Здание торгово-развлекательного центра «Зимняя вишня» в Кемерово уже очищено от мусора, разобраны сгоревшие стены. Обследование покажет, в каком состоянии его конструкции. Но в любом случае ТРЦ снесут. И не только потому, что восстановлению это здание уже не подлежит. Слишком горяча боль утраты. Именно в «Зимней вишне» 25 марта заживо сгорели в огне 64 человека, в том числе 41 ребенок.
Пожар в «Зимней вишне» начался ближе к вечеру. На кадрах видеонаблюдения детский батутный центр, ребятишки спокойно играют с родителями. И вдруг в дальнем углу – столб пламени, который сразу же рассыпался искрами. Именно здесь, на четвертом этаже ТРЦ рядом с кинозалами, произошло возгорание. Что стало его причиной – покажет следствие. Кто-то говорит, что подросток случайно уронил зажигалку на поролоновое покрытие, следственный комитет склоняется к другой версии – неисправность электропроводки, короткое замыкание.
Огонь распространялся быстро. Сначала количество жертв оценивалось от четырех до 10 человек, но с каждым часом их число увеличивалось.
Невозможно без слез слушать истории кемеровчан, потерявших в огне целые семьи. Рассказ отца, у которого в пожаре сгорели три дочери. Мужчина буквально летел на четвертый этаж ТРЦ, чтобы открыть двери злосчастного кинотеатра, но был сбит с ног огнем, полз, теряя сознание и прикрывая нос мокрой тряпкой, выхваченной у уборщицы. Не успел. Или отчаяние бизнесмена, отправившего в кино жену с двумя детьми и младшей сестрой. Горе семей из областного поселка, потерявшего весь пятый класс.
Как постичь эту боль? Как пережить потерю? Как не сойти с ума родителям, которые пока даже трупы своих деток получить не могут, чтобы предать земле – ждут генетической экспертизы. Как не потерять надежду всем нам, как не заболеть страхом? Как вообще это могло случиться?
Мы скорбим вместе с Кемерово. Вся Сибирь, вся страна.
Сразу же после трагедии жители регионов России в голос заявили: такое может произойти не только в Кузбассе. «Зимняя вишня» появилась на карте Кемерово в 2013 году. Под торговый центр было переоборудовано здание кондитерской фабрики 1968 года постройки (сейчас говорят: вероятно, с нарушениями). Практически в каждом крупном населенном пункте страны можно найти такой же ТРЦ, расположившийся в приспособленном помещении. И гарантии, что завтра не произойдет пожар и не рухнет крыша в развлекательном центре где-нибудь на Сахалине или в Красноярском крае, нет.
В нашем регионе на учете Главного управления МЧС 59 торгово-развлекательных центров. Как говорит врио заместителя начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю по пожарной безопасности Андрей Хрулькевич, последние проверки этих заведений проводились шесть лет назад. Дело в том, что все торговые центры относятся к малому и среднему бизнесу, который с 1 января 2016 года ушел на «надзорные каникулы». Правительство постановило: никакие надзорные органы не имеют права донимать проверками предприятия с выручкой до 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек. В МЧС отмечают: могут только попросить бизнесменов соблюдать правила пожарной безопасности.
– Мы выработали системный подход к обеспечению пожарной безопасности на таких объектах, – пояснил Андрей Хрулькевич. – Проводим профилактическую работу: беседуем с руководителями и персоналом предприятия, отрабатываем эвакуацию людей в чрезвычайной ситуации.
– Новые торговые центры должны быть безопасны, – считает технический директор АО «Научно-технический прогресс» Михаил Сашко. – Проекты проходили государственную экспертизу. При приемке здания проверялись специалистами на предмет соответствия нормам пожарной безопасности. Гораздо сложнее дело обстоит с ТРЦ, расположенными в приспособленных помещениях.
По информации ГУ МЧС России, новенькие торговые и развлекательные комплексы строятся в основном в Красноярске (только в Ачинске недавно появился возведенный с нуля магазин «Лента»), в районах края все ТРЦ – это бывшие цеха предприятий.
– Меняется функциональное назначение здания, – поясняет заместитель начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю Алексей Богданов. – Но если выполнять все требования пожарной безопасности, которые предъявляются к реконструированным помещениям, проблем не будет. Другой вопрос – меняя функциональное назначение здания, многие не соблюдают нормы.
Не в проверках дело, считает Алексей Богданов, не они гарант нашей безопасности. Не нужно к каждому предпринимателю приставлять человека с дубиной. Бизнесмен по умолчанию должен соблюдать закон, обязательный для каждого гражданина России или юридического лица.
Замначальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю говорит: один из постулатов юриспруденции в нашей стране – презумпция добросовестности. Если существуют требования, считается – их будут исполнять. Подход государства правильный: установив «надзорные каникулы», дать возможность малому и среднему бизнесу развиваться без административного давления. Но в ответ общество желает получить добросовестного предпринимателя.