Сегодня с помощью опытных автовладельцев и экспертов мы попытаемся заполнить лакуны автошкольного обучения и дать практические советы начинающим водителям.
В позиции 22:20
Директор автосервиса «ТТС» Андрей Пузаков считает, что грамотно составленный маршрут поездки способен уберечь «новорожденного» водителя от многих бед:
Перед тем как сесть в машину, совершите мысленное путешествие до пункта назначения, желательно даже несколькими дорогами, ведь где-то может быть затор или ремонт трассы. Посмотрите на карту, запомните, куда можно свернуть в случае чего.
Автоинструкторы советуют освоить сначала один маршрут, а географию передвижения расширять постепенно. На первых порах лучше избегать сложных перекрестков и дорог с интенсивным движением. Метод «выкинуть с лодки на глубине, и он сам поплывет» в данном случае не работает.
Итак, маршрут составлен, пора и за руль. Как правильно за него сесть – этому в автошколах тоже не учат. А зря. Новичок руководствуется логикой «высоко сижу – далеко гляжу» и поднимает спинку сиденья до максимума, приближаясь к рулю так, что тот упирается в живот. Неправильная посадка за рулем приводит к снижению управляемости машины – сложно вывернуть резко руль, если он упирается в колени. Простой тест: ваше положение за рулем верно, если вы видите край переднего крыла со стороны попутчика.
А вот про то, что руль нужно держать двумя руками в позиции 22:20, в автошколе обычно рассказывают, но ведь так здорово управлять авто всего лишь одной рукой, изящно откинувшись на спинку кресла и выставив непринужденно локоток в окно… Жаль только, что при таком вождении начисто теряется обратная связь с колесами и даже небольшой камешек может вырвать руль из рук.
Вместе с потоком
– В безаварийном вождении 30 % – это правильное движение и правильное владение органами управления машины, а 70 % – это движение в потоке и способность прогнозировать дорожную ситуацию и реагировать на нее, – уверен водитель с 50-летним стажем, бывший автоинструктор Александр Николаев. – Но, к сожалению, в автошколах уделяют мало времени тому, чтобы научить водителя двигаться в потоке, главная задача инструктора – натаскать курсанта, чтобы он экзамен сдал. Новичкам советую не пренебрегать правилами дорожного «общежития»: ехать со скоростью потока, даже если это 100 км/ч. Боитесь? Тогда съезжайте в крайний правый ряд или максимально приближайтесь к обочине. Поймите, если все едут 100, а вы 40, то именно вы создаете аварийную ситуацию.
– И ни в коем случае не тормозите, входя в поворот, – предупреждает новичков водитель со стажем. – Точно так же, как и резкое ускорение, это грозит заносом. Прекратить занос можно плавной траекторией движения и плавным же нажатием на газ. Хочу предостеречь водителей: не выворачивайте колеса влево, если стоите на левый поворот. Если вдруг вас толкнут, окажетесь на встречке. Пешеход на дороге – это всегда опасность. Особенно в пробке. Люди думают – машины все равно стоят, я и перейду. Неожиданно затор продвигается вперед, и вот уже вы «поймали» на свой капот пешехода. Поэтому в пробке нужно быть особенно внимательными.
Особой осторожности требует и езда по гравийке. Кажется, вот оно – счастье для начинающего водителя: пустая дорога, свободные повороты и подъемы, катись не хочу. И мало кто знает, что коварная щебенка способна опрокинуть автомобиль, особенно влажная – после дождя. Скорость 55 км/ч – предельная для гравийного покрытия, при большей колеса начинают терять сцепление с дорогой.
И напоследок главный совет чайникам от бывалых: не стоит думать, что три месяца за рулем и помятый бампер делают вас опытным водителем. Чем дольше вы будете испытывать трепет неофита перед дорогой, тем безопаснее будет ваш стиль вождения. По утверждениям экспертов, в аварийные ситуации намного чаще попадают самоуверенные водители с солидным стажем, чем новички.
– «Молодые», со стажем вождения до двух-трех лет, боятся дороги, помнят знаки и ведут себя осторожно, – говорит Владимир Черепанов. – «Старички» чувствуют себя асами и полагают, что выйдут из любой ситуации, а потому зачастую беспредельничают. Я всем советую периодически вспоминать себя – «чайника» за рулем, помогает отрезвить восприятие дорожной ситуации.
Владимир ЧЕРЕПАНОВ
заместитель председателя по образовательной деятельности и безопасности дорожного движения краевого отделения ВОА
– Есть факторы, которые очень сильно влияют на безопасность движения, но совершенно не зависят от мастерства и опыта водителя. В первую очередь – это неудовлетворительное состояние дорог. Выбоины, открытые колодцы, отсутствующие знаки… При средней скорости движения в городе 60 км/ч успеть затормозить перед ямой практически невозможно. Именно дорожные условия становятся наиболее частой причиной ДТП. При этом и полный привод, и система ABS обеспечат всего лишь 10 % вашей безопасности.
Еще один фактор – это техническое состояние автомобиля. Если сравнивать критерии активной (предупреждающей ДТП) и пассивной (смягчение последствий аварий) безопасности, наши российские машины почти в пять раз опаснее иномарок… А теперь представьте: вы садитесь в отечественное авто и едете по российским дорогам с огромной плотностью движения и неуравновешенными водителями. Вероятность того, что вы попадете в ДТП, достигает 99 %!
В нынешних дорожных условиях от вождения мы получаем больше проблем, чем удовольствия. В крупных городах – и в Красноярске в том числе – все идет к тому, что населению просто невыгодно будет иметь машину. Создаются перехватывающие парковки, целые улицы становятся пешеходными зонами. Пешеходная доступность объекта сегодня определена расстоянием в 800 метров. То есть мы приехали куда-то, поставили машину на стоянку и еще километр идем пешком. Зачем в таком случае нам машина? Думаю, что через какое-то время по городу будут передвигаться только машины спецслужб и людей с особым статусом.
Автоновости
Налог на роскошь в действии
Минпромторг опубликовал долгожданный список моделей автомобилей, владельцы которых должны будут платить повышенный транспортный сбор. Сумма его будет складываться из транспортного налога, умноженного на коэффициент от 1,1 до 3 (в зависимости от года выпуска и стоимости ТС). В список попали машины таких премиальных марок, как Mercedes-Benz, Bentley, Bugatti Ferrari, Lexus и другие. Для авто стоимостью от 3 до 5 млн рублей коэфициент транспортного налога составит полтора, а владельцы машин ценой свыше 15 млн рублей будут платить утроенный транспортный налог в течение 20 лет. Минпромторг будет дважды в год запрашивать у автопроизводителей цены на машины; если авто было куплено за рубежом и ввезено в страну самостоятельно, то его базовую стоимость будет определять Федеральная налоговая служба.