Нижняя палата российского парламента 10 июля приняла в первом чтении законопроект о штрафах для водителей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) – электроскейтбордов, гироскутеров, моноколес и т. д.
За превышение скорости – по действующим сейчас правилам она не должна быть выше 25 км/ч – предусмотрен штраф от 500 до пяти тысяч рублей, если это нарушение повлекло причинение легкого вреда здоровью – от двух тысяч до пяти тысяч рублей, вреда средней тяжести – от 10 тысяч до 15 тысяч рублей.
Штраф от 20 тысяч до 30 тысяч рублей придется заплатить за управление средствами индивидуальной мобильности в нетрезвом виде.
Напомним, что владельцы СИМ подвергаются наказаниям за нарушения правил дорожного движения, но в целом такая практика не имеет юридически четкого характера. Между тем электросамокаты стали настолько популярны, что становятся подлинным бедствием, особенно для пешеходов и особенно в больших городах. Многие эксперты сходятся на том, что причина в отсутствии отдельной инфраструктуры для подобных средств передвижения. Однако среди законодателей и правоохранителей все больше тех, кто выступает за полный запрет электросамокатов. Та же тенденция набирает популярность в обществе. Согласно недавнему опросу, который провел в своем телеграм-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин, более 70 процентов респондентов выступили за полный запрет электросамокатов, 25 процентов высказались против.
Начальник краевой полиции Александр Речицкий также выступает за запрет, поскольку количество аварий с участием электросамокатчиков растет, равно как и число пострадавших в них.
Напомним, для управления электросамокатом и другими средствами индивидуальной мобильности водительские права не нужны. Пока есть только один прецедент, когда суд (Тамбовская область, 2019 г.) признал электросамокат мопедом, поскольку его мощность превышала 250 Вт.
Набор для нештатных ситуаций
С 1 сентября нынешнего года автовладельцам рекомендуют изменить состав автомобильной аптечки. Именно рекомендуют, поскольку наказание за отсутствие набора медикаментов не предусмотрено. Однако необходимость быть готовым к любым нештатным ситуациям на дороге никто не отменял.
Согласно соответствующему приказу Минздрава (260Н) в аптечке должны быть:
• маска медицинская нестерильная одноразовая – 2 шт.
• перчатки медицинские нестерильные – 2 пары
• устройство для проведения искусственного дыхания «рот – устройство – рот» – 2 шт.
• жгут кровоостанавливающий – 1 шт.
• бинт марлевый стерильный 5 м x 10 см – 3 шт.
• бинт марлевый стерильный 7 м x 14 см – 3 шт.
• салфетки марлевые стерильные 16 x 14 см N 10 – 2 уп.
• лейкопластырь рулонный 2 x 500 см – 1 шт.
• покрывало спасательное изотермическое 160 x 210 см – 1 шт.
• ножницы для разрезания перевязочного материала и ткани – 1 шт.
• инструкция по оказанию первой помощи с использованием аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной) – 1 шт.
• блокнот формата А7 – 1 шт.
• карандаш – 1 шт.
• футляр пластиковый – 1 шт.
Приказ будет действовать до 1 сентября 2030 года. Как уточнили в Минздраве, если аптечки укомплектованы до вступления изменений в силу, их можно использовать. Но только до истечения срока годности и не позднее 1 сентября 2027 года.
В комментарии для Autonews.ru юрист автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько поясняет:
Если на месте есть врачи скорой, у них должно быть свое оборудование. Конечно, иметь аптечку под рукой можно: у врачей могут кончиться свои запасы. Или, например, до их приезда рядом окажутся медицинские сотрудники, которые остановятся и окажут помощь потерпевшим в ДТП. Хорошо, что туда включили карандаш или маркер: при наложении жгута важно написать время, с какого момента конечность была обескровлена. И ручка не всегда есть под рукой, а так это можно написать прямо на жгуте.
За рамками закона
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который может установить ответственность за сокрытие регистрационных знаков автотранспорта почти такую же, как за вождение в нетрезвом виде.
Необходимость принятия поправок к действующему закону объясняется тем, что количество различных манипуляций с маскировкой госномеров растет неуклонно и быстро. За последние шесть лет, по данным Госавтоинспекции, число такого рода выявленных нарушений увеличилось в полтора раза – от более чем 70 тысяч в 2018 году до без малого 120 тысяч по итогам прошлого года. Резонов для сокрытия номера более чем достаточно, начиная с того, что камер, фиксирующих нарушения на дорогах, довольно много и, во всяком случае, на порядки больше, чем инспекторов ГАИ. К тому же средства видеонаблюдения способны зафиксировать многие нарушения, и потому есть вероятность привезти из поездки целую коллекцию штрафов либо чего-то посерьезнее…
Инициаторы законопроекта предлагают оставить без изменений ответственность за управление транспортным средством без регистрационных знаков, предусмотренную частью 2 статьи 12.2 КоАП – от штрафа пять тысяч рублей до лишения водительских прав (от одного до трех месяцев). То же касается и нарушителей, каким-либо образом изменяющих цифры госномеров (к примеру, «дорисовывающих» ноль до восьмерки) либо затрудняющих их фиксацию при помощи светоотражающих материалов. Однако в новой редакции закона за повторное нарушение того же рода – лишение прав от года до полутора лет.
Более суровое наказание предусматривается для тех, кто для сокрытия номера использует специальные устройства, производство которых уже поставлено на поток, прежде всего это рамки-перевертыши различных конструкций, позволяющие быстро скрыть номер. За такую «хитроумную» технику законодатели предлагают лишать прав на срок от года до полутора лет с конфискацией упомянутых устройств. По мнению автоэкспертов, наказывать надо не только тех, кто покупает и пользуется такими рамками, но прежде всего их производителей и продавцов.