Красноярскому музыкальному театру в этом феврале исполняется 60 лет. Сейчас без него мы не можем себе представить театральную карту края, однако судьба этого культурного учреждения не так проста. День рождения театр мог бы праздновать и в 1931-м, и в 1944-м, но впервые открыл свои двери для зрителей только в 1959-м. Какой путь он прошел от спектаклей в ДК железнодорожников до номинаций на «Золотую маску»?
Буржуазная оперетта
Это театр особого жанра, легкого, энергичного, театр жизнелюбов и оптимистов. Он не претендует ни на серьезность драмы, ни на монументальность оперы, а потому, пожалуй, так любим зрителями, особенно когда время непростое. Первая попытка открыть такой театр в нашем городе состоялась в 1931 году. Но тогда этого не случилось по идеологическим мотивам: оперетту и музыкальную комедию признали буржуазными жанрами.
В военное время в Красноярск были эвакуированы артисты ансамбля оперетты Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, в ноябре 1944-го они поставили «Марицу» и даже успели съездить на гастроли в Барнаул. Но после окончания войны артисты разъехались, и наш город опять остался без музыкальной комедии.
Третья попытка была подготовлена очень серьезно: из разных городов Советского Союза пригласили опытных артистов и режиссеров. Театр поселился в здании Дома культуры железнодорожников. На тот момент это был самый просторный зрительный зал в крае – на тысячу мест.
20 февраля 1959 года Красноярский краевой театр музыкальной комедии впервые принял своих зрителей, в тот вечер давали комедию И. Дунаевского «Вольный ветер», премьера была встречена красноярцами очень тепло.
Первый мюзикл в Союзе
Наш театр очень хорошо знали не только в крае: уже в 1961 году, всего через два сезона после открытия, он активно гастролировал по городам Советского Союза: Алма-Ата, Ташкент, Ашхабад, Таллин, Казань, Уфа, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Пермь, Тюмень, Архангельск, Чита, Улан-Удэ, Днепропетровск, Херсон, Владивосток, Ярославль… Везде с аншлагами. Труппа всегда пополнялась молодыми артистами: появлялись новые голоса из Одесской, Львовской, Харьковской и Московской консерваторий.
Говорят, театр в это время так любили, что очередь за билетами на спектакли выстраивалась с самого утра и тянулась от кассы театра до улицы Робеспьера. В репертуаре тогда были в основном оперетты: «Сильва» Имре Кальмана, «Цыганская любовь» Франца Легара, «Цветок Миссисипи» Джерома Керна и многие другие.
В 1965 году театр первым в РСФСР поставил мюзикл – бродвейскую «Мою прекрасную леди» Фредерика Лоу. Правда, до перестройки она значилась в репертуаре как «оперетта». Специально для нашего театра были написаны оперетты «Обручальные кольца» Ю. Милютина, «Снежное ревю» С. Пожлакова, «Сибирячка» Г. Дехтерева.
Но труппу ждали новые испытания: в 1981-м здание было закрыто на реконструкцию, и коллектив был вынужден переехать во Дворец культуры «Комбайностроитель». В обновленное здание театр вернулся только в 1993 году.
Не только комедия
Новый виток развития начался в 2000-х, до этого, в 90-х, как вспоминает директор театра Наталья Русанова, театр начал стремительно терять своего зрителя.
– Мы понимали, что труппу надо обновлять, приглашать молодежь. И для меня как руководителя это было приоритетной задачей, – вспоминает Наталья Ивановна. – На открытие нового сезона мы создали концерт силами молодых артистов. Они сами писали сценарий, много репетировали. И смогли удивить зрителей, обратить на себя внимание. Можно сказать, что в театре началась новая эпоха. Мы ставили много спектаклей с упором на молодежь.
В это время в репертуаре кроме классических оперетт появились балеты «Эсмеральда» и «Бахчисарайский фонтан», рок-оперы, водевили и многие другие жанры. Поэтому театр уже не мог называться музкомедией, и 1 июля 2008 года он был переименован в Красноярский музыкальный театр.
Знаковыми для Красноярска постановками стали мюзиклы «Казанова» и «Голубая камея», «Инкогнито из Петербурга», рок-опера «Юнона и Авось», лайт-опера «Мертвые души» и мюзикл «Винил», номинированный в этом году на премию «Золотая маска» сразу в шести номинациях.
– Впервые наш режиссер Николай Покотыло предложил мне поставить этот спектакль года три-четыре назад, – рассказывает Наталья Русанова. – Он прислал либретто, тогда оно показалось мне немного не в формате нашего театра.
Но однажды мы сели с ним в этом кабинете, и Николай объяснил, как он видит этот спектакль. Решили попробовать, потому что театр уже был готов к этой постановке. Труппа обновилась, появилось много хороших молодых голосов. Вот и случился «Винил». Зрителя не обманешь. Когда сидишь в зале, со сцены энергетика совсем другая идет: сумасшедшая. И актеров же остановить невозможно. А в театре это самое главное.
«Винил» в сентябре открыл юбилейный театральный сезон, в котором уже случились бенефисы оркестра, балета, хора… Постановки были настолько успешны, что повторялись уже несколько раз и остаются в репертуарном плане.
2019-й также начался с премьеры: Юрий Цехановский поставил спектакль по произведениям Есенина «Мне осталась одна забава». В конце сезона заявлена еще одна премьера – так любимая зрителями «Ханума».
А свой день рождения театр отметит юбилейным концертом, который состоится 20 и 22 февраля. Сразу после него бóльшая часть труппы – 120 человек – полетит в Москву, где 26 февраля на сцене академического театра им. Моссовета будет показан наш «Винил». И очень хочется верить, что в свой юбилейный сезон Красноярский музыкальный театр поздравит себя «Золотой маской».
Спецпроект НКК
Для информационной поддержки деятельности театров муниципальных образований Красноярского края газета НКК совместно с ПАО «Полюс» реализует спецпроект «Сцена и ценности».
Традиционно одна из значимых тем проекта – театральный конкурс «Полюс. Золотой сезон».