Вакуум шумит Когда деятелям искусства сказать нечего

Вакуум шумит Когда деятелям искусства сказать нечего

Прошло больше месяца после премьеры «Тангейзера» в новосибирской опере, и по всем циничным расчетам скандал должен заглохнуть – про погибшие корабли и самолеты забывают скорее…

Григоренко А Однако скандал живет, он по-прежнему в центре внимания просвещенной публики. Причины этой живучести для меня гораздо интереснее самого спектакля, который не видел, смотреть не желаю, но выскажусь – тем более что в этом я похож на большинство комментаторов.

Пока разворачивалось действо – премьера, суд и решение, митинги сторонников и противников, увольнение прежнего директора и приезд нового, снятие спектакля и возвращение спектакля, уголовное дело против нового директора и, наконец, бесконечные «за» и «против» по всей Руси великой, будто случилось нечто и вправду судьбоносное, – преследовало меня несколько наивных вопросов.

Вот первый. А вообще, часто ли столичная пресса (ведь все и всегда начинается с нее) пишет об обычных, не связанных со скандалом постановках провинциальных театров? Да никогда она не пишет – в Москве своих театров около двух сотен, а есть еще Питер, заграница, так что критикам работы и без провинции хватает. Последнее на моей памяти громкое напоминание о том, что «в регионах» (модное в столице название России) есть театр, было связано с тем, что Тверской ТЮЗ, предпринявший инсценировку «Вия», продемонстрировал зрителям голую Панночку. Так же, как нынче, взметнулся хор величественных басов в защиту нравственности и в опровержение безнравственности, с подпевкой о свободе творчества и опасности оной, но собственно о постановке ни слова не прозвучало, да и Панночка, честно говоря, была не совсем голая, а в какой-то прозрачной хламиде – лично проверял.

Другой вопрос. А часто ли работающие в провинции режиссеры, не прибегая к скандалу, так прошибают талантом театральный мир, что разом получают приглашение в Большой и Ленком? Да, таковые есть, но исключительно в собственных грезах – по большей части алкогольных, ибо по-трезвому об этом даже мечтать неприлично.

Так о чем вообще весь этот шум протяженностью в полтора месяца? Совершенно ясно, что не о театре. О свободе творчества? О религии и кощунстве? О государстве и возможности цензуры? Отчасти так, но это лишь оболочка.

На самом деле нет никакого спора, и даже не в скандале дело – это тот противоречащий физике и логике случай, когда шумит вакуум, скандирует немота.

Отчего сей феномен – с ходу определить трудно. По скромной моей догадке он возникает оттого, что класс профессиональных производителей «эстетических благ» не верит в собственную миссию и это неверие перешло критическую отметку. Миссия же заключается в простой вещи – у художника есть некая спасительная тайна, которую он должен открыть людям при помощи своего мастерства. Вот и все. А когда никакой тайны нет, формой существования становится скандал как таковой, разворачиваются дискуссии о «степени дозволенного», начинается борьба за мат, хотя, подозреваю, самим борцам и матом-то сказать нечего. Перечисленное расфасовывается, упаковывается и транспортируется в народ вместо собственно искусства. Миссия вроде как выполнена. Дежурная ссылка «так везде», и что в родной Германии «Тангейзера» вообще в чем мать родила исполняют, или вместо грота Венеры переносят действие в концлагерь и к занавесу театр облеплен скорыми – не оправдание, а лишь подтверждение, что вакуум шумит и немые скандируют не только у нас.

Когда никакой тайны нет и сказать нечего – массово чахнет само мастерство, и каким-то нереальным, навсегда улетевшим от нас космическим обломком кажется игра мхатовских стариков (изредка показывают по «культурному» каналу – всем на изумление, что так умели когда-то), да и рядовых «звезд» советской поры. А также проза Платонова, комедии Гайдая и Рязанова, трагедии Козинцева – согласные со мной могут продолжить – и движется все к тому, что будет по словам Репина о юных авангардистах: «Лошадку нарисовать не умеют».

Да и сама по себе профессия потихоньку уходит на задний план: гонорар Ксении Собчак, исполняющей главную (!) роль в гоголевской «Женитьбе» (постановка государственного «Театра наций») ощутимо превышает гонорары большинства профессиональных актеров, занятых в спектакле. Остается лишь дождаться того дня, когда в том же амплуа и с тем же контрактом выступит ее собачка. (Если, конечно, она есть. Впрочем, таких Ксений и собачек в Москве полно – потому и вариантов море.)

Конечно, могут возразить, что «не надо так обобщать», «я вот недавно был потрясен», и «у нас еще встречается высокое искусство»… Ну да, именно «встречается».

Фото: vk.com/operansk

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное