Трамвай станет другим В Красноярске появятся новые вагоны и маршруты  

Трамвай станет другим В Красноярске появятся новые вагоны и маршруты  
Фото Руслана Рыбакова

В ближайшие годы систему трамвайных путей Красноярска ожидает модернизация. В рамках концессионного соглашения правительства края и мэрии с компанией «МОВИСТА РЕГИОНЫ» планируется реконструировать пути, закупить новый подвижной состав, а также проложить рельсы по Октябрьскому мосту до микрорайона Солнечный. Обновленная трамвайная сеть станет частью рельсового скоростного транспортного комплекса города, базисом которого является строящееся метро.

 Концессия – это соглашение между государством и бизнесом, по которому частнику сдается в эксплуатацию участок земли или сооружений. В данном случае речь идет о части трамвайных путей. Красноярск стал одним из 10 пилотных участников федерального проекта по комплексной модернизации пассажирского электротранспорта. Помимо краевого центра в проекте, курируемом на уровне Правительства РФ, участвуют Курск, Липецк, Пермь, Ярославль, Краснодар, Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород. При этом в Курске, Липецке, Перми и Ярославле «МОВИСТА» уже начала работы.

Гендиректор компании «МОВИСТА РЕГИОНЫ» Александр Советников пояснил, что механизм концессии позволяет реализовывать масштабные проекты и существенно преображать инфраструктуру:

– В этом году будут активно идти проектные работы и начнутся строительные на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий». Модернизация путей здесь закончится в 2024 году, и начнется строительство новой ветки до Солнечного, которое планируется завершить к 2025 году. Движение откроется к концу 2025 года. К этому же году будет закуплен новый подвижной состав.

В целом соглашение рассчитано на 20 лет. Концессионер обязан реконструировать 16 километров путей на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», построить 30 километров новых путей до микрорайона Солнечный, реконструировать само депо и обеспечить его современной техникой для обслуживания вагонов.

Новая система путей потребует и модернизации энергетической инфраструктуры – будет реконструировано пять тяговых подстанций, построены четыре новых. Парк техники пополнится 50 двухсекционными низкопольными трамваями.

Главный инженер МП «Гортранс» Игорь Тихомиров отметил, что трамвайная инфраструктура давно требует обновления: износ подвижного состава на сегодня составляет более 70 %. Вагоны, отработавшие по три десятка лет, требуют повышенного внимания со стороны ремонтников и в большей степени подвержены поломкам. Зачастую физический износ ведет к серьезным последствиям. Так, в 2017 году в Красноярске сгорели два трамвая.

Почему концессии выгодны и удобны?

Согласно договору город будет выплачивать концессионеру плату концедента для возмещения понесенных затрат, однако большая часть платежей пойдет из вышестоящих бюджетов.

Возникает вопрос: а почему городским властям постепенно год за годом самостоятельно за счет бюджета не обновлять парк, строить новые пути? Ведь в 2021 году в Красноярск в рамках нацпроекта «Экология» прибыли 25 современных низкопольных «Львят», так почему бы не продолжать в том же духе?

Дело в том, что кардинальное преображение всей инфраструктуры требует вложения колоссальных средств, что станет огромной нагрузкой на бюджет. Новые расходы непременно повлияют как на долговую устойчивость бюджета, так и на возможности исполнения социальных обязательств. Даже сегодня, несмотря на обновление подвижного состава, в Красноярске по-прежнему много трамваев с высокой степенью износа.

Общий объем привлеченных инвестиций в проект должен составить более 23 млрд рублей. И механизм концессии подходит для получения финансирования извне без излишней нагрузки на бюджет. В соответствии с федеральным проектом 30 % объема капитальных затрат предоставляется в виде госсубсидии на безвозвратной основе. Остальные средства инвестор получает в виде займа на льготных условиях по процентной ставке, не превышающей 5,65 % годовых, из средств ФНБ и государственной корпорации ВЭБ.РФ.

Если бы город привлекал эти средства самостоятельно через кредиты в коммерческих банках, ставка составила бы 11 % в год.

Что будет с вагоновожатыми и кондукторами, если управлять трамваями будет частник?

 Сохранение коллектива предприятия, обслуживающего трамвайные маршруты, – это сегодня одна из задач в рамках реализации концессии.

Тем более что открытие новых линий даже потребует расширения штата. Также использование новых технологий потребует от нынешних специалистов новых квалификаций – для них организуют курсы по дополнительному обучению.

Александр Советников рассказал, что соглашением предусмотрена возможность взаимодействия концессионера и «Гортранса», для того чтобы трамвайные маршруты продолжали бесперебойно обслуживаться:

– «Гортранс» до 2025 года продолжает осуществлять перевозки в обычном режиме. После реконструкции начинаем совместную эксплуатацию инфраструктуры. В соглашении прописан механизм привлечения предприятия на перевозку. Это позволит не создавать дополнительные структуры.

Председатель первичной профсоюзной организации МП «Гортранс» Нина Михалева отметила, что сейчас на предприятии средняя заработная плата составляет чуть более 40 тысяч рублей и каждый год повышается. Кроме того, каждый сотрудник имеет полный социальный пакет:

– Важно, чтобы не было массовых сокращений, чтобы заработная плата по-прежнему увеличивалась каждый год и чтобы все социальные гарантии сохранились.

Отметим, что создание новой трамвайной инфраструктуры также не подразумевает закрытия или отмены автобусных маршрутов на правобережье. Целесообразность изменения маршрутной сети – прерогатива мэрии города.

Минуя пробки

 

Модернизация трамвайной сети – лишь начало масштабных изменений транспортной системы Красноярска. Скоростной трамвай и метро, строительство которого ведется при поддержке губернатора Красноярского края Александра Усса, станут частями единого рельсового скоростного транспортного комплекса города.

Трамваи не идут ни в какое сравнение с другими наземными видами общественного транспорта – так, оптимальная загрузка автобусной или троллейбусной линии составляет 3–4 тысячи пассажиров в час. У трамвая этот показатель составляет 7 тысяч пассажиров в час. К тому же скорость рельсового транспорта сопоставима со скоростью вагонов метрополитена, так как трамвай не стоит в пробках.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 мая 2024
День Победы – до и после
Предлагаем вам проверить свои знания по истории Великой Отечественной – ответить на несколько вопросов, связанных с окончанием войны и Днем
Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между