В прошлый раз в Балахтинском районном музее я остановился как вкопанный перед уникальными картинами местной художницы Надежды Путиловой. На этот раз меня поразили работы из металла местного мастера-самородка Станислава Шевцова, чья выставка была здесь развернута.
Воздух, что ли, в Балахте какой-то особенный, что здесь живет столько талантливых людей?
От скульптур или статуэток Станислава (даже не знаю, как это правильно назвать) глаз не оторвать, рассматривая, как и из чего все это сделано. Хотя понятно из чего: из железного хлама, буквально из металлолома.
Молоток, «болгарка», сварка – вот и все инструменты. Ненужные гайки, гвозди, шурупы и сломанные гаечные ключи. Велосипедные цепи, гнутые лопаты и обрезки труб… Это «сырье», с которым работает молодой мастер. Из него получаются удивительные произведения прикладного искусства.
Особенно птицы, к ним Стас питает слабость. Даже не верится, что они из металла. Словно из глины вылеплены да покрашены.
Это направление в прикладном искусстве и декоре некоторые называют металлопластикой, но вообще это стимпанк в чистом виде. Стилизация предметов под старину эпохи паровых машин: применяются металлы, части различных механизмов, дерево, кожа, камень. Главное, чтобы не пластик. На Западе пользуется огромной популярностью.
Еду к художнику в мастерскую. Это обычный сарай во дворе его дома. Но сам двор и пространство перед домом – как из сказки. Здесь повсюду диковинные металлические скульптуры. Ограда – словами не описать. Дерево, металл. У калитки железные птицы присели на ветку. У забора – стальной рептилоид на цепи, дом стережет.
Каждый, кто проезжает мимо, останавливается, чтобы разглядеть внимательней эту красоту.
Станислав родился в деревне Тюльково, недалеко от Балахты. Лет десять назад переехал в райцентр, женился, купил дом.
За плечами у него только средняя школа. Самородок как есть. До армии успел поработать слесарем, после армии – трактористом, потом пошел в кочегарку, где и трудится сейчас. А все свободное время – здесь, в мастерской. Работает, творит. Фантазия у парня чумовая! Вот стальной коршун несет в когтях стальную мышку. А вот железный дракончик сидит на стене беседки.
Спрашиваю, откуда у него этот талант. Может, учился у кого-то? Разводит руками:
– Нет, все сам. Года 3–4 назад в интернете узнал про этот стиль, решил попробовать, я всегда любил работать с металлом. С деревом тоже. Даже не знаю, откуда это у меня. Правда, я всегда неплохо рисовал. А мой прадед, мать рассказывала, был кузнецом. Может, гены передались?
Скажу честно, мастер даже сам не представляет, сколько стоят такие работы. А стоят они в больших городах хороших денег. В Балахте он иногда продает их, но недорого, народ здесь небогатый.
Жена Станислава Ольга преподает в школе математику. У них две дочери. Семья увлечение папы одобряет. Правда, Ольга некоторые работы продавать не разрешает: понравится ей какая-нибудь птица – жалко с ней расставаться.
Станислав мечтает заняться бизнесом, построить большой дом, при котором будет свой цех, кузня. Сейчас он делает на продажу всякую полезную в хозяйстве утварь – мангалы, печные наборы, подставки для цветов. Чтобы копейку в семью заработать. Но душа, как он сам признается, тянется к творчеству. Хочется фантазировать, придумывать новые скульптуры. А если за них еще и станут платить – будет вообще хорошо.
В маленьких городах и поселках трудно найти работу. Кто-то бросает малую свою родину и бежит в большие города, кто-то опускает руки и спивается.
Станислав Шевцов, простой сельский парень, – наглядный пример того, что не место красит человека. Если у тебя руки и голова на месте, работу ты везде себе найдешь. И будешь счастлив.