В Красноярском крае число наркоманов и алкоголиков уже много лет остается на одном уровне. Даже при небольшом колебании цифры не стремятся к нулю.
В последние годы среди молодежи существует мода на здоровый образ жизни, средства массовой информации выдают большое количество информации о вреде наркотиков и алкоголя. Тем не менее проблема зависимости человека остается актуальной.
Почему это происходит и какие действия необходимо предпринимать, чтобы проблема алкоголизма и наркомании ушла в прошлое? Об этом мы разговариваем с заместителем главного врача по экспертной работе Красноярского краевого наркологического диспансера № 1 Евгением АБАКУМОВЫМ.
– Евгений Геннадьевич, что же толкает человека к пагубной привычке?
– Наркомания и алкоголизм предполагают наличие определенных черт в характере человека. Например, эгоизм. Человек думает только о том, чтобы ему было хорошо. У него отсутствует ответственность за семью, детей, работу. В этом случае он первый кандидат в алкоголики или наркоманы. И когда в его жизни что-то случается, он прикладывается к бутылке.
Это главная причина развития зависимости: человек не нашел социально-экономическую нишу, к которой был готов с детства. У нас в голове с 10–11 лет складывается план будущей взрослой жизни: кем работать, сколько зарабатывать, какую семью иметь. И мы идем вперед, выполняя задачи. Переломный момент наступает в 35–50 лет, когда, на первый взгляд, все уже достигнуто. Человек начинает сравнивать себя с другими и понимает, что жизнь сложилась не так, как он хотел. Программа выполнена, изменить ее уже нельзя, впереди его ничего не ждет. И уходит в алкоголь.
Зависимость прежде всего удел мужчин. Они более требовательны к себе, больше страдают от несбывшихся планов. Начинают употреблять алкоголь, и им становится легче. Только в состоянии опьянения могут почувствовать удовольствие от жизни.
– Но мы привыкли, что можно выпить на праздник. Ничего страшного в этом нет.
– Если человек не пьет в другие дни, кроме праздничных, нет гарантии, что не станет алкоголиком. Его что-то расстроит, и праздник растянется на неопределенный период. Самое опасное – это хроническое беспокойство, недовольство собой. Когда человек принимает алкоголь, его агрессия сглаживается. И тут возникает риск развития зависимости – слишком уж спокойно живется в этом состоянии. Мы сейчас говорим про алкоголь, потому что это более распространенная история, касается 80 процентов населения. Наркомания – это уже тяжелое состояние.
– А можно ли курильщика считать наркоманом?
– А вы предложите курильщику на день отказаться от сигареты. Пройдет два-три часа, и человек, которого вы хорошо знали, начнет меняться. Станет раздражительным, начнет задумываться, как будто куда-то собрался, заговорит отрывистыми фразами. У него наступит ломка.
Так в чем отличие наркомана от курильщика? Ни в чем. Бросить курить так же сложно, как зависимому отказаться от употребления наркотиков.
И перенести состояние отмены самостоятельно курильщики не могут, вынуждены обращаться к наркологам. Если развилась зависимость, то человек большой разницы между веществами делать не будет.
– О наркоманах все ясно, а кого можно считать алкоголиком? Каждого, кто хоть немного употребляет?
– Наркоман и алкоголик – это те личности, которые не хотят вести какую-то деятельность без наличия психоактивного вещества. Оно выходит на первый план у зависимого. Алкоголик, например, строит свою жизнь исходя из того, будет сегодня спиртное или нет. Если не будет, то ему все неинтересно. С медицинской точки зрения алкоголик – это человек, который может пить более двух дней подряд (уходить в запой), теряет контроль над количеством выпитого, допивается до полуживого состояния, нередко теряет память – не помнит, что с ним происходило в состоянии опьянения. У него пропадает сон, появляется тремор, чувство страха, учащенное сердцебиение. Это уже синдром отмены.
– А можно вылечиться от алкоголизма?
– По общемировой статистике, в элитных центрах (куда идет отбор пациентов) вылечиваются до 20 процентов, в обычных клиниках 10–13 процентов. Ведь алкоголики все разные. И зависимость – это не болезнь как таковая, а один из исходов жизненной трагедии – крах того, что он себе напланировал. Можно ли от этого вылечиться? Какая-то часть хочет бросить пить, но основная масса не видит смысла жизни без психоактивного вещества. И активно сопротивляется усилиям родственников и врачей отобрать у них алкоголь.
– Что же делать, как вывести общество из многолетнего запоя?
Ответственность человека нужно воспитывать с детства – с детского сада, школы. Правильно воспитанный ребенок боится спиртного, ему это не интересно, мешает жить.
Он имеет другие интересы, и даже если не достигает целей, находит интерес в чем-то ином. Не получилось на работе – есть утешение в семье, спорте, рыбалке. Но этому нужно научить. В детском саду воспитатели должны воспитывать ребенка, а не оказывать образовательные услуги, как это существует сейчас.
Поможет в этом и военно-патриотическое воспитание. Патриоты не станут пить, им будет стыдно. А дети, выросшие на «ТикТоке», не знают слова «стыд».
Но, считаю, мало пересмотреть систему образования. Для начала нам надо вырастить родителей, которые правильно относятся к воспитанию детей. Ведь ребенок до 10–11 лет должен находиться под постоянным вниманием взрослого. В это время идет формирование его жизненных ценностей. А родители в этот период стараются больше заработать денег, сыну внимания не уделяют. Но потом воспитывать поздно, он уже сформировался. И ничего нельзя сделать, чтобы отвернуть его от алкогольной или наркотической зависимости.
– Наверное, и личный пример не будет лишним?
– Здесь все должно слиться в единый механизм: воспитание в школе, пример родителей, наличие авторитетных личностей – военрука и физрука, руководителей спортивных секций, патриотических клубов, кружков.
Только просветительской работы в этом вопросе мало. Невозможно убрать наркоманию и алкоголизм, ничего не меняя.