Трап для джентльменов

Почему в нашем классовом обществе бесклассовый транспорт

Трап для джентльменов Почему в нашем классовом обществе бесклассовый транспорт

Топ-менеджер Газпрома по фамилии Мукан и маститый столичный адвокат Куземин продолжили актуальную тему элитного мордобоя на воздушном транспорте.

Напомню, конфликт начался в римском аэропорту и завершился в нашем Шереметьево. На время полета конфликтующие, к счастью, взяли паузу. Разумеется, пресса тут же растиражировала драку. Было опубликовано фото побитой физиономии г-на Мукана и объяснения обеих сторон, повторяющие друг друга в зеркальном отражении: я тихо стою в очереди, а тут приходит этот, пьяный, начинает материться, я делаю замечание, не позорь, дескать, Родину, а он… И т. д., и т. п. Оба, кстати, согласны пройти проверку на детекторе лжи. Пусть проходят. Мне лично глубоко неинтересно, кто виноват. Так же как дежурные рассуждения о необходимости ужесточения чего-нибудь для пользы всех порядочных людей.

Меня интересует другой вопрос – почему в нашем явно классовом обществе до сих пор действует бесклассовый транспорт? Можно, конечно, возразить, что есть ВИП-залы и бизнес-классы. Наконец, есть личные самолеты и вагоны. Но последнее – для совсем уж немногих. А первое – это, простите, не социальные перегородки, а фиговые листки.

Джордж Оруэлл, описывая первые английские автомобили, отмечал, что они устроены по принципу кареты – возница на улице, – дабы пассажиры могли наслаждаться не только комфортом, но и осознанием классового превосходства. Первым конструкторам и в голову не могло прийти усадить джентльмена и шофера под одну крышу. Правда, потом все же пришлось усадить – машины становились более доступными, к тому же джентльменам самим понравилось рулить. Но на общественном транспорте классовые перегородки оставались могучими – «Титаник», надеюсь, все смотрели. Даже если мастеровой раздобыл бы денег на первый класс, в вагон или каюту с диванами и кистями его бы попросту не пустили. И еще бы проверили – банкноты не краденые ли?

Данные меры преследовали одну простую цель – чернь не должна видеть богатую элиту в ее обыденных, человеческих проявлениях. Непроспавшейся, в исподнем, с похмелья, и уж тем более когда элита ссорится с женами, таскает друг дружку за волосья и вообще гадко себя ведет. В противном случае чернь перестанет почитать элиту, чего доброго, сочтет ее по-человечески равной себе. И начнет – нет, не ненавидеть – презирать… В «стационарной» жизни тех и других разделяли ограды и швейцары у входа. Но корабль или поезд – это и есть собственно земля, только движущаяся. Поэтому приходилось тех и других расселять за непроницаемыми перегородками, раздельно кормить и обеспечивать удобствами. В определенном смысле это сохраняло классовый мир.

И теперь, когда узнаешь об очередном проявлении свинства на транспорте, которое демонстрируют самые богатые люди общества, капитаны бизнеса, эффективные менеджеры или как их там еще, думаешь: очень многое в нашей жизни не отлажено.

А ведь можно все сделать иначе. Социальный статус выяснять уже при покупке билетов и продавать соответственно. Изменить конструкцию самолетов, чтобы прочие не видели первого класса. Учредить отдельные входы и выходы в аэро- и ж.-д. вокзалах. Словом, сделать так, чтобы джентльмены как можно меньше, а желательно – нигде не пересекались с народом. (Или как в США, где еще 60 лет назад негры даже умывались отдельно от белых.) И тогда сцены с растопыриванием пальцев, звонками «своему менту», фразами «Я тебя на десять лет в крытку урою» постепенно отойдут в область великосветских сплетен. Исчезнут телефонные съемки на «Ютубе» и, самое главное, аналитика в прессе на тему «Кто первый начал».

Последняя – хуже всего. Она внушает мне совсем не инновационную мысль, что наша элита, вернее те, кто себя к ней причисляет, едва успев купить дорогой автомобиль или сколотить состояние, – редкостная сво… Во всяком случае, есть такое ощущение. Но оно ведь обманчивое – правда же, ребята?

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного