Вкус настоящих сливок

Репортаж из молочного цеха

Вкус настоящих сливок Репортаж из молочного цеха
У сливок три пути: в чистом виде – в магазины; на сметану; на масло. 35-процентные сливки – единственный компонент этого масла!

Хорошо живем: цельное натуральное молоко и все, что из него делается, в Сибири лежит на прилавках обычных супермаркетов. Продукцию прямо «от коровы» производят у нас в крае десятки хозяйств, фермеры, частники. А в сельскохозяйственной сибирской глубинке другого молока и не водится. Суррогаты здесь никто не купит, людей, знающих толк в молоке, не обманешь…

Об этом мы беседуем с начальником молочного цеха ОПХ «Курагинское» Андреем Дремлюговым свежим летним утром по дороге на ферму. В цехе производят сливки, масло, творог и сметану из цельного молока.

Опытно-промышленное хозяйство «Курагинское» – филиал Красноярского научного центра СО РАН. Специализируется на элитном семеноводстве. Совместно с учеными аграрии выращивают и испытывают на своих полях новые высокоурожайные сорта зерновых, занимаются их районированием, добиваются в этом деле больших успехов.

Разведение крупного рогатого скота, в том числе племенного, – еще одна сфера деятельности хозяйства. Здесь есть дойное стадо в 700 голов.

Андрей Владимирович ведет машину и рассказывает о себе.

Сам он местный. Инженер, окончил Красноярский политех, некоторое время жил и работал в Санкт-Петербурге.

 Сижу там как-то в салоне, стригусь, разговариваю с девушкой-парикмахером. Выяснилось, что по образованию она технолог молочного производства. Но по специальности отработала всего полгода, на заводе где-то под Питером. Больше, говорит, не выдержала. Насмотрелась, из какой гадости делается там «молочная» продукция. Не смогла дальше обманывать людей, ушла… Это было в 2017 году. Меня это так удивило, я же сибиряк, вырос на настоящем молоке, родители всегда держали хозяйство. И я подумал: надо начинать кормить людей здоровой, натуральной пищей. Заинтересовался темой бездрожжевого хлеба. Потом мы вернулись с семьей в Курагино. И когда директор хозяйства предложил возглавить цех, который еще строился, я решил: это мое. Считаю, человек должен своим трудом приносить радость окружающим. Мне приятно видеть счастливых, улыбающихся детей, которые пьют наше вкусное молоко. У самого четверо – три дочери и сын. Молоко им подавай утром, в обед и вечером! Растут здоровыми, – улыбается Андрей Владимирович.

На ферме как раз заканчивалась утренняя дойка. Рядом с коровником стоял небольшой грузовичок с цистерной, которая уже под завязку была наполнена парным молоком.

Ферма в хозяйстве еще советской постройки, коровники без особых изысков. Но отремонтированные, чистые, добротные. Внутри и вокруг порядок. Коровы сытые, ухоженные.

Грузовичок отправился в цех, который в нескольких сотнях метров от фермы, и стал под выгрузку.

Сам цех – это быстросборное здание примерно 20 на 15 метров. Работают здесь 10 человек. На входе мне предлагают надеть бахилы и шапочку, одноразовый халат.

 

Внутри – множество трубопроводов и сверкающих емкостей разных размеров. Все из нержавейки. Мигают светодиоды и дисплеи на пультах электронного управления.

Чистота здесь возведена в религию. Кафельный пол и емкости постоянно моют и драют щетками, обрабатывают дезрастворами, полощут и снова моют, моют…Чуть ли не до хирургической стерильности.

Мастер Дмитрий Якимов осматривает оборудование перед тем, как запустить в него молоко. Проверяет затяжку фланцев, вентили, прокладки…

 

Пройдя через фильтр и охладитель, молоко поступает в небольшую емкость, где бурлит и пенится. Из нее – на сепаратор. Эта машина гудит как самолет и выдает 15 тысяч оборотов в минуту. Она разделяет молоко на сливки и обрат. Сливки стекают в подставленные фляги. Обрат накапливается в большой емкости.

Потом из него делают нежирный творог и сыворотку. А сливки отправляются на пастеризацию. Затем у них три пути: первый – по баночкам и в магазины; второй – на сметану; третий – на масло. Заметьте, чистейшие 35-процентные сливки – единственный компонент этого масла!

Часть молока пастеризуется, и его фасуют в полиэтиленовые пакеты. Это именно то самое, утренней дойки, в натуральном виде. Жирностью 3,8 процента, без всякой «нормализации». Зимой еще жирнее.

Пробую свежие сливки прямо из-под сепаратора. Божественный вкус. Хочется в этом цехе поселиться и жить.

По словам технолога Екатерины Бутенко, скоро здесь будут делать еще и живой йогурт без добавок. Пусть потребитель сам кладет в него что пожелает – ягоды, варенье.

Спрашиваю начальника цеха, как отразились санкции на производстве.

 Да никак, – отвечает он. – Работали на итальянских заквасках, сейчас перешли на российские. Оказалось, что наши – качественнее. Меньше брака, лучше выход, творог вкуснее, люди стали охотнее его покупать. Если раньше в неделю мы отгружали примерно сто килограммов творога, то сейчас – пятьсот.

Научный подход

 Секрет вкусного молока в том, чем мы кормим своих коров и как их содержим, – объясняет директор ОПХ «Курагинское» Владимир Вагнер. – Часть стада находится у нас на стойловом содержании. Хотим перевести все. Это прогрессивно и высокопродуктивно: корове не нужно тратить энергию на дорогу до выпасов и обратно, ее не мучает овод. Гуляет она в прогулочном дворике, целый день ест силос и сенаж, мы ей предлагаем научно сбалансированный рацион, позволяющий получать молоко высочайшего качества. Она ест такой «микс», в составе которого до десяти компонентов – овес, люцерна, донник, кукуруза, жмыхи, комбикорма (производим их сами), витамины. Это лучше, чем монокорм, который не может удовлетворить всех потребностей животного. Причем состав корма подбираем, делая биохимический анализ крови коров. Если каких-то микроэлементов не хватает – добавляем их в рацион. Результат налицо: коровы, которые пасутся, дают у нас в среднем 15–16 литров молока в сутки. Те, что на стойловом содержании, – 29! И это не предел.

Спрашиваю Владимира Викторовича, с какими трудностями сталкивается хозяйство.

 Мы относимся к государственной науке, поэтому, к сожалению, не получаем, как другие аграрии, прямых государственных субсидий на производство молока. Это бы очень нас поддержало. Можем только претендовать на гранты. Именно благодаря гранту мы и открыли этот цех в 2018 году.

Всего хозяйство производит 11 тонн молока в сутки. Большая часть отправляется в Минусинск, а в цехе перерабатывается до двух тонн ежедневно.

По словам директора, можно перерабатывать до пяти тонн, мощности позволяют. Пока продукция продается в Курагинском и соседних районах.

 Собираемся расширяться, наращивать производство. Купили еще сотню нетелей, увеличиваем стадо. Будем работать в две смены, планируем выйти на красноярский рынок.

Фото автора

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи