«За 20 веков стало понятно: христианство не всесильно»

Протодиакон Андрей Кураев – один из самых известных и в то же время противоречивых персонажей Русской православной церкви

«За 20 веков стало понятно: христианство не всесильно» Протодиакон Андрей Кураев – один из самых известных и в то же время противоречивых персонажей Русской православной церкви

Профессор Московской духовной академии, писатель, ученый, автор официального учебника «Основы православной культуры». А еще блогер и автор высказываний о том, что книги о Гарри Поттере носят миссионерский характер. Названия лекций, с которыми Андрей Кураев выступал перед Красноярском, не менее парадоксальны: «Почему эльфы не строили храмы» и «Православие и переселение душ».

И на пресс-конференции с красноярскими журналистами его высказывания – простые и ясные по форме – также были неоднозначны и подталкивали к раздумьям о непростых вещах.

Скандал с Pussy Riots

– Ситуация уже слишком сложная, чтобы прокомментировать ее одним словом. Когда начинается пожар, то его можно погасить быстро. Но когда огнем охвачен весь дом, то нужно звать пожарную команду и принимать серьезные меры. Я убежден, если бы тогда, в храме Христа Спасителя, нашелся батюшка, не похожий на меня – худенький, с седой бородой, с добрыми глазами, – и если бы он подошел к этим феминисткам и сказал: «Доченьки, что же вы делаете?», обнял бы их и позвал чай пить, – возможно, история российской Церкви стала бы другой. Я, как религиозный человек, убежден – есть место для чуда. Один взгляд святого человека – это больше, чем сто лекций Кураева. Но, к сожалению, такого священника не нашлось, и пожар занялся.

На втором этапе развития этой истории произошло, пожалуй, гораздо более страшное, чем было в храме. Ведь там, в церкви, была пантомима. Текст на видеозапись наложили позже, в студии. Это уже признано. И если начнется гласный и честный судебный процесс, будет не так уж легко доказать вину. Понимаете, они не могли пройти через охрану с гитарами, с усилителями. Они пришли обычно одетые – в юбочках, в пальтишках. А потом быстро с себя все скинули, надели чулки на голову. Немного покривлялись перед заранее подготовленными журналистами. Их коллеги на полученное видео наложили аудиоряд. Это сложный технический продукт. А в самом храме – ну да, кривлялись. Но не более того.

Волна ненависти, прокатившаяся по Интернету

– Одно дело  – произошедшее в храме Христа Спасителя. А другое дело – то, что произошло потом. Волна невероятной агрессии, прокатившаяся по православно ориентированной части Интернета, – большей компрометации Церкви быть не могло. Народ готов простить пьяного батюшку, гулящего. Батюшку на «мерседесе» даже готов простить. Но злой батюшка – это однозначно плохо. «Злой христианин» – это такой же оксюморон, как «горячий снег». Мегатонны злобы и ненависти были выброшены в Интернет. Причем не под какими-то анонимными никами – тогда можно было бы предположить, что это тщательно спланированная кампания. Нет, здесь в ряде случаев выступили известные люди, такие как, например, Александр Дугин. И они вслух делятся мечтами, как хорошо было бы сжечь этих ведьм на костре. При этом на дворе XXI век.

Для меня беда как раз в этой волне ненависти. Потому что одно дело – осквернение каменного храма. А другое дело – осквернение телесного храма. Есть слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет уста человека, а то, что исходит из уст». И, конечно, язык ненависти прежде всего оскверняет уста человека. И в этот Великий пост имело место такое массовое осквернение православных церквей. И уже в этом эти девушки не виноваты. Это вина каждого из хулителей.

По какому Завету живет Церковь

– Есть еще одна вещь, лично для меня серьезная и болезненная. К 50-му году своей жизни я понял, что мое мировоззрение не оформилось. И я не могу понять сейчас: это проблема моя личная или это проблема всей Церкви? Возможно, за 20 веков своего исторического бытия Церковь так и не смогла сформировать внятный ответ на важный вопрос. Вот каковы условия задачи. За эти века стало понятно: христианство не всесильно. Мы, к сожалению, не можем евангелизировать светскую жизнь. Государство, похоже, навсегда останется в мире Ветхого Завета. Оно не может отступить от принципа «око за око, зуб за зуб», не может обойтись без полиции, армии, понуждения, насилия, судов. И как горько сказал Трубецкой  в начале XX столетия, «задача государства не в том, чтобы построить царство Божие на земле, а в том, чтобы не допустить преждевременного наступления ада».

Отдельные люди – это сонм наших святых – могут буквально жить по Нагорной проповеди и быть настоящими христианами. Но когда речь идет не об отдельных людях и не о сообществе людей, объединенных случайностью проживания на общей территории по факту рождения, а о сообществе верующих христиан, может ли Церковь себе позволить жить по Нагорной проповеди? Или церковь должна брать пример не с Серафима Саровского, а с государственной полиции? Вот в чем для меня вопрос.

Нужно ли простить феминисток

– Говорят, если их отпустить без покаяния, то они снова все повторят. В этой позиции есть историческая и психологическая правда. Меня пугает, что она, эта правда, настолько очевидна, что под ней подпишется и атеист, и коммунист, и мусульманин. Ничего специфически христианского в этой позиции нет.

Сейчас некоторые батюшки делают вид, что никогда не читали Евангелия. Они говорят: нельзя простить тех, кто не кается. Здравствуйте, приехали! А разве палачи просили прощения у Христа, распиная его? А он молился: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Отцы, дорогие, я понимаю ваш праведный гнев или должностной раж. Но Евангелие-то не стоит забывать до такой степени, чтобы не помнить самые трагические и главные страницы. Процитирую Нагорную проповедь (оказалось, это очень непопулярный текст среди православных): «Если вы благословляете благословляющих вас, разве не то же самое делают и язычники? А я говорю вам: благословляйте проклинающих вас, а не кающихся перед вами». В христианстве есть своя специфика. Она сложная, не на любой вкус.

Как исправить ситуацию

– И вновь говорю: рецепты Евангелия социологически не эффективны. Государство не может жить по ним. Мы поняли, с горечью признали. Но разве это касается Церкви? Говорю словами блаженного Августина: «К какому граду относит себя Церковь? К граду небесному или к граду земному?» Напоминаю замечательную формулу блаженного Августина: «И создали две любви два града. Любовь к Богу до забвения земного создала град небесный. А любовь к земному до забвения неба создала град земной». К какому граду относит себя Церковь?

Я не вижу из этой ситуации какого-то простого выхода. Могу со своей стороны сказать только одно: видите, как, оказывается, тяжело быть христианином. Попробуй стать лучше, чем мы. В этой ситуации мы увидели подтверждение прав слов Экзюпери: «От ежедневного посещения курятника ты не станешь курицей. Так и от ежевоскресного посещения церкви ты не станешь христианином». Видите, есть люди, которые носят рясы, кресты, десятилетиями в церкви, и это не делает их сознание более близким к пониманию Нагорной проповеди. Вывод: стать христианином – дело очень сложное, дело всей жизни.

«Макдональдс» от Даждьбога

– Различные теософско-рериховские кружки, центры тибетской медицины, кружки боевых искусств, центры фэн-шуя – неоязычество бывает очень разнообразным. 

Есть еще и люди, которые пишут на своих плакатах: «Вернемся к вере предков. Будем чтить Сварога, Даждьбога». Таким людям я говорю: ребята, вас обманули. Вам кажется, что вы протестуете против глобализации и выступаете за свою исконную идентичность. Но если бы вы хоть чуть-чуть пошарились по Интернету и поездили по миру, то увидели бы, что такого рода движения действуют сейчас во всех христианских странах мира. Растут как грибы очаги дохристианской культуры с антихристианской риторикой. То есть вы – часть глобального проекта. Вы – «Макдональдс», задуманный где-то на Западе. Вы – часть глобального, антихристианского, а значит, антирусского проекта.

Меня удивляет, что этому феномену уже два десятка лет. Степень агрессивности и невежества неоязычников зашкаливает за все возможные пределы. При этом, обратите внимание, они все равно оказываются вне поля информационного мейнстрима. Если какой-то православный священник что-то не то скажет, его сразу – на допрос к Познеру. А когда эти товарищи открытым текстом делятся своими мечтами о том, как они будут жидов в Днепре топить, – тишина. Возникает вопрос: на кого они работают?

Но меня, конечно, более всего возмущает антиисторичность их реконструкций. Есть такая английская поговорка: «Любишь меня – люби мою собаку». Любите Россию – извольте полюбить то, что реально полюбил русский народ и с чем тысячу лет жил, шел в бой, трудился. То есть православную веру. Для чего вы выдумываете себе историю, выдумываете русский народ? К реальности это не имеет ни малейшего отношения. Но если такие темные звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.

Очереди к поясу Богородицы

– Надеюсь, что люди, которые стояли в этих очередях, получили пользу хотя бы своим подвигом. Есть различия между традиционным паломничеством и современным религиозным туризмом. Одно дело, когда человек – паломник, который годами шел к своей цели, к Святой земле, к храму Гроба Господня. Шел пешком, ежедневно, ему угрожала тысяча опасностей: и голод, и звери, и разбойники. И человек менялся. Он приходил к святыне в другом состоянии, чем вышел из дома. В этом был смысл паломничества. Может быть, и сейчас, когда люди часами и даже сутками стояли к поясу, чтобы приложиться, внутренне изменялись.

Для Москвы это было особенно характерно. Там в соседнем храме, буквально в 200 метрах, постоянно находится частица этого пояса. И многие об этом знали. Но тем не менее стояли долгими часами в очередях. Тем самым понимали, что есть повод самим себе создать трудности и через это подрасти. У Фрейда есть замечательное определение культуры как системы табу: когда люди создают для себя ограничения и за счет этого внутренне поднимаются на ступеньку выше. Надеюсь, так оно было.

Безопасность и толерантность

– Нужно сворачивать всю эту пропаганду нашей личной виновности. Русские всем обязаны, но почему-то нам никто не обязан. На месте Путина я бы ввел жесткий миграционный закон. А именно: человек, который желает приехать к нам не в качестве туриста, а на работу, для получения соответствующей лицензии должен сдать три экзамена: на знание русского языка, на знание российского законодательства, на знание православной культуры. В моем замысле «Основы православной культуры» – это курс именно для детей гастарбайтеров, которые трудятся в России. Русским детям нужно преподавать просто Закон Божий. А «Основы православной культуры» – такой именно экскурсоводческий рассказ, как раз для детей с другими корнями. Очень щадящий, очень мягкий, поясняющий. Но пока даже и для своих детей не удается добиться рассказа в такой интонации.

Начинается ли катехизация школ

– Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» не ставит перед собой религиозных целей, а значит, и катехизаторских. Два года апробации этого курса в 21 регионе России показали: главные страхи позади. Были опасения и у родителей, и у педагогов, что если детям предложить изучать в одном классе, в одной школе разные конфессиональные модули, то между детьми может возникнуть вражда. Этого не произошло.

Однако остаются и неясные моменты. Например, все педагоги, вовлеченные в проект, настаивают: курс слишком короткий, необходимо продолжение. И один из наиболее понятных вариантов – сделать этот курс спиральным. То есть изучать этот предмет по одному году в начальной, средней и старшей школах. Например, в 4-м, 7-м и 10-м классах. По мере взросления ребенка на разных уровнях, на разных языках беседовать с ним о тех же вопросах духовно-нравственной жизни.

Каким будет курс «Основы православной веры» в школе

– Но, к сожалению, в коридорах министерства образования я встречал и другую идею: все школьники должны изучать историю всех основных религий. Таким образом, и дети, и родители лишаются права выбора. И, таким образом, вся детская страна в течение одного класса изучает основы православной культуры, в течение другого года  – исламской культуры, и так далее. Звучит вроде бы красиво и толерантно. Однако возникает ряд серьезных вопросов. И самый главный следующий. Школьники – это не студенты. Студенты в психовозрастном плане почти не меняются за годы обучения в университете. Ребенок в школе меняется радикально, даже в течение нескольких месяцев. А теперь представьте себе: о православии мы рассказываем в 5-м классе, о буддизме – в 8-м. Ясно, что учебник для 8-го класса предоставит больше знаний и аргументов, чем для 5-го. На мой взгляд, это означает, что курс, который будет ближе к финалу, будет более развитым, содержательным, аргументированным, интересным, и он получит преимущество. Может получиться так, что, например, о православии у школьников будет представление на детском уровне. Зато о буддизме или, например, об атеизме они получат более развитое представление. И тогда никакого равенства не получается.

Почему мы так уважаем чужое

– Кроме того, у меня по этому поводу серьезнейший вопрос: а зачем это надо? Зачем ребенка грузить историей мировых религий? Понимаете, когда решаются такие проблемы, часто взрослые исходят из своих задач, а не из интересов ребенка. У нас же нет параллельных курсов истории России и истории Франции, преподаваемых в одинаковых объемах. Невозможно сравнить, чья история богаче, трагичнее и так далее. Но мы живем в России, нам надо знать наши язык, литературу, историю. Меня умиляет, что министерство образования совершило просто какую-то удивительную «перефаршировку» нашего курса. Когда принималось решение о создании курса «Основы православной религии», то словами президента Медведева было ясно сказано: его цель – дать возможность погружения в СВОЮ национальную культуру. Министерство образования устами своих спикеров-методистов перевернуло все с ног на голову. И обозначило задачей курса воспитать толерантность по отношению к ЧУЖИМ культурам. А когда-нибудь про свое-то можно говорить?! Сколько можно уважать других? А себя уважать будем когда-нибудь?

Конечно, эти два года показали очень печальную тенденцию. Как правило, школа не дает родителям права выбора модуля. Идет жесткое давление администрации на школы, школы – на родителей. Не допускается появление нескольких модулей, нескольких групп в школе. И этим единым модулем желательно должна быть «светская этика». Скажем, по моей информации, в Железногорске Красноярского края ни одному ребенку не разрешили избрать конфессиональный модуль – мусульманскую культуру или православную культуру.

Как убедить родителей не лишать детей Слова Божия

– В беседах с родителями – хотя прямо не общаюсь, только через прессу – я занимаюсь психологическим террором. Я им угрожаю. Говорю: дорогие родители, подумайте, а не будет ли вам страшно стареть в окружении тех детей, которых воспитало наше телевидение?

Люди, чьи дети ходят в 4-й класс, – это те, чья юность, подростковые годы пришлись на славные 90-е годы. Они сами воспитаны на сериале «Бригада». И поэтому возникает уже к ним вопрос: а вы себя идеалом считаете? То, как вы живете, норма? Или вы хотели бы, чтобы ваши дети получили больше, чем вы? Нечто более светлое?

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит