Информация о кибермошенничестве звучит уже буквально из каждого утюга, но это не помогает. По данным краевой прокуратуры, с начала года аферисты обманули в нашем регионе уже 2 172 человека, которые отдали более 545 миллионов рублей.
О масштабах интернет-преступности в целом по России сообщил ЦБ РФ – 1,2 млн операций (что на треть больше, чем в 2022 году), при помощи которых было похищено 16 миллиардов рублей.
Вернули только десятую часть
При этом нельзя сказать, что мошенникам не пытаются противостоять. Банкам удалось спасти шесть триллионов рублей, отразив 35 миллионов попыток присвоения чужих денег. При содействии ЦБ РФ было заблокировано более полумиллиона телефонных номеров, которые используют мошенники, 43 тысячи мошеннических сайтов и страниц в соцсетях. При этом почти в два раза увеличилась доля средств, которые кредитные организации вернули своим клиентам, но она составила всего 9 процентов от всего объема украденных денег.
Об этом стоит помнить всем излишне доверчивым обладателям накоплений. Потому что схемы часто меняются, и мошенники, учитывая возраст и социальный статус жертвы, ловко подбирают ту, что подействует. Вот, к примеру, недавний случай: 70-летняя пенсионерка отдала… 17,2 миллиона рублей. Это средства от продажи трех квартир, накопления и кредитные деньги. Все началось со звонка лжесотрудников Пенсионного фонда, которые заботливо поинтересовались: не получала ли женщина «президентскую» выплату? Узнав, что нет, попросили продиктовать номер СНИЛС. Впоследствии перезвонили мошенники, которые представились сотрудниками ЦБ РФ и сообщили, что сбережения с карты отправляются на Украину, но их еще можно спасти, перечислив на «безопасный» счет. Потом был оформлен кредит. Таким образом, сумма потерянных средств уже составила около 2 миллионов рублей, но и этого оказалось мало. Оказалось, что в квартирах женщины прописаны странные люди, и для спасения жилья нужно совершить фиктивную сделку и продать их. Пожилая женщина выполнила все указания, лишилась еще 15 с лишним миллионов рублей – и только после этого обратилась в полицию.
Запретить кредиты
Сложно спасти от мошенников настолько доверчивых людей, но меры по борьбе с аферистами постоянно принимаются.
Так, с июля этого года повысится финансовая ответственность кредитных учреждений.
Все банки, прежде чем перевести деньги, должны будут проверить номер карты или счета получателя и убедиться, что их нет в базе реквизитов, которые уже засветились в мошеннических схемах, в базе ФинЦЕРТа, – поясняет Игорь Ефанов, заместитель управляющего Отделением Красноярск Банка России.
– Если банк не проведет проверку и отправит деньги на счет из этой базы, то должен будет вернуть клиенту всю сумму. И еще: когда человек посылает деньги на подозрительный счет, банк будет обязан остановить операцию на два дня и сообщить клиенту о том, что счет или карта принадлежат мошеннику. Таким образом, человек получает возможность все обдумать и отказаться от перевода. Но если, несмотря на предупреждение, клиент все же настоит на операции или просто не отреагирует в течение двух дней, деньги уйдут аферистам. В таком случае банк уже не будет отвечать за последствия и ничего не компенсирует. А пострадавшему останется только обращаться в полицию.
С марта 2025 года через «Госуслуги» и с сентября 2025 года через МФЦ – можно будет установить самозапрет на кредиты.
Банки и микрофинансовые организации обязаны будут проверять, наложен ли такой запрет в кредитной истории заемщика. Если кредитор допустит такую выдачу, он не сможет требовать от заемщика погашения кредита.
Но лучше всяких законодательных инициатив собственная внимательность и осмотрительность. Если звонят из банка, «Госуслуг», Следственного комитета, прокуратуры с просьбой сообщить какие-то данные по вашей карте или же с просьбой перевести средства на «безопасный» счет, лучше сразу положить трубку. Нажав кнопку, вы на самом деле спасете свои сбережения и сэкономите время, которое в противном случае придется потратить на визиты в полицию с просьбой разыскать преступников.
Типичные уловки
• Создают аккаунты в мессенджерах от лица руководителей Банка России
Отличить фейковые страницы сложно: из интернета берут фото, имя и фамилию. Отправляют сообщения руководителям различных крупных компаний или госорганов с просьбой помочь им, например, в задержании аферистов в кредитной организации, и предупреждают о скором звонке уполномоченного сотрудника из профильного министерства. Рекомендуют следовать инструкциям звонящего, а о факте разговора никому не рассказывать. После этого звонят потенциальной жертве и под различными предлогами пытаются получить доступ к банковским данным или убеждают добровольно перевести деньги на подконтрольные мошенникам счета. Стоит запомнить: сотрудники ЦБ РФ не используют общедоступные мессенджеры или социальные сети для решения служебных вопросов.
• Приглашают на «личный прием в Центробанк»
Жертва получает на электронную почту сообщение с приглашением на личный прием в Банк России. Письма начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приема и настоящий адрес Банка России в регионе проживания.
После отправки письма могут позвонить получателю и под различными предлогами выманить данные его банковской карты и СМС-код либо побудить перевести деньги на счета злоумышленников.
Банк России по своей инициативе не приглашает граждан на личный прием. Для уточнения любых вопросов можно позвонить в контактный центр Банка России по бесплатному номеру 8 800 300-30-00 (для звонков с мобильного – короткий номер 300).
• Представляются сотрудниками операторов мобильной связи
В этом случае из «службы поддержки» оператора сотовой связи сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Или же о том, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера, есть возможность поменять тарифный план на более выгодный и т. д. Их цель – получить код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить переадресацию, либо убедить абонента подключить ее самостоятельно. Чтобы избежать отключения, предлагают набрать на телефоне определенную комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников. Это позволяет им получить доступ к дистанционному управлению банковским счетом и похитить деньги. Что нужно делать? Прерывать звонок и ни в коем случае не сообщать никакие коды мошенникам.
• Присылают код и просят «подтвердить покупку»
Если вам приходит уведомление с просьбой подтвердить покупку, код, а потом раздается звонок от человека, который якобы по ошибке указал ваш номер, лучше сразу положить трубку. Мошенники будут просить вас продиктовать код, чтобы списать с вашего счета средства или подписать на платный сервис.