Что чувствуешь, когда твоя фамилия на театральной афише – рядом с Мольером и Пушкиным? Талантливый драматург Юлия ТУПИКИНА родом из Красноярска знает ответ на этот вопрос. Она начала писать пьесы всего несколько лет назад и сразу стала известна в театральных кругах. Однако к своей популярности относится с иронией. Считает, важнее найти свое дело в жизни.
Гомер, Мильтон, Паниковский
Мой вопрос: «Что ты чувствуешь, когда твои пьесы ставят в театрах? Когда твоя фамилия в одном ряду с Шекспиром и Чеховым?» – не радует драматурга:
– Это звучит так же, как «Гомер, Мильтон и Паниковский». Гомер, Мильтон и Тупикина – это смешно. Меня волнует скорее не имя на афише, а то, кто взялся за мой текст. Например, Марина Брусникина делает потрясающие спектакли. И когда человек такого масштаба хочет поставить твою пьесу – это волнует, это рождение чего-то живого.
Недавно в московском театре РАМТ состоялась премьера спектакля Марины Брусникиной. Режиссер прочла множество современных пьес, выбрала среди них три принадлежащих разным писателям (в том числе и Юлии Тупикиной). Так был создан спектакль «Кот стыда», который прекрасно встроился в репертуар большого столичного театра – РАМТа.
Как рассказала Юлия, «РАМТ – живой актуальный театр. Там ставят спектакли по Тому Стоппарду (известный британский драматург, режиссер и киносценарист), по текстам Петра Луцыка и Алексея Саморядова – это культовые драматурги 90-х. Попасть в такой репертуар, в театр, где играют высокопрофессиональные актеры, – большая удача. Конечно, я счастлива».
Чтобы на свет появился спектакль, нужен целый коллектив, и в традиционном театре именно режиссер определяет, каким он будет. Однако сейчас в общемировой тенденции актуален постдраматический театр (театр без драматурга), перформативное искусство:
– Более продвинутые драматурги «варятся» в театре, на месте помогая коллективу рожать некий текст, озвучивая, как «улица корчится безъязыкая». Наверное, Чехов в наши дни стоял бы голый, и ему бы вырезали звезду на животе, и это была бы «Чайка», например.
На квартиру не заработала
Юлия Тупикина начала писать в 2012 году. За несколько лет не раз входила в шорт-листы, становилась лауреатом конкурсов.
Первая же пьеса попала в шорт-лист «Евразии» – конкурса, который организует знаменитый драматург Николай Коляда в Екатеринбурге. Эта победа была очень важна. И хотя Юлия заняла тогда только третье место, это стало знаком: она на правильном пути. Ведь до того как стать драматургом, работала журналистом, занималась пиаром. Однако, как считает сама, совершенно не была в этих профессиях успешна. Говорит, журналист был из нее так себе, да и работала им совсем недолго:
– Как-то не хватала звезд с неба, на квартиру себе не заработала. И только сейчас есть чувство какой-то верной самореализации (хотя на квартиру все еще не заработала). Важно выражать себя именно на сто процентов! Это страшное мучение, когда человек не может найти себя. Женщины пытаются иногда в материнстве прятаться, но это совсем не то. Сколько я встречаю таких болтающихся людей, которые не понимают, для чего они могут пригодиться. Это большая задача в жизни – найти себя. Требует сосредоточенности и напряжения всех сил. Но потом, когда точка найдена, – эйфория и поток энергии.
Скука полезна для творчества
Юлия успела пожить в нескольких городах. Родилась и училась в Красноярске, перебралась в Москву, сейчас живет в Анапе. Говорит, сравнивать их невозможно – ведь каждому город открывается по-своему. Москва, до того как Юля стала заниматься драматургией, высасывала силы толпами, агрессией, шумом. Но все изменилось, стоило найти себя в театре. То же касается и Красноярска: уезжала с завода комбайнов, в котором работала рекламщиком, от скуки. Этого завода давно нет, а город наполнен культурными событиями, богатой и разнообразной жизнью. Что касается Анапы, тут есть море и чистый воздух – и больше ничего, своего рода резервация:
– Да, здесь скучно, но это очень полезно для творчества. Скука помогает выключить суету и сиюминутность и, например, заняться физкультурой, бегать, много ходить пешком. В общем, поменять привычки на более полезные. В Москве, с ее интенсивным общением и ежедневными премьерами, на это постоянно не хватало времени. Анапа – это такая диета, ограничения, которые можно повернуть себе во благо: вспомнить не о синице в руке, а о журавле в небе и заняться им.
Все тексты драматурга содержат случаи из жизни, рассказывают о реальных людях. Кстати, драматургия легче дается, когда уже накоплен некий багаж наблюдений за жизнью. Нечто удивительное происходит повсюду – живая жизнь всегда богаче выдумки. Например, в пьесе «Офелия боится воды» пожилая пенсионерка сходит с ума и воображает себя Гертрудой, матерью Гамлета, а всех вокруг – героями этой трагедии Шекспира. Это не совсем выдуманная история – драматург знает одну такую бабушку, которая каждое утро принимается читать бульварный роман, вечером завершает, чтобы к следующему утру начисто все забыть и приняться за книгу с начала.
Главная героиня пьесы «Ба» – бабушка из сибирской глубинки, которая навещает внучку в Москве и полностью меняет ее жизнь, – одна из самых запоминающихся. Пьеса об ироничной старухе, которая смотрит на жизнь без фильтров толерантности и иллюзий и избавляет внучку от самообмана, – самая востребованная в творчестве драматурга. Юлия признается:
– «Ба» – самая в этом смысле живая пьеса, потому что у главной героини есть реальный прототип – моя бабушка. Она вырастила нас, жила с нами и делилась своими воспоминаниями, да и всем делилась, и частушками матерными, и любовными историями, и вообще в ее судьбе отражалась целая эпоха. Бабушка умерла, и мне захотелось сохранить какие-то ее миры. Теперь она как будто ожила, по крайней мере, пока идут спектакли, пока кто-то читает пьесу. Важно помнить их всех, наших любимых, всех ушедших.
ДОСЬЕ
Юлия Тупикина
Журналист по образованию (окончила Красноярский государственный университет).
10 лет проработала в области PR.
В 2010-м окончила ВКСР (мастерская Людмилы Голубкиной и Олега Дормана, кинодраматург).
Пишет пьесы и сценарии. Недолго работала сценаристом в сериале «Воронины» (Гудсторимедиа).
Постановки:
- 2015, «Кот стыда», Российский академический молодежный театр (РАМТ), г. Москва, реж. Марина Брусникина.
- 2015, «Ба», драматический театр им. Горького, г. Кудымкар, реж. Сергей Авдеев.
- 2014, «Ба»:
-Саратовский театр драмы им. Слонова, реж. Сергей Щипицын;
-Коляда-театр, реж. Николай Коляда;
-Красноярский драматический театр им. Пушкина, реж. Евгений Ланцов;
-Прокопьевский драматический театр, реж. Артем Устинов.
Все пьесы Юлии Тупикиной на ее сайте.
Самые значимые победы в драматургических конкурсах:
- 2015, «Любимовка», пьеса «Джульетта выжила» (вошла в программу читок).
- 2015, «Конкурс конкурсов «Золотой маски», пьеса «Учебник дерзости» (шорт-лист).
- 2015, «Маленькая премьера», номинация «Пьеса для подростков», пьеса «Уроки литературы» (лауреат).
- 2014, «Новая пьеса для детей», пьеса «Майя и Кощей» (вошла в программу читок).
- 2014, «Любимовка», пьеса «Учебник дерзости» (вошла в программу читок).
- 2014, «Евразия», пьеса «Офелия боится воды» (1-я премия).
- 2013, «Евразия», пьеса «Ба» (1-я премия).
- 2013, «Любимовка», «Ба» (вошла в программу читок).
Рецензия
Петербургский театральный журнал, 29 мая 2015 г.:
«Что еще свойственно ДНК? Увлекательные дискуссии. Взять, например, разговор после читки пьесы Юлии Тупикиной «Учебник дерзости». Пьеса – о мужчине средних лет, одержимом пафосом спасения: как мифический герой, он идет сквозь строй одичавших тоскливых женщин, вливая в них новую жизнь. Говорили о том, как выстроена пьеса, о драматургических «неправильностях», о «мужском и женском», о комедийном и сентиментальном. И только кто-то из зрителей заговорил о социальном – о том, что в обществе, в государстве нет механизмов, которые позволяли бы людям удовлетворять естественную потребность в помощи. Удовлетворять желание делать мир лучше, хотя бы на уровне микропоступков. Не помню, чтобы раньше, до ДНК, говорили об этой пьесе в таком ключе. А ведь интересно».