Судя по статистике крупнейших порталов частных объявлений, россияне меняют автомобиль раз в пять лет. Казалось бы, у среднестатистического водителя за годы должен накопиться солидный опыт купли-продажи. Тем не менее каждая сделка становится стрессом с рядом непростых вопросов: как оценить состояние кузова, узлов и агрегатов, какими ресурсами пользоваться для проверки, можно ли передавать VIN потенциальному покупателю, нужно ли «замазывать» госномер на фото, стоит ли связываться с перекупщиками?
Вместе с профессионалами разбираем алгоритм безопасного и грамотного подбора авто.
Первый отсев «подозрительных» машин происходит на этапе просмотра объявлений на сайтах и в газетах. Можно смело заносить в черный список тех, кто не выдает по первому запросу VIN.
Вопреки распространенному мнению этот номер не представляет секрета: именно по этому набору цифр и букв можно отследить историю автомобиля – владельцев, происшествия, задолженности, «висящие» на авто, числится ли машина в угоне и т. д.
Никакого вреда для порядочного продавца передача этой информации не несет. К примеру, VIN частенько требуется для подбора деталей в автосервисах. А вот желание скрыть эти данные может свидетельствовать, что перед вами «серый» авто.
Также не стоит связываться с объявлениями, где нет фотографий или авто на снимках выглядят подозрительно либо чересчур красиво.
Бывает так, что к текстовой информации прикрепляют явно ненастоящее фото, например, из каталога. Если это не салон и не новый авто, но на фото журнальный образец – подумайте. Скорее всего, на месте обнаружится поврежденный или ржавый автомобиль. Завлечь красивой картинкой, а после «у капота» пытаться убедить сделать покупку – излюбленный прием перекупщиков. Не теряйте время.
Пробиваем
Прежде чем ехать на осмотр понравившегося авто, проверьте его историю по различным общедоступным базам.
В идеале продавец еще на этапе телефонных переговоров или переписки должен представить вам все данные о паспорте транспортного средства (ПТС). На сайте гибдд.рф в разделе «Проверка авто» поVIN можно узнать историю владения автомобилем, его технические характеристики, цвет, год выпуска.
Также здесь можно получить данные о том, числится ли машина в угоне, наложены ли какие-то ограничения на действия с транспортным средством, историю ДТП, наличие диагностической карты. Помните, если на авто наложены ограничения, его невозможно будет зарегистрировать в ГИБДД, и вы не сможете на нем ездить.
На портале Федеральной нотариальной палаты reestr-zalogov.ru в разделе «Проверить статус» можно отследить, находится ли транспорт в залоге. Речь идет о случаях, когда машина находится в качестве залогового имущества у банка, то есть была куплена в кредит.
Также стоит проверить и самого владельца на предмет долгов. На сайте Федеральной службы судебных приставов fssp.gov.ru в разделе «Банк данных исполнительных производств» можно посмотреть, есть ли на владельце долги по кредитам, налогам, алиментам. В случае наличия исполнительного производства на большую сумму машину могут отобрать за долги.
Важно, что в данном сервисе нужно вводить фамилию, имя, отчество и дату рождения именно владельца автомобиля. Так, если машину продает перекупщик, попросите его представить доверенность, копии паспорта хозяина машины.
Отметим, что в официальных базах не всегда отображаются сведения о тех или иных событиях из «жизни» авто.
Так, в ГИБДД в электронном виде имеется информация лишь о ДТП, случившихся после 2015 года. На сайте госуслуг сообщается, «если бывший владелец повредил машину при парковке и не вызывал полицию или оформил ДТП по европротоколу, информации об этом в базах ГИБДД не будет».
Также ДТП не будет, если машину везли из-за рубежа и по дороге утопили. Такое ранее часто бывало при транспортировке «японок».
Именно поэтому не стоит полагаться исключительно на базы и самостоятельно визуально проверять состояние авто.
Под стеклом
Определить реальный возраст автомобиля можно по стеклу – в маркировке, нанесенной на лобовое, заднее и боковые окна, зашифрован год производства. При этом производители по-разному наносят эти данные. Так, одна из немецких компаний ставит просто цифру. При этом на машине могут стоять стекла более раннего года выпуска. А вот если машина 2020 года, а стекла 2021-го, то, значит, их меняли. Стоит помнить, что сама по себе смена стекла не всегда обусловлена жесткой аварией. К примеру, машины, эксплуатирующиеся в большей степени на трассе, почти всегда имеют растрескавшееся лобовое, которое периодически меняют.
Возраст не скроешь?
Если машина приглянулась, договоритесь об осмотре – авто должно быть чистым и стоять на улице, а не в тесном и темном гараже. Лучше назначать встречу днем – на свету все изъяны виднее. Также попросите продавца не прогревать авто перед вашим приходом – заведите самостоятельно ключом.
Если на улице мороз, вы будете иметь представление, как двигатель реагирует на минусовые температуры, хорошо ли заводится. Если начнет «чихать» – это повод призадуматься.
Обязательно проверьте работоспособность всех систем в салоне – прогрев сидений, кондиционер, печка, лампочки, «воткните» все передачи, подвигайте в разные положения сиденья, руль (в особенности если они на электроприводе). Включите все световые приборы – лампы ближнего, дальнего света, «аварийку», габариты, передние и задние противотуманки – проверьте их работоспособность.
Присмотритесь к рулю и педалям – если кожаная или резиновая оплетка стерта, а на одометре мало километров, это может быть свидетельством скрутки пробега. К примеру, характерные потертости на краях педалей появляются ближе к ста тысячам километров.
Особое внимание уделите местам подушек безопасности. Если на месте их вылета на пластике есть неровности или неравномерно подогнанные детали – это свидетельство срабатывания, то есть аварии.
Все ли равномерно?
Визуально оцените состояние кузова – ржавчины, вмятин, неоднородностей в цвете быть не должно. Уделите внимание болтовым соединениям под капотом, в багажнике, в местах соединения кузова с дверями – тут не должно быть ни задиров, ни крашеных деталей.
Важно посмотреть на зазоры между панелями. К примеру, расстояние от крыла до капота, от крышки багажника до крыла должно быть примерно одинаковым с левой и правой стороны. Разные расстояния – свидетельство того, что кузов вытягивали, правили после серьезной аварии. Если передняя силовая конструкция или лонжероны деформированы или на них облупившаяся краска, это может быть свидетельством лобового удара. Как правило, жесткость и защитные свойства такой конструкции оставляют желать лучшего.
Зачем нужен толщиномер и как им пользоваться?
Толщиномер – небольшой прибор, который позволяет определить толщину слоя лакокрасочного покрытия на деталях авто. Если краски больше, чем нужно по заводскому стандарту, это свидетельство того, что машину красили после столкновения. Таблицы с конкретными величинами по всем моделям и маркам с легкостью находятся в любом поисковике в интернете.
Если вы не являетесь профессиональным перекупщиком, приобретать такой прибор за несколько тысяч рублей нерационально. У компаний или частных лиц его можно арендовать за 100–300 рублей в день, оставив залог в три-четыре тысячи.
Пользоваться им просто – прикладывайте датчик перпендикулярно к элементу кузова и смотрите на показания. Есть несколько контрольных точек на авто – двери, капот, крыша. Стоит помнить, что один элемент нужно проверить в нескольких местах – в центре и по краям. Ведь отдельный элемент может быть выкрашен лишь частично.
Дотошный покупатель может проверить и внутренние кузовные детали. Под капотом можно измерить полку крыла и чашки. Толщиномер не должен показывать здесь более 100 мкм.
Отметим, что сама по себе покраска детали не всегда является следствием серьезного ДТП. Но в любом случае это повод для торга.
Помните, что толщиномер не работает на пластиковых деталях и требует перекалибровки, если используется на алюминиевых поверхностях.
Какие бумаги нужны при покупке?
Договор купли-продажи – это основной документ, подтверждающий имя нового собственника. Оформить его можно самостоятельно в произвольной форме в трех экземплярах – для собственника, продавца и ГИБДД. В интернете множество готовых бланков, в которые участники сделки обязательно должны занести данные о дате и месте заключения договора, паспортные данные сторон, сведения из ПТС, стоимость транспортного средства, порядок оплаты и передачи машины. При этом в бумагах необходимо упомянуть об отсутствии залогов на авто. Нотариально заверять документ не нужно. Однако необходимо быть внимательным и не ошибиться при заполнении – в случае ошибки инспектор отправит вас переписывать бумагу.
Кроме того, вы можете воспользоваться услугами специалистов – обычно в регистрационных пунктах при ГИБДД есть соответствующие гражданские специалисты, которые за небольшую плату заполнят бумаги.
Для спокойствия можете оформить акт приема-передачи, где указать техническое состояние передаваемого авто и отсутствие претензий друг к другу.
В итоге после передачи денег у вас на руках должны оказаться, кроме авто и ключей к нему, два экземпляра договора купли-продажи, акт приема-передачи (необязательно) СТС, ПТС с подписью продавца и покупателя.
После можете записываться на сайте gosuslugi.ru в разделе «Регистрация транспортного средства» в соответствующее отделение ГИБДД. Предварительно нужно пройти техосмотр, если нет действующей диагностической карты и автомобиль старше трех лет. Также до похода в пункт регистрации оформите полис ОСАГО и оплатите все пошлины – за новое СТС, внесение записи в ПТС и выдачу новых регистрационных знаков, если они нужны. Все пошлины лучше оплачивать через портал «Госуслуги» – так вы получите скидку.
!!! Помните, что на регистрацию новому владельцу дается десять дней с момента покупки.
Размер госпошлины при оплате через «Госуслуги»
1 400 рублей – за выдачу знаков
1 050 рублей – за знаки на мототранспорт и прицепы
350 рублей – за выдачу СТС
245 рублей – за внесение изменений в ПТС
560 рублей – за новый ПТС
Стоит ли скрывать госномер?
Большинство сайтов автоматически замазывают госномер при размещении фотографий на ресурсе. На деле этот набор цифр и букв потенциальному покупателю для проверки и не нужен – достаточно VIN.
Некоторые продавцы считают, что по номеру можно отследить сделку по продаже дорогой машины, выследить владельца и похитить деньги. Гипотетически это, конечно, возможно, однако на практике встречается очень редко, так как для поисков по номеру нужна база данных. В реальности у злоумышленников есть более простые способы совершения преступлений и поиска жертв. Скорее всего, скрытие госномера – лишь дань традиции и следование «народным приметам».
Как на подбор?
Если сомневаетесь в своей способности трезво оценить состояние автомобиля, можно доверить эту задачу профи. В регионе существуют компании, которые за определенную плату помогут подобрать машину. Существует несколько видов услуг – проверка конкретного авто и подбор «под ключ».
В последнем случае вам нужно обозначить лишь свои пожелания к транспорту – марку, мощность, цвет и т. п. Фирмы обещают проверить буквально все – от технического состояния до юридической чистоты. Такой «пакет» обойдется заказчику примерно в 10–20 тысяч рублей.
Сервисов, которые специализируются именно на предпродажном осмотре машин, в краевом центре нам найти не удалось. Однако такая тактика чревата временными и денежными потерями – возить каждую понравившуюся машину в сервис и детально проверять все узлы и агрегаты довольно дорого. Да и не каждый продавец соглашается на такую диагностику, ведь это лишняя головная боль.