Романчики в окопчиках

Недавно попытался посмотреть российский художественный фильм «Ржев» — про войну. Бои в районе Ржевско-Вяземского выступа в начале 1942 года – одна из самых трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной.

Фильм начался неплохо. Очень реалистично показан бой за взятие деревни, в котором полегла половина роты. Натурализма, конечно, через край, но сейчас так принято снимать войну: много крови и развороченных тел, пули, насквозь пронизывающие человека в режиме слоу-мо, оторванные ноги во весь экран. У американцев научились.

И тут на экране появляется особист-НКВДшник. Бинго! Я чувствовал, что он сейчас появится, гад. По всем законам жанра.

Как в воду глядел.

Разумеется, особист был сталинским фанатиком: пена на губах, выпученные глаза. Он гонит уцелевших в бою солдат под пули, чтобы собирали «запрещенные» немецкие листовки. А если находит их у кого-то в кармане, тут же хватается за свой ТТ, чтобы прямо на месте, без суда и следствия… Его адъютант, оказавшийся впоследствии подонком, конечно, говорит на украинско-белорусском суржике. Мелкий такой, трусливый и суетящийся придурок. А солдаты и младшие командиры рассуждают в окопах на тему «как мы бездарно воюем».

В общем, полный набор штампов.

Дальше мне уже было неинтересно. Хотя, пересилив себя, посмотрел кино еще минут 20, затем выключил. Чем там все закончилось, не знаю.

Мне хватило дурака-особиста и политрука-параноика – они в этой картине абсолютно карикатурные типажи, картонные образчики антисоветской пропаганды, в которой наши киношники хорошо поднаторели.

Эти персонажи пришли в современное российское кино из «неполживого» мира, в котором «Сталин и Гитлер – это одно и то же», где «фашистов мы трупами завалили», а количество жертв сталинского режима давно перевалило за 80 миллионов и приближается к сотне. Все как любит Светлана Алексиевич и ее пушистые друзья.

Не помню, кто из киношников положил начало жанру «разоблачений» советской военной истории. Кажется, у истоков стоял паскудный антисоветский фильм «Сволочи». Потом появился «Штрафбат», где нам показали, что главными героями на войне были, оказывается, ворье, бандюганы и прочая криминальная шушера, а комиссары-дураки только мешали им воевать с фашистом… Дальше – пошло-поехало.

Поймал себя на мысли, что из нескольких десятков военных фильмов, просмотренных за последние 20 лет, не могу припомнить ни одного, который по своим художественным достоинствам мог хотя бы на сантиметр приблизиться к великим советским кинолентам о войне – «Проверка на дорогах» и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Они сражались за Родину» Бондарчука или «Отец солдата» Резо Чхеидзе. Не говоря уж о таких шедеврах как «Летят журавли» и «Баллада о солдате».

Заметьте, советские режиссеры как-то обходились без оторванных ног в кадре, а было страшно.

Нет, были за эти годы несколько крепких картин. Например, «Звезда» или «В августе 44-го». Это если навскидку. А если не навскидку, то можно припомнить еще три-четыре, не более, и то придется лезть в «Кинопоиск».

Все остальное – какой-то мутный вал госзаказа, киноподелки на «военно-патриотическую» тему, снятые без души, без сердца, без сюжета, диалогов и характеров, с лубочными персонажами… Про талант и говорить нечего, он там не ночевал. Как и здравый смысл или историческая правда. Обойдемся без названий…

Или все же припомнить парочку, чтоб было понятно, какой извращенный у меня вкус? Извольте. «Т-34», «28 панфиловцев», «Собибор», «Сталинград» молодого Бондарчука…

Это халтура на заданную тему, давайте называть вещи своими именами. Слышал мнение некоторых кинокритиков, что «для молодежи» нужно снимать именно так – чтоб война была похожа на компьютерную игру, на клип, чтоб в ней были «экшн», драйв, спецэффекты, иначе до молодого поколения не достучаться, оно не будет смотреть эту вашу «Балладу о солдате». Не поймет.

Конечно, если человека постоянно пичкать одними комиксами, то через год он перестанет понимать не то что Боттичелли – его от русских передвижников будет воротить.

А ведь еще есть сериалы о войне! О, это вообще дно. Особенно «мини-сериалы». С удивлением обнаружил, что их снято за последние годы несколько десятков. Кое-что посмотрел. Рука художника вообще не участвовала в создании этих «киношедевров». Такие ленты снимают бригады халтурщиков километрами, причем левой ногой.

Герои этих сериалов говорят «круто», «лех-ко!», «ты перед пацанами ответишь», «тусоваться», «чисто конкретно»… В 1941-45 годах. Представляете, если бы герои Фонвизина употребляли слова «сторителлинг», «офердрафт» и «зачекиниться в боулинге».

Девицы там все как на подбор – фотомодельная внешность, причесочки, макияжик, юбчонка в обтяжку, губки надуты силиконом, пистолетик держат двумя пальчиками, стреляют глазками и крутят романчики в окопчиках. А немцы, ясен пень, сплошь слабосильные ботаны, которых один Ваня-спецназовец укладывает по десять штук за раз одним взмахом саперной лопатки.

Вот такое кино.

Пойду пересмотрю «В бой идут одни старики».

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать