Профессор Московской духовной академии, писатель, ученый, автор официального учебника «Основы православной культуры». А еще блогер и автор высказываний о том, что книги о Гарри Поттере носят миссионерский характер. Названия лекций, с которыми Андрей Кураев выступал перед Красноярском, не менее парадоксальны: «Почему эльфы не строили храмы» и «Православие и переселение душ».
И на пресс-конференции с красноярскими журналистами его высказывания – простые и ясные по форме – также были неоднозначны и подталкивали к раздумьям о непростых вещах.
Скандал с Pussy Riots
– Ситуация уже слишком сложная, чтобы прокомментировать ее одним словом. Когда начинается пожар, то его можно погасить быстро. Но когда огнем охвачен весь дом, то нужно звать пожарную команду и принимать серьезные меры. Я убежден, если бы тогда, в храме Христа Спасителя, нашелся батюшка, не похожий на меня – худенький, с седой бородой, с добрыми глазами, – и если бы он подошел к этим феминисткам и сказал: «Доченьки, что же вы делаете?», обнял бы их и позвал чай пить, – возможно, история российской Церкви стала бы другой. Я, как религиозный человек, убежден – есть место для чуда. Один взгляд святого человека – это больше, чем сто лекций Кураева. Но, к сожалению, такого священника не нашлось, и пожар занялся.
На втором этапе развития этой истории произошло, пожалуй, гораздо более страшное, чем было в храме. Ведь там, в церкви, была пантомима. Текст на видеозапись наложили позже, в студии. Это уже признано. И если начнется гласный и честный судебный процесс, будет не так уж легко доказать вину. Понимаете, они не могли пройти через охрану с гитарами, с усилителями. Они пришли обычно одетые – в юбочках, в пальтишках. А потом быстро с себя все скинули, надели чулки на голову. Немного покривлялись перед заранее подготовленными журналистами. Их коллеги на полученное видео наложили аудиоряд. Это сложный технический продукт. А в самом храме – ну да, кривлялись. Но не более того.
Волна ненависти, прокатившаяся по Интернету
– Одно дело – произошедшее в храме Христа Спасителя. А другое дело – то, что произошло потом. Волна невероятной агрессии, прокатившаяся по православно ориентированной части Интернета, – большей компрометации Церкви быть не могло. Народ готов простить пьяного батюшку, гулящего. Батюшку на «мерседесе» даже готов простить. Но злой батюшка – это однозначно плохо. «Злой христианин» – это такой же оксюморон, как «горячий снег». Мегатонны злобы и ненависти были выброшены в Интернет. Причем не под какими-то анонимными никами – тогда можно было бы предположить, что это тщательно спланированная кампания. Нет, здесь в ряде случаев выступили известные люди, такие как, например, Александр Дугин. И они вслух делятся мечтами, как хорошо было бы сжечь этих ведьм на костре. При этом на дворе XXI век.
Для меня беда как раз в этой волне ненависти. Потому что одно дело – осквернение каменного храма. А другое дело – осквернение телесного храма. Есть слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет уста человека, а то, что исходит из уст». И, конечно, язык ненависти прежде всего оскверняет уста человека. И в этот Великий пост имело место такое массовое осквернение православных церквей. И уже в этом эти девушки не виноваты. Это вина каждого из хулителей.
По какому Завету живет Церковь
– Есть еще одна вещь, лично для меня серьезная и болезненная. К 50-му году своей жизни я понял, что мое мировоззрение не оформилось. И я не могу понять сейчас: это проблема моя личная или это проблема всей Церкви? Возможно, за 20 веков своего исторического бытия Церковь так и не смогла сформировать внятный ответ на важный вопрос. Вот каковы условия задачи. За эти века стало понятно: христианство не всесильно. Мы, к сожалению, не можем евангелизировать светскую жизнь. Государство, похоже, навсегда останется в мире Ветхого Завета. Оно не может отступить от принципа «око за око, зуб за зуб», не может обойтись без полиции, армии, понуждения, насилия, судов. И как горько сказал Трубецкой в начале XX столетия, «задача государства не в том, чтобы построить царство Божие на земле, а в том, чтобы не допустить преждевременного наступления ада».
Отдельные люди – это сонм наших святых – могут буквально жить по Нагорной проповеди и быть настоящими христианами. Но когда речь идет не об отдельных людях и не о сообществе людей, объединенных случайностью проживания на общей территории по факту рождения, а о сообществе верующих христиан, может ли Церковь себе позволить жить по Нагорной проповеди? Или церковь должна брать пример не с Серафима Саровского, а с государственной полиции? Вот в чем для меня вопрос.
Нужно ли простить феминисток
– Говорят, если их отпустить без покаяния, то они снова все повторят. В этой позиции есть историческая и психологическая правда. Меня пугает, что она, эта правда, настолько очевидна, что под ней подпишется и атеист, и коммунист, и мусульманин. Ничего специфически христианского в этой позиции нет.
Сейчас некоторые батюшки делают вид, что никогда не читали Евангелия. Они говорят: нельзя простить тех, кто не кается. Здравствуйте, приехали! А разве палачи просили прощения у Христа, распиная его? А он молился: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Отцы, дорогие, я понимаю ваш праведный гнев или должностной раж. Но Евангелие-то не стоит забывать до такой степени, чтобы не помнить самые трагические и главные страницы. Процитирую Нагорную проповедь (оказалось, это очень непопулярный текст среди православных): «Если вы благословляете благословляющих вас, разве не то же самое делают и язычники? А я говорю вам: благословляйте проклинающих вас, а не кающихся перед вами». В христианстве есть своя специфика. Она сложная, не на любой вкус.
Как исправить ситуацию
– И вновь говорю: рецепты Евангелия социологически не эффективны. Государство не может жить по ним. Мы поняли, с горечью признали. Но разве это касается Церкви? Говорю словами блаженного Августина: «К какому граду относит себя Церковь? К граду небесному или к граду земному?» Напоминаю замечательную формулу блаженного Августина: «И создали две любви два града. Любовь к Богу до забвения земного создала град небесный. А любовь к земному до забвения неба создала град земной». К какому граду относит себя Церковь?
Я не вижу из этой ситуации какого-то простого выхода. Могу со своей стороны сказать только одно: видите, как, оказывается, тяжело быть христианином. Попробуй стать лучше, чем мы. В этой ситуации мы увидели подтверждение прав слов Экзюпери: «От ежедневного посещения курятника ты не станешь курицей. Так и от ежевоскресного посещения церкви ты не станешь христианином». Видите, есть люди, которые носят рясы, кресты, десятилетиями в церкви, и это не делает их сознание более близким к пониманию Нагорной проповеди. Вывод: стать христианином – дело очень сложное, дело всей жизни.
«Макдональдс» от Даждьбога
– Различные теософско-рериховские кружки, центры тибетской медицины, кружки боевых искусств, центры фэн-шуя – неоязычество бывает очень разнообразным.
Есть еще и люди, которые пишут на своих плакатах: «Вернемся к вере предков. Будем чтить Сварога, Даждьбога». Таким людям я говорю: ребята, вас обманули. Вам кажется, что вы протестуете против глобализации и выступаете за свою исконную идентичность. Но если бы вы хоть чуть-чуть пошарились по Интернету и поездили по миру, то увидели бы, что такого рода движения действуют сейчас во всех христианских странах мира. Растут как грибы очаги дохристианской культуры с антихристианской риторикой. То есть вы – часть глобального проекта. Вы – «Макдональдс», задуманный где-то на Западе. Вы – часть глобального, антихристианского, а значит, антирусского проекта.
Меня удивляет, что этому феномену уже два десятка лет. Степень агрессивности и невежества неоязычников зашкаливает за все возможные пределы. При этом, обратите внимание, они все равно оказываются вне поля информационного мейнстрима. Если какой-то православный священник что-то не то скажет, его сразу – на допрос к Познеру. А когда эти товарищи открытым текстом делятся своими мечтами о том, как они будут жидов в Днепре топить, – тишина. Возникает вопрос: на кого они работают?
Но меня, конечно, более всего возмущает антиисторичность их реконструкций. Есть такая английская поговорка: «Любишь меня – люби мою собаку». Любите Россию – извольте полюбить то, что реально полюбил русский народ и с чем тысячу лет жил, шел в бой, трудился. То есть православную веру. Для чего вы выдумываете себе историю, выдумываете русский народ? К реальности это не имеет ни малейшего отношения. Но если такие темные звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.
Очереди к поясу Богородицы
– Надеюсь, что люди, которые стояли в этих очередях, получили пользу хотя бы своим подвигом. Есть различия между традиционным паломничеством и современным религиозным туризмом. Одно дело, когда человек – паломник, который годами шел к своей цели, к Святой земле, к храму Гроба Господня. Шел пешком, ежедневно, ему угрожала тысяча опасностей: и голод, и звери, и разбойники. И человек менялся. Он приходил к святыне в другом состоянии, чем вышел из дома. В этом был смысл паломничества. Может быть, и сейчас, когда люди часами и даже сутками стояли к поясу, чтобы приложиться, внутренне изменялись.
Для Москвы это было особенно характерно. Там в соседнем храме, буквально в 200 метрах, постоянно находится частица этого пояса. И многие об этом знали. Но тем не менее стояли долгими часами в очередях. Тем самым понимали, что есть повод самим себе создать трудности и через это подрасти. У Фрейда есть замечательное определение культуры как системы табу: когда люди создают для себя ограничения и за счет этого внутренне поднимаются на ступеньку выше. Надеюсь, так оно было.
Безопасность и толерантность
– Нужно сворачивать всю эту пропаганду нашей личной виновности. Русские всем обязаны, но почему-то нам никто не обязан. На месте Путина я бы ввел жесткий миграционный закон. А именно: человек, который желает приехать к нам не в качестве туриста, а на работу, для получения соответствующей лицензии должен сдать три экзамена: на знание русского языка, на знание российского законодательства, на знание православной культуры. В моем замысле «Основы православной культуры» – это курс именно для детей гастарбайтеров, которые трудятся в России. Русским детям нужно преподавать просто Закон Божий. А «Основы православной культуры» – такой именно экскурсоводческий рассказ, как раз для детей с другими корнями. Очень щадящий, очень мягкий, поясняющий. Но пока даже и для своих детей не удается добиться рассказа в такой интонации.
Начинается ли катехизация школ
– Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» не ставит перед собой религиозных целей, а значит, и катехизаторских. Два года апробации этого курса в 21 регионе России показали: главные страхи позади. Были опасения и у родителей, и у педагогов, что если детям предложить изучать в одном классе, в одной школе разные конфессиональные модули, то между детьми может возникнуть вражда. Этого не произошло.
Однако остаются и неясные моменты. Например, все педагоги, вовлеченные в проект, настаивают: курс слишком короткий, необходимо продолжение. И один из наиболее понятных вариантов – сделать этот курс спиральным. То есть изучать этот предмет по одному году в начальной, средней и старшей школах. Например, в 4-м, 7-м и 10-м классах. По мере взросления ребенка на разных уровнях, на разных языках беседовать с ним о тех же вопросах духовно-нравственной жизни.
Каким будет курс «Основы православной веры» в школе
– Но, к сожалению, в коридорах министерства образования я встречал и другую идею: все школьники должны изучать историю всех основных религий. Таким образом, и дети, и родители лишаются права выбора. И, таким образом, вся детская страна в течение одного класса изучает основы православной культуры, в течение другого года – исламской культуры, и так далее. Звучит вроде бы красиво и толерантно. Однако возникает ряд серьезных вопросов. И самый главный следующий. Школьники – это не студенты. Студенты в психовозрастном плане почти не меняются за годы обучения в университете. Ребенок в школе меняется радикально, даже в течение нескольких месяцев. А теперь представьте себе: о православии мы рассказываем в 5-м классе, о буддизме – в 8-м. Ясно, что учебник для 8-го класса предоставит больше знаний и аргументов, чем для 5-го. На мой взгляд, это означает, что курс, который будет ближе к финалу, будет более развитым, содержательным, аргументированным, интересным, и он получит преимущество. Может получиться так, что, например, о православии у школьников будет представление на детском уровне. Зато о буддизме или, например, об атеизме они получат более развитое представление. И тогда никакого равенства не получается.
Почему мы так уважаем чужое
– Кроме того, у меня по этому поводу серьезнейший вопрос: а зачем это надо? Зачем ребенка грузить историей мировых религий? Понимаете, когда решаются такие проблемы, часто взрослые исходят из своих задач, а не из интересов ребенка. У нас же нет параллельных курсов истории России и истории Франции, преподаваемых в одинаковых объемах. Невозможно сравнить, чья история богаче, трагичнее и так далее. Но мы живем в России, нам надо знать наши язык, литературу, историю. Меня умиляет, что министерство образования совершило просто какую-то удивительную «перефаршировку» нашего курса. Когда принималось решение о создании курса «Основы православной религии», то словами президента Медведева было ясно сказано: его цель – дать возможность погружения в СВОЮ национальную культуру. Министерство образования устами своих спикеров-методистов перевернуло все с ног на голову. И обозначило задачей курса воспитать толерантность по отношению к ЧУЖИМ культурам. А когда-нибудь про свое-то можно говорить?! Сколько можно уважать других? А себя уважать будем когда-нибудь?
Конечно, эти два года показали очень печальную тенденцию. Как правило, школа не дает родителям права выбора модуля. Идет жесткое давление администрации на школы, школы – на родителей. Не допускается появление нескольких модулей, нескольких групп в школе. И этим единым модулем желательно должна быть «светская этика». Скажем, по моей информации, в Железногорске Красноярского края ни одному ребенку не разрешили избрать конфессиональный модуль – мусульманскую культуру или православную культуру.
Как убедить родителей не лишать детей Слова Божия
– В беседах с родителями – хотя прямо не общаюсь, только через прессу – я занимаюсь психологическим террором. Я им угрожаю. Говорю: дорогие родители, подумайте, а не будет ли вам страшно стареть в окружении тех детей, которых воспитало наше телевидение?
Люди, чьи дети ходят в 4-й класс, – это те, чья юность, подростковые годы пришлись на славные 90-е годы. Они сами воспитаны на сериале «Бригада». И поэтому возникает уже к ним вопрос: а вы себя идеалом считаете? То, как вы живете, норма? Или вы хотели бы, чтобы ваши дети получили больше, чем вы? Нечто более светлое?