В прошлом году в Банк России поступило 48 жалоб на хищение денег.
Зачастую используется известная, но все еще рабочая схема: мошенники могут звонить и представляться сотрудниками безопасности банков, убеждая в том, что была зафиксирована попытка несанкционированного списания денег со счета. Таким образом они пытаются узнать у клиентов банков конфиденциальные данные или вынуждают совершить перевод в свою пользу. Практика показывает, что чаще всего люди сами говорят злоумышленникам пин-код, срок действия карты, трехзначные CVV, CVC коды, которые расположены на обратной стороне «пластика».
Зачастую клиенты банка ничего не подозревают: на экране телефона высвечивается хорошо известный им номер «горячей линии» финансового учреждения.
Специалисты предупреждают: при любом подозрительном звонке необходимо положить трубку, вручную ввести официальный телефон банка, который всегда указан на оборотной стороне платежной карты, и связаться со специалистами.
– Сотрудники банков никогда не будут запрашивать такие данные, – комментирует управляющий отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев. – Если вам задают эти вопросы, сохраняйте бдительность, мошенники всегда пытаются заставить потенциальную жертву нервничать и совершать необдуманные поступки. Именно поэтому чаще всего они звонят в утреннее или ночное время, когда человек не в состоянии адекватно оценить происходящее. Хочу также обратить внимание, что особенно подвержены обману пожилые люди. Поговорите с вашими старшими родственниками, объясните им правила кибербезопасности.
В случае хищения денег с карты об этом необходимо сообщить в банк не позднее следующего дня после случившегося. Также необходимо обратиться в правоохранительные органы. Это следует делать не только после мошеннических действий, но и при попытках злоумышленников украсть деньги.
Банк обязан вернуть деньги, если клиент не нарушил условия договора и не раскрыл конфиденциальные данные.
– Во-первых, вы должны сообщить банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции, – комментирует Сергей Журавлев, управляющий отделением Красноярск Банка России. – Если не успеете – банк имеет право вам отказать. Как именно должны сообщить о краже – по телефону или лично в отделении – прописано в договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора. В любом случае придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги.
Нужно сохранить у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял. И еще очень важно не нарушать правила безопасности при использовании карты. Если банку удастся доказать: мошенники смогли снять средства благодаря тому, что сам человек сообщил им данные карты, или же он хранил пин-код вместе с картой, возможно, позволил ее сфотографировать – деньги не вернут.
О том, как происходит подобный «развод» и как можно вести себя при подобных звонках, рассказал на своей странице в соцсетях первый заместитель ЗАТО г. Железногорск Алексей Сергейкин. Однако повторять подобные эксперименты сотрудники полиции не рекомендуют: мошенники специально длинными разговорами притупляют бдительность жертвы.