С начала лета стоимость бензина на краевых АЗС подросла на 5–6 рублей. На некоторых заправках цена «демократичного» АИ-92 пробила психологическую отметку 50 рублей за литр. Что это означает для автовладельцев? Эксперты подсчитали, что средний годовой пробег легкового авто составляет 15 тысяч километров при среднем расходе бензина 8 литров на 100 километров. Таким образом, получается, что при повышении цены литра горючего на 5 рублей средний автовладелец дополнительно тратит в месяц 500 рублей, или 6 000 за год.
Нефть не влияет
В абсолютных цифрах выглядит не так страшно, но сам по себе резкий рост цен на топливо после благополучного в этом смысле 2022 года вызывает негативные эмоции у хозяев стальных коней. Люди недоумевают: почему цены на бензин в России стабильно повышаются, независимо от того, растут или понижаются цены на нефть на международных рынках?
Казалось бы, если рыночные котировки снижаются, то и внутренние цены должны падать. Однако это совсем не так. О том, что в стоимости бензина цена сырой нефти составляет незначительную долю, недавно рассказала в прямом эфире в соцсети «ВКонтакте» министр экономики и регионального развития Красноярского края Анна Гарнец. Как ни странно, но это факт, подтвержденный статистическими данными.
Из чего состоит цена
Эксперты сходятся на том, что в структуре цены бензина нефть занимает лишь около 12 процентов. Основной составляющей являются налоги. Около 30 процентов – налог на добычу полезных ископаемых и налог на дополнительный доход. 18 процентов – НДС. 21 процент – акцизы. Итого вес налоговой составляющей в цене бензина – 69 процентов.
Примерно в 6 процентов оцениваются расходы на производство, 8 процентов – расходы по доставке и продаже топлива. И 5 процентов – торговая надбавка. Это, кстати, минимальная маржа, которая позволяет говорить розничным продавцам бензина и дизтоплива, что они работают едва ли не в убыток себе.
Для сравнения, структура цены на бензин в США выглядит совершенно иначе. Налоговая составляющая в ней – 13 процентов. Зато доля стоимости сырой нефти достигает 40. И это приводит к тому, что цена на американских заправках растет или падает в прямой зависимости от котировок мирового рынка. Поэтому автовладельцы США кровно заинтересованы в дешевой нефти.
В Европе также велика налоговая составляющая в структуре цены бензина и дизеля. Для дизтоплива она находится в диапазоне 42–56 процентов, для бензина – 45–60.
При этом цели и задачи налоговой политики в Европе, Америке и России кардинально отличаются. В США автомобиль – один из символов «американской мечты», и поэтому исторически автомобилизация стимулируется, несмотря на все связанные с ней издержки. В Европе напротив, издержки в виде количества аварий, пробок на дорогах и воздействия на экологию настолько высоки, что фискальная политика направлена на максимальное удорожание пользования автомобилем. Людей побуждают экономить на личном авто, пересаживаться на велосипеды и общественный транспорт.
И наконец, в России все совсем по-другому. Высокая доля налогов в цене углеводородного топлива связана с тем, что основную долю доходов страна до недавнего времени получала от продажи нефти и газа. В последние годы доля не нефтяных доходов существенно выросла, но все же выручка от продажи углеводородов остается чрезвычайно важной статьей доходов государственного бюджета.
За счет «углеводородных» налогов строятся дороги, ремонтируется жилье, выполняются государственные программы.
И здесь кроется ответ на вопрос, который также часто задают. А почему бы не понизить налоги на радость отечественным автомобилистам? Тогда ведь и цена бензина должна снизиться? Ответ очевиден. Потому что если это сделать, то можно нанести серьезный урон государственному бюджету и возможности государства выполнять свои социальные обязательства.
Хорошо ли будет, если за счет преференций одной категории российских граждан пострадает множество других категорий? Да и те же самые автомобилисты – выиграв в стоимости бензина, проиграют в качестве дорог, инфраструктуры, социального обслуживания.
Переменные величины
Кроме всего прочего, налоги – составляющая стабильная. А вот другие факторы, определяющие цену топлива, – величина переменная. Например, издержки на переработку и продажу зависят от таких факторов, как цены на электроэнергию, металл, асфальт, грузоперевозки. А все это растет последнее время ударными темпами. Так, грузоперевозки в России, по данным на середину июля, подорожали на 38 % за год. Эксперты связывают это с перестройкой и усложнением логистических цепочек. Резко выросли цены на металл. Все это не может не сказаться на стоимости горючего для потребителей.
Стоит отметить, что государство выработало особый механизм сдерживания цен на бензин – так называемый демпфер. Суть его вкратце такова. Если экспортные цены на бензин и дизтопливо оказываются выше внутрироссийских, государство компенсирует нефтепереработчикам часть разницы. Последние, в свою очередь, берут на себя обязательства не поднимать цены выше определенной планки, завязанной на уровень инфляции, и не гнать все топливо за рубеж, оголяя отечественный рынок.
Этот механизм до недавнего времени достаточно хорошо работал. Однако в связи с определенными бюджетными сложностями в июне Минфин принял решение сократить демпферные выплаты примерно наполовину. Это позволит бюджету экономить порядка 30 миллиардов рублей в месяц. Однако для нефтепереработчиков это выпадающие доходы, которые необходимо компенсировать. В том числе и за счет цены. Впрочем, многие эксперты не прогнозируют длительного роста цен и предполагают, что в сентябре ситуация стабилизируется. Кстати, несмотря на ажиотаж, ситуацию трудно назвать кризисной.
Так, Анна Гарнец отметила: ее ведомство ведет постоянный мониторинг цен на нефтепродукты и бензин. Результаты мониторинга показали, что в прошлом году топливо дорожало медленнее, чем многие другие товары. В этом году динамика усилилась, но пока, по словам министра, «не выбивается из общего инфляционного процесса». Очевидно, что негативная реакция автовладельцев вызвана именно резким скачком после длительного прошлогоднего периода стабильности, когда цены практически не росли.