторы во время приема практического экзамена. А насколько кандидат владеет навыками управления автомобилем, можно выявить только в условиях городского движения.

Маневры с умом

С 1 апреля водителей будут проверять на умение ездить с максимальной разрешенной скоростью. Эксперты уверены, что это очень важно. Ведь зачастую выпущенный на дорогу с правами водитель двигается слишком осторожно, буквально ползет, создавая помехи и аварийные ситуации.

Также у новичков протестируют навыки обгона и опережения. Напомним, что это не одно и то же. Обгон – это маневр с выездом на встречную полосу. Опережение – маневр, совершенный в части дороги, предназначенной для движения в одном направлении.

Акцент! Экзаменационные маршруты теперь будут представлять собой только перечень дорог и территорий, на которых проводятся практические экзамены. Таким образом, заранее экзаменационный маршрут известен не будет. Это тайна. Что исключит заучивание участка наизусть и натаскивание на него кандидатов в водители.

Пассажиры будут

Еще одно новшество: во время приема экзамена в автомобиле может находиться представитель автошколы, а также другие кандидаты, сдающие экзамен. Инспектор к этой машине отношения не имеет, поэтому не может (и не должен) отвечать за ее сохранность, а также за причинение ущерба третьим лицам. Точно так же, как и кандидат в водители.

Не пристегнулся – выходи

С перечнем ошибок и нарушений, за которые, как и прежде, предусматривается выставление штрафных баллов, можно ознакомиться в административном регламенте по приему экзаменов.

Ошибки и нарушения в нем разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. То есть, как и прежде, для оценки используется привычная система штрафных баллов.

Набрал пять – экзамен закончен, не сдал, выходи. Одно из новшеств свежего регламента – появление штрафного балла для тех, кто едет слишком медленно. А если при этом экзаменуемый создает помехи другим машинам, то это уже два штрафных балла.

Грубые ошибки, при совершении которых экзамен немедленно прекращается, вынесены в отдельный блок.

В грубые нарушения, из-за которых проверка тут же прекращается, а кандидат в водители отправляется доучиваться с оценкой «не сдал», добавлены непристегнутый ремень безопасности и пользование телефоном. Всего в перечне содержится 15 грубых нарушений.

Из него ушла такая ошибка, как невыполнение (игнорирование) задания экзаменатора. Как поясняют в Госавтоинспекции, очень часто при прекращении экзамена на этом основании кандидаты жалуются на то, что якобы не услышали задания. Поэтому в исправленной версии «игнорирование» задания перенесено в более легкие нарушения, которые оцениваются в 3 балла. То есть один раз не услышать экзаменатора кандидат в водители может.

Список грубых нарушений

Экзамен тут же прекращается, если кандидат в водители:

  • не пристегнул ремень безопасности
  • взялся за смартфон во время движения
  • действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения ДТП
  • допустил наезд на бордюр, препятствие
  • не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
  • не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество
  • выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления
  • проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
  • не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки, а также знаков особых предписаний, за исключением парковочных мест
  • пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)
  • нарушил правила выполнения обгона
  • нарушил правила выполнения поворота
  • нарушил правила выполнения разворота
  • нарушил правила движения задним ходом
  • нарушил правила проезда железнодорожных переездов
  • превысил установленную скорость движения
  • нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов
  • использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц
  • не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора
  • использовал передачи заднего хода три раза и более при демонстрации навыков

Пересдача

Уточнены сроки проведения повторных экзаменов, если кандидат не сдал с первого раза. Кандидату в водители, не сдавшему теорию, назначат следующую попытку не ранее чем через 7 дней, но и не позднее чем через 30 дней.

Не сдавшему теорию с третьей попытки повторный заход на экзамен назначат уже не ранее чем через месяц, но не позднее чем через три месяца. Не сдавшему практику с первого раза вторая попытка будет назначена не ранее чем через 7 дней, но не позднее чем через 60 дней. После провала третьего практического экзамена следующую попытку назначат не ранее чем через месяц, но и не позднее 3 месяцев.

Где учился, там сдавай

Обменять права с истекшим сроком годности или получить международные права, как и раньше, можно будет в любых подразделениях без территориальной привязки. Если, конечно, они этим занимаются.

А вот сдать экзамен на права, уехав далеко от автошколы, больше не получится. Согласно поправкам, держать экзамен можно будет только в том подразделении, куда автошкола (где кандидат проходил обучение) подала заявку: такая же схема работала раньше, но от нее отказались. Однако выяснилось, что это послабление негативно сказалось на подготовке водителей. Автошколы выпускали учеников, а те сдавали на права там, где им удобно, и не всегда успешно.

Отследить заведения, плохо обучившие водителей, в таком случае было трудно, особенно если человек уезжал сдавать в другой регион.

Процедура упрощена

Как подать заявление?

1 При непосредственном обращении в экзаменационное подразделение заявителю будет достаточно представить только комплект документов, а инспектор оформит, распечатает и передаст заявление на подпись. Таким образом, кандидату в водители больше не придется самостоятельно заполнять бумаги, а значит, и ошибаться, опечатываться или обращаться к конторам, сотрудники которых делали все то же самое, но за деньги.

2 Через Единый портал государственных услуг и многофункциональные центры. Чтобы сократить время оформления водительского удостоверения через многофункциональные центры, проектом регламента предусматривается возможность передачи заявления и отсканированных документов в электронном виде с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия.

Можно взять выписку

Вводится новая процедура: получение документа – выписки об успешной сдаче экзаменов. Такие выписки необходимы для трудоустройства водителем или для замены водительского удостоверения за границей. Выписка может быть предоставлена владельцу водительского удостоверения или его законному представителю.

Что с аннуляцией?

В проекте административного регламента указано, что признать результаты недействительными могут, если, например, были нарушены правила проведения экзамена. При аннулировании итогов кандидату в водители должны будут назначить новое место и время проведения экзамена. При этом для большей объективности рассмотрением жалоб и вынесением решений будет заниматься комиссия, состоящая как минимум из трех уполномоченных должностных лиц. В случае удовлетворения жалобы решение комиссии будет являться основанием для аннулирования результата проведенного экзамена.

Реформа продолжается

Вступающими в силу 1 апреля поправками реформа подготовки водителей не заканчивается. В настоящее время подготовлены поправки в закон о безопасности дорожного движения.

За руль с 17 лет?

Как уточняют эксперты приложения «Автопарк» «Российской газеты», сейчас обучаться управлять легковушкой или грузовиком можно с 16 лет. А сесть в качестве ученика за руль автобуса, троллейбуса или трамвая – с 20 лет. Поправка в закон допускает, что тот, кто сдал экзамены на право управления легковым авто, может получить права в 17 лет в том случае, если будет управлять автомобилем до 18 лет вместе с опытным сопровождающим. Условия такого управления и требования к сопровождающему будут установлены правительством.

На автобус – только с опытом

Также поправки в закон изменят порядок получения прав на управление автобусами. Получить их смогут только те, у кого есть стаж управления другими категориями: «В» или «С» или «С1», «D1». Единственное исключение – водители, которых готовят для службы в армии. До этого закона обучиться и получить права на автобусы мог любой желающий, даже если он вообще никаким транспортом до этого не управлял. Это при том, что ему предстоит возить пассажиров в большом количестве. Напомним, что допуск к управлению автобусами только при наличии стажа был еще в СССР. В Германии без опыта вождения легкового автомобиля также не открыть категорию «D». Категория «В» там базовая. Не имея ее, можно получить права только на мотоцикл.

Категории в порядке

Еще одна важная особенность поправок в закон – разрешение управлять составами транспортных средств низших категорий, если у водителя есть высшая. Например, если у водителя открыты категории «В», «С» и «Е» к «С», то он может управлять легковым автомобилем, грузовиком, а также грузовиком с прицепом. А управлять легковым автомобилем с тяжелым прицепом уже не может. Для этого ему надо пройти обучение и сдать на права категории «Е» к «В». Что было несколько странно. Поэтому и предлагается при получении категории «Е» к «С» разрешить управлять легковым автомобилем с прицепом, если открыта категория «В».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного