Сегодня, 18 марта, православная церковь отмечает обретение мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского. Выдающийся хирург, человек беспримерной силы духа Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий оставил неизгладимый след в истории двух российских регионов – Крыма и Красноярского края.
Кто такой архиепископ Лука
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука — великий врач, профессор медицины, лауреат Сталинской премии, присвоенной за книгу «Очерки гнойной хирургии», ставшей руководством для хирургов Великой Отечественной войны, и святой Русской православной церкви. Биография его, в отличие от многих других святителей, известна довольно подробно.
Жизненный путь «святого доктора», как называли Войно-Ясенецкого прихожане и пациенты, начался в Крыму. Он родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье обедневшего белорусско-польского помещика. Его отец был ревностным католиком, а мать — православной. Сам профессор к религии пришел только с установлением советской власти.
Первое образование получил в художественном училище, впоследствии это очень помогло ему в изучении анатомии человеческого тела и иллюстрировании трудов.
Размышляя о продолжении образования, он рассматривал два варианта: стать художником или врачом. Решил посвятить силы медицине, чтобы облегчать людям страдания и принести максимальную пользу обществу.
Киевский медицинский университет окончил с отличием, но, к удивлению преподавателей, выбрал работу земским врачом.
Врач
С началом русско-японской войны Валентин Феликсович отправился на Дальний Восток для участия в деятельности Красного Креста. Там он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которая стала его женой.
Затем Войно-Ясенецкий трудился в городских и сельских лечебницах в Симбирской губернии, в Курской, Саратовской. В Первую мировую войну заведовал эвакуационным лагерем под Москвой.
А на годы Гражданской войны пришлась его служба хирургом в ташкентской городской больнице. В те времена еще была слабо развита местная анестезиология. Да и общая была не на высоте. Все доступные средства приносили немало вреда больным, в чем Войно-Ясенецкий убеждался во время операций. Он начал опыты с местным обезболиванием с помощью различных средств и методов. Результатом этих наблюдений стала его докторская диссертация.
Серьезным испытанием для него стала смерть супруги от туберкулеза в 1919 году. Он остался с четырьмя детьми, старшему из которых было 12, а младшему — 6 лет. Помогала в уходе и воспитании детей медицинская сестра из его больницы Софья Белецкая.
В Ташкенте он активно участвовал в церковной жизни. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» воспринял как Божий призыв. Несмотря на то, что с самого начала революции начались активные гонения на Церковь, и многие служители отказывались от сана, в 1921 году стал иереем и с тех пор всегда ходил в рясе и с крестом на груди. Ни одну операцию не начинал без молитвы.
Святитель
Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной – по национальности татарин – сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины», – такой факт из жизни врача описан в журнале «Звезда Востока».
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки. А в мае того же года он был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки.
Вскоре его обвинили по нескольким антисоветским статьям и отправили в ссылку: Енисейск, деревня Хая (сегодня Богучанский район Красноярского края), Туруханск – во всех местах ссылки его встречают как спасителя, потому что каждый раз он использовал все возможности для служения Богу, крещения, лечения людей.
После окончания первой ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но в 1930 году подвергся очередному аресту и после нескольких месяцев в тюрьме был на три года сослан в Архангельск.
В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка в Сибирь.
С 1937 по 1941 год осужденный жил в Большой Мурте Красноярского края. В начале Великой Отечественной войны он отправил телеграмму председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину:
Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку.
Телеграмма до Калинина не дошла, но власть услышала просьбу ссыльного врача.
30 сентября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя 1515.
В красноярской ссылке Войно-Ясенецкий закончил работу над своим фундаментальным трудом «Очерки гнойной хирургии». По этой книге потом училось не одно поколение врачей.
С декабря 1942 года до февраля 1944-го Войно-Ясенецкий возглавлял Красноярскую епархию, служил в единственном действующем храме города.
В феврале 1944 года Военный госпиталь переехал в Тамбов, и архиепископ Лука возглавил Тамбовскую кафедру.
Чем награжден святитель Лука
В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой:
За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии», законченном в 1943 году, и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», опубликованном в 1944 году, профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени.
Из полученных 200 000 рублей, 130 тысяч он передал на помощь детским домам. Лука Войно-Ясенецкий был единственным священнослужителем, удостоенным этой премии.
5 апреля 1946 года Лука переведен в Симферополь. Отношения с местным начальством не сложились: после приезда архиепископ не явился лично к уполномоченному по делам РПЦ Жданову. Епархией управлял без согласования с уполномоченным. Направлял в адрес Патриарха Алексия I письма и телеграммы с жалобами на тяжелое положение духовенства, высокие налоги, отсутствие богослужебной литературы.
В начале 1947 года он стал консультантом Симферопольского военного госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства.
В 1955 году полностью ослеп, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».
Умер святитель 11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в возрасте 84 лет в Симферополе.
После канонизации Православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 года) его мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. Прежняя могила святого Луки также почитаема верующими. Записано множество случаев молитвенной помощи святителя, который и после смерти остается врачом.
Память святителя в России почитается как православным, так и светским обществом.
Медаль Луки Крымского учреждена указом президента России в июне 2020 года в качестве государственной награды для медработников. Памятники профессору установлены во многих городах страны, имя Святителя Луки (профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого) присвоено Симферопольскому военному госпиталю, Красноярскому медицинскому университету.
Что еще празднует церковь 18 марта
18 марта – День иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание». Время появления иконы, которая считается чудотворной, в России неизвестно. До 1917 года она хранилась в Казанском соборе на Красной площади в Москве. После разрушения собора была утеряна, сейчас в воссозданном храме находится список с иконы.
Также 18 марта почитается память мученика Конона Исаврийского (I), мученика Онисия (I), мученика Конона градаря (III), преподобного Марка Постника (V), преподобного Исихия Постника (ок. 790), Ярославских чудотворцев (1463), преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1550), мученицы Ираиды, мученика Евлогия, иже в Палестине, мученика Евлампия, священномученика Николая пресвитера (1919), священномученика Иоанна пресвитера и преподобномучеников Мардария и Феофана (1938).
Празднуется обретение мощей блгв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина.