Красноярские ученые нашли в мерзлоте Эвенкии «тепловые аномалии». Они сохранились после пожаров, которые прошли 15-20 лет назад.
На этих участках протаивание мерзлой почвы в летнее время увеличивается в два раза. Это может привести к тому, что места, где раньше были леса, превратятся в болота.
Пожары на северных территориях с мерзлотными экосистемами уничтожают не только деревья, но и почвенный покров из мха и лишайника.
— Скорость восстановления лишайников довольно низкая – десятки лет. Оставшись без своеобразного «одеяла», земля сильнее прогревается летом и высвобождает холод из оттаивающих мерзлотных слоев. На таких территориях образуются «тепловые аномалии», влияющие на состояние почвы очень долго, — говорят ученые федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН».
Ученые центра вместе с коллегами из СФУ и Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН проанализировали последствия деградации верхнего слоя почвы из-за пожаров в Эвенкии.
Данные спутникового мониторинга свидетельствуют, что за последние 20 лет пожары повредили здесь более 20 % лесов – около 12 миллионов гектаров. Среднее число возгораний за последние десять лет в Эвенкии увеличилось в 6 раз: с 44 до 299 в год, а площадь страдающих от огня лесов возросла в десять раз.
— Когда со спутника контролируют выгоревшие участки, то используют, как правило, вегетационные индексы. По этим показателям уже через пять лет участок не отличается от фонового, где пожара не было. Значит, есть соблазн сказать, что по прошествии столь короткого времени после пожара в Эвенкии или Якутии территория восстановилась. Мы посмотрели на то, как изменяется температура почвы. Оказалось, что тепловые аномалии фиксируются спутниковым оборудованием намного дольше, чем вегетационные, – пояснил кандидат технических наук Евгений Пономарев, старший научный сотрудник Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН.
Моделирование показало, что почва на послепожарных территориях оттаивает на полметра глубже. Это может способствовать росту уцелевших деревьев, но ставит под угрозу стабильность мерзлотных экосистем. Возможно даже превращение лесных экосистем в заболоченные.
На восстановление северного леса уходит около 50 лет. Пока не до конца понятно, как будет он вести себя на аномальном участке мерзлоты, говорят исследователи.
Для справки
Исследование поддержано Российским фондом фундаментальных исследований, правительством Красноярского края и Красноярским научным фондом. Результаты исследования опубликованы в журнале Forests.