Временщики в тайге

Временщики в тайге

В июне 2016 года в газете НКК был опубликован мой материал «Кто в ответе за тайгу?». В нем шла речь о безобразной ситуации на лесосеке, что находится недалеко от деревни Малиногорка Козульского района.

Прошло четыре года. Что изменилось?

Все по-старому

О нарушениях, которые я случайно обнаружил в козульской тайге весной 2016 года, сразу сообщил в краевое министерство природных ресурсов и экологии. Через несколько дней вместе с сотрудниками ведомства и представителем Козульского лесничества съездил на место и показал им вырубки.

Тайга после того, как там поработали лесозаготовители, была захламлена и загажена – повсюду остались следы деятельности техники и лесорубов. Древесину получше они вывезли, а «некондиционные» бревна, верхушки, сучья, обрезки здесь же и бросили. Они лежали, высыхали, и не дай бог какая искра – горело бы все это долго и весело.

Природоохрана зафиксировала этот факт, ее сотрудники все обмерили, возмутились, сказали, что лица, которые вели здесь заготовку леса, известны, заверили, что в их отношении будут составлены протоколы за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Мне объяснили: после окончания срока действия договора о лесозаготовках лесничество должно принять лесосеку – вычищенную и приведенную в порядок. Если там лежат порубочные остатки, древесина не вывезена, то с виновных взыскивается ущерб в размере пятикратной стоимости работ, связанных с очисткой лесосеки. Она бывает разная – от 6 до 15 тыс. руб. за гектар.

И такие протоколы по всему краю составляются сотнями, в бюджет поступают миллионы рублей штрафов, природоохрана не зря ест свой хлеб.

Обо всем этом я и написал в материале.

А недавно, в первых числах мая, снова побывал в том месте. Или примерно в том, точных географических координат я не записал. Но направление это сотрудникам Козульского лесничества хорошо знакомо, мы там вместе были.

Участки, о которых идет речь, находятся буквально в нескольких километрах от их конторы. Сразу за деревней Малиногорка, у края тайги, стоит хорошо приметная старая геодезическая вышка. Вот прямо от нее идет лесовозная дорога. Если пройти по ней пару километров и свернуть направо, можно увидеть картину, которую я запечатлел на смартфон.

Не знаю, как сейчас дела на том участке, о котором писал четыре года назад, я его или не нашел, или не узнал, но рядом с ним появились новые! И площадь их значительно больше.

Навскидку пара десятков гектаров – это сколько глаз видит. Дальше не ходил, ноги можно сломать, такой там бардак. И на этой территории все то же самое: многочисленные пни, а вокруг них – невывезенный хлам. Верхушки, сучья, бревна, ветровал – тайгу-то проредили, она вся в залысинах, ветер теперь гуляет беспрепятственно, и валить старые одиночные деревья ему уже ничего не мешает.

По всем приметам, лесозаготовители работали здесь минувшей зимой или год назад. А через три года истекает срок давности за такие нарушения. Удобно.

Встретил косулю. Заметив меня, она заметалась среди гор древесного хлама, прыгать по этой свалке ей было нелегко.

На месте вырубок, где была красивая вековая тайга, уже буйно прет сорная растительность – тальник, смородинник, молодой осинник. После тяжелой техники остались глубокие колеи, заполненные водой.

Через пару лет покроется эта свалка зеленью и подростом – и шито-крыто, никаких нарушений не видно. А брошенные порубочные остатки будут лежать и гнить. Или сгорят, не дай бог. В любом случае тайга, которая здесь была, появится уже не скоро, для этого должно пройти лет сто, не меньше.

Приберитесь за собой

Только не подумайте, что я против лесозаготовок в принципе. Нет. Лес – самый возобновляемый из всех природных ресурсов, в отличие от нефти или угля, которые если выкопал, больше они не появятся. А лес, если грамотно им пользоваться, рубить можно веками, практически без ущерба для природы.

Но это, я подчеркиваю, если грамотно: зимой на каком-то участке деревья вырубили, тайгу зачистили, весной нарезали борозды и посадили в них саженцы новых деревьев. На следующий год начинаем рубить деревья на другом участке, который был засажен сто лет назад… И так – по кругу, до бесконечности. Это в идеале.

А то, что я увидел, – просто варварское истребление леса. Хотя не знаю, может, там запланирована очистка и лесовосстановительные работы? А когда? Как начнутся, пригласите и меня, тоже хочу воткнуть в землю десяток саженцев.

Понимаю, кто-то хмыкнет: тоже мне, нашел нарушения, два-три десятка гектаров вырубленного леса и сотня кубов невывезенного хлама – это не те масштабы…

Я уверен: разговоры о том, что на «мелочи» можно закрыть глаза, – это разговоры в пользу тех, кто считает, что украсть на току мешок зерна – не преступление, ведь «начальство вагонами ворует».

Тут дело еще вот в чем. То, что вы видите на снимках, происходит не где-нибудь в глуши, на далеких северах, куда можно только вертолетом долететь, а в населенном районе, на глазах людей, в сотне километров от столицы края.

И безнаказанные действия таких лесозаготовителей совершенно не укрепляют авторитет власти – ни местной, которая «не видит» и «не в курсе», ни краевой, которая ведет сейчас грамотную и взвешенную политику лесопользования, борется с пожарами, с хищническим истреблением леса – причем серьезно, в крупных масштабах.

А тут, под боком, в Козульском районе, кто-то ставит ей палки в колеса, подрывая авторитет и губернатора, и президента: смотрите, что хотим, то и творим, никакая власть нам не указ.

Вы не знаете этих людей, Евгений Александрович Протасов, и. о. прокурора Козульского района, и Юрий Николаевич Харин, директор районного лесничества? Поделитесь с нами – кто они?

Есть еще и нравственная сторона вопроса. Извините, я понимаю, что нравственность – слово нынче непопулярное. Сейчас модно быть богатым, а для этого все средства хороши.

Но все же.

Вы детям-то своим что оставите, граждане лесорубы? Задумывались об этом, когда уходили с лесосеки, загадив тайгу?

Заходишь в лес после того, как вы там порезвились, – цензурных слов не хватает, всех хочется порвать, попадитесь только под руку. Это ведь не китайцы лес рубили, не заезжие гастарбайтеры, а вы, местные, на своей земле.

Чего же вы ведете себя на ней как временщики? Тоже, наверное, попарившись в баньке после трудового дня, ругаете власть и правительство на чем свет стоит, спрашиваете, когда в России начнет что-то меняться?

Ну так приберитесь для начала за собой, в своем собственном доме, а потом и о политике порассуждаем.

Фото автора

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за